Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Формирование педагогом-психологом здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве дошкольной организации
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации становится гармоничное развитие личности детей и укрепление здоровья. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Основная задача – обеспечение комфортной среды, в которой каждый участник педагогического процесса может реализовывать свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровье- сберегающей деятельностью. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольной организации. Важнейшим направлением психолого–педагогического сопровождения развития детей является сохранение и укрепление здоровья. В последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию усилий, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы: · организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления и других дезадаптационных состояний; · психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); ● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья детей. Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? Способны ли они вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Применение в работе дошкольной образовательной организации здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников если будут созданы условия для возможности корректировки технологий в зависимости от конкретных условий и специализации детского сада, если обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, сформированы положительные мотивации у педагогов детского сада и родителей детей. Чтобы педагог ДОУ начал реализовывать в образовательном процессе здоровье- сберегающие технологии, его этому необходимо научить, причем не в информационно-констатирующей форме, еще раз пересказывая известные проблемы, а включая педагога в активный творческий процесс по разработке и анализу образовательных технологий с позиции здоровьесбережения. В рамках методического объединения педагогов-психологов Выборгского района было решено провести анализ, обобщение результатов работы по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду. Нами был организован и проведен конкурс кабинетов педагогов-психологов. Организаторами конкурса выступил Центр психолого-медико-социального сопровождения, отдел образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и методическое объединение педагогов-психологов. Целью проведения смотра – конкурса являлось совершенствование работы педагогов – психологов, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса по формированию здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях района. Основными задачами смотра – конкурса являются следующие: - повышение профессионального мастерства и творческой активности психологов по формированию ценностно – ориентированных установок на здоровьесбережение и здравотворчество; - расширение форм взаимодействия участников образовательного процесса по приобретению необходимых для здоровьесбережения знаний и умений с использованием методик направленных на оздоровление и укрепление организма; - создание условий для получения участниками образовательного процесса квалифицированной психолого–педагогической помощи, направленной на развитие эмоциональных и волевых психологических механизмов, которые являются необходимым условием сохранения здоровья; - поддержка и стимулирование инновационной деятельности в области практической психологи с использованием здоровьесберегающих технологий; - совершенствование методической и технической оснащенности кабинетов педагогов – психологов по формированию здоровосберегающей среды; - создание информационного банка существующих кабинетов педагогов – психологов; - обмен передовым опытом педагогами-психологами по созданию здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Конкурс проводился в 2 этапа. Первый этап (декабрь) включил в себя подготовку материалов участниками смотра-конкурса. Второй этап (январь) – проведение районного смотра-конкурса. Нами были разработаны следующие критерии оценки: 1.Наличие в кабинете текстов нормативно – правовых актов Российской Федерации, Санкт–Петербурга, органов управления образованием Санкт-Петербурга. 2. Наличие в кабинете документов регламентирующих создание здоровьесберегающей среды. 3. Наличие в кабинете документов планирующего характера, утвержденных руководителем образовательного учреждения (годовое и календарное планирование). 4. Наличие отчетной документации (соответствующей плану работы педагога – психолога образовательного учреждения). 5. Наличие программно – методического обеспечения (лицензированных образовательных программ). 6. Наличие документов по сопровождению развития детей (наличие карт, дневников сопровождения). 7. Наличие оформленных материалов по основным направлениям работы педагога – психолога: - по результатам диагностики; - по коррекционно–развивающей работе; - психолого–педагогическому обучению просвещению; - консультирование участников образовательного процесса. 8. Наличие здоровьесберегающих технологий: технология сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии. 9. Наличие психолого–методического инструментария: - стимульный материал (к диагностическим коррекционным методикам); - вспомогательный материал для работы со взрослыми и детьми (игры, пособия, методические рекомендации, игровые развивающие комплексы, психолого–дидактические материалы и др.); - программное обеспечение компьютерной обработки результатов психологической диагностики. 10. Наличие информационного оформления кабинета (полнота, структурированность, доступность, значимость информации для участников образовательного процесса): - информация об организации работы педагога–психолога (расