Авторcтво: Нагорная Лариса Максимовна, учитель русского языка и литературы школы №76 Выборгского района Санкт-Петербурга; Шерсткина Мария Евгеньевна, учитель русского языка и литературы школы №76 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Как известно, школьное образование перестраивается, ориентируясь на формирование личности, готовой успешно, на высоком профессиональном уровне реализовывать свой потенциал, амбиции, отвечать на вызовы современного, так стремительно изменяющегося мира. Поэтому воспитание способности к творчеству, гибкости мышления, позволяющей находить нестандартные решения проблем, – одна из приоритетных задач современного педагога. Таким образом, креативным должен быть учитель и креативным должен стать ученик.
Что же такое креативность и как ее развивать? «Творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем», – вот распространенное определение этого понятия. Следовательно, современному учителю «необходимо формировать готовность к принятию и созданию новых идей». Не слишком ли глобальная задача? Может быть, креативность – это свойство только одаренной личности?
Мы, учителя словесности в отдельно взятой школе, готовы поспорить с тем, что только одаренная врожденными талантами личность может принимать неординарные решения. Мы скорее согласимся с точкой зрения американского психолога А.Маслоу о врожденной, свойственной всем без исключения креативности, которая со временем исчезает или теряется под влиянием неправильного подхода в обучении и воспитании ребенка.
Так какой же подход будет правильным, верным в воспитании этого качества? Существуют ли приемы и методы, помогающие развивать креативность?
На эти вопросы мы с уверенностью ответим положительно и постараемся примерами из опыта работы доказать вышесказанное.
При подготовке к изложению, начиная с пятого класса, используется традиционная система, включающая на начальном этапе составление как назывного, так и вопросного, тезисного плана прослушанного текста, выделение ключевых слов, пересказ и т.д. Но, как правило, удовлетвориться результатами такой работы достаточно сложно. Что же предпринять для более эффективной подготовки?
В пятом классе, когда программой предусмотрено освоение более сложных технологий написания изложения, на наш взгляд, необходимо выбрать тот текст, который будет действительно интересен детям, который захочется читать и изучать. Это может быть описание необычного животного в художественном (в том числе фантастика) или научно-популярном стиле. Главное – интерес, который возникает у детей уже после первых строчек читаемого текста. При этом учитель может попросить ребят предположить, что будет дальше. После чтения пятиклассники выписывают как существительные, так и прилагательные, необходимые для описания, прочитывают выписанное, тем самым позволяя дополнить словарь темы учащимся, не очень хорошо справившимся с заданием. Но самое интересное начинается на следующем этапе, когда ребятам предлагается нарисовать животное, используя в качестве комментария составленный словарь. Причем изображаемое животное должно полностью соответствовать описанию в тексте, и когда учитель прочитывает его второй раз, дети показывают свои рисунки, и у кого нарисованное слишком отличается от оригинала, вносятся изменения. Выбирается художник класса – «классный художник», который максимально приблизил изображение к описанию из текста. Таким образом, в подготовку к изложению вносится элемент игры, соревнования, что делает работу увлекательной, а атмосферу в классе веселой, приучая школьника к тому, что учение – это праздник, а не унылое занятие.
Понятно, что изложение прочитанного текста с использованием и рисунка, и словаря темы будет успешным. И если ребята еще не устали или есть время продолжить работу по развитию речи, очень занимательно проходит следующий этап, когда им предлагается сочинить продолжение, а именно, подумать, что может произойти с животным, в каких обстоятельствах и т.д. Для этого нужно выписать уже глаголы, а потом прочитать их опять же с целью обогатить чей-то словарь. Важно, что выписывая глаголы, слушая одноклассников, школьник имеет возможность изменить, дополнить придуманную историю. Когда пишется продолжение, учащиеся осваивают повествовательный тип речи. Конечно, проверки учителя с обязательным письменным комментарием недостаточно, необходимо, на наш взгляд, проводить уроки чтения и обсуждения написанных сочинений. Такое чтение необыкновенно полезно, не только потому что ребята, слушая друг друга, оценивают одноклассников как писателей, расширяя свой кругозор, сравнивая и сопоставляя, но и потому что это позволяет заняться редактированием и рецензированием. В пятом классе эти виды работ достаточно просты, ведь это только начало. Но уже и пятиклассники могут писать коротенькие рецензии (одно – два предложения), выбирать лучшего на данном этапе «классного писателя». Что это, если не настоящее творчество?!
Если ранее речь шла о таких типах речи, как описание и повествование, то интересным, с точки зрения креативности, может показаться технология «Малая родина», используемая в шестом классе, направленная на обучение рассуждению. Это уроки, позволяющие развить представление о родине как о родном доме в родном городе, воспитывающие не только речевые, интеллектуальные способности детей, но и гражданскую позицию. Основаны они на психологическом подходе, когда ребятам предлагается нарисовать, может быть, схематично свой дом, улицу, район города так, чтобы он был узнаваем. Для этого придется прибегнуть к надписям, то есть к комментированию. Задача состоит не только в том, чтобы обозначить место на карте, но и выразить свои чувства к родному дому, улице, городу. Учащиеся вспоминают своих близких, живущих и в доме, и в городе, любимых животных, пытаясь дать определение малой родине. Одновременно с рисованием шестиклассники рассказывают о семьях, друзьях, называя лучшие человеческие качества, раскрывая их суть, свои чувства по отношению к ним. Записывается словарь темы. Для создания текста-рассуждения учитель читает написанное ранее кратное сочинение как некий образец, обращая внимание учащихся на тезис и доказательства, приводимые в сочинении. После обсуждения, может быть, спора ребятам предлагается создать свой вариант объяснения, что же такое для каждого малая родина. Таким образом, шестиклассники на основе эмоционального переживания пытаются прийти к обобщению, создать сочинение-рассуждение на основе рисунка-схемы. На втором уроке после проверки с обязательным комментарием учителя сочинения читаются вслух и определяется лучшее.
Уроки же литературы в соответствии с традиционным подходом включают в себя чтение и анализ художественного текста. Обычно анализу помогают системы разнообразных вопросов, предлагаемых учителем: проблемных, дискуссионных, наводящих и т.д. Для развития креативности можно воспользоваться так называемыми стратегиями чтения. Ведь само по себе чтение – процесс творческий, «чтение, - писал философ М. Каган, - отличается от других форм художественного восприятия своей прямой связью с художественным первотворчеством». Художественный текст воспринимается совершенно иначе, когда за ним видишь картинку, представляешь образы в своем сознании. Этому и помогают предтекстовые и текстовые стратегии чтения.
Среди стратегий наиболее известными считаются кластеры, ПМИ, паутинка ассоциаций, синквейн, чтение с остановками, перепутанные логические цепочки, ключевые слова.
Их применение в корне меняет методику урока, позволяет работать в условиях невыполненного домашнего задания, разрабатывать инновационные уроки с необычными способами работы с новой информацией. Кроме того, использование стратегий чтения предполагает индивидуальную, парную работу и работу в малых группах.
Рассмотрим подробнее одну из стратегий чтения.
Чтение с остановками – текстовая стратегия, используется для пробуждения у детей и подростков интереса к чтению, развития креативного мышления. Читаем художественное произведение, не спеша, с перерывами, чтобы подумать - поразмышлять о прочитанном, обсудить его. Наиболее эффективна данная стратегия при чтении произведений небольшого объема (рассказов) с неожиданным развитием событий или финалом Текст произведения должен быть заранее разбит на несколько частей.
Алгоритм работы по данной стратегии:
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания.
2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3. Рефлексия. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
На этапе вызова стоит обратиться к личному опыту учащихся посредством вопросов, связанных с пониманием ими заглавия текста, их ассоциациями и представлениями, связанными с заголовком. Стоит также обратиться к толковому словарю. Стадия вызова помогает подготовить учащихся к восприятию рассказа и прогнозировать его проблематику. Вот примеры вопросов для урока, посвященного рассказу «Хирургия»: Скажите, что обозначает слово «хирургия»? Какие ассоциации оно у вас вызывает? Что мы можем сказать о рассказе с таким названием? Чему он будет посвящен? Можно ли дополнить ваши предположения, зная, к какому жанру относится произведение?
На этапе осмысления учащиеся знакомятся непосредственно с текстом художественного произведения (предварительно разбитым на несколько логически завершенных фрагментов). Стоит отметить, что читать текст нужно обязательно вслух и выразительно, отмечая голосом важные нюансы, необходимые для понимания смысла. После чтения каждого из фрагментов учащимся задаются вопросы (можно использовать разные типы: простые, объясняющие, уточняющие, оценочные, творческие и др.), затем ученики пытаются спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Например (для рассказа «Хирургия»): О чем мы узнали? Подтвердилось ли наше предположение о том, что рассказ смешной? Какое впечатление производит фельдшер Курятин? Оправдываются ли ваши ожидания? По-прежнему ли рассказ нельзя назвать юмористическим? Удастся ли вырвать зуб? Попробуйте придумать и записать концовку рассказа.
Для прогнозирования предлагаем пользоваться таблицей такого типа:
Что произошло?
|
Что произойдет?
|
Эта таблица необходима для фиксирования уже известной информации и прогнозирования дальнейших событий. Учащиеся с большим интересом пытаются угадать, что же случится дальше.
Кроме таблицы можно использовать такой прием, как «Древо предсказаний»:
На «стрелочках» - линиях соединения - дети записывают объяснения своим версиям: таким образом они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать предположения с данными текста.
Для этапа рефлексии используем цитаты, афоризмы, пословицы, крылатые выражения, связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к его интерпретации. Для рассказа «Хирургия» можно взять следующие пословицы: «Не все те повара, у кого ножи длинные» и «Авось да как-нибудь до добра не доведут» и предложить учащимся поразмышлять, какая из них наиболее полно отражает смысл рассказа. Свои соображения учащиеся должны изложить в небольшом эссе.
Чтение с остановками учит читать вдумчиво, анализировать, делать выводы из прочитанного, вызывает интерес у учащихся возможностью активно участвовать в процессе урока: выдвигать гипотезы, доказывать и опровергать их, делать выводы, и таким образом образом развивает креативность, нестандартность мышления.
Эти технологии отличается от традиционных не только рисованием, которое так любят дети, или обращением к фантазии ребят, но и самим подходом. Приучая детей к тому, что они занимаются интересным делом, в процессе которого рождаются идеи, новые подходы к решению задач, мы изменяем отношение к учебе, превращая ее в увлекательное занятие, а главное – даем учащимся возможность стать самостоятельными деятелями образовательного процесса, в котором учитель – это советчик, наставник. Если такой подход станет традицией, то, конечно, креативность мышления даже у самого неостроумного, стандартно мыслящего человека станет потребностью в жизни и в будущей профессии.
Поделиться: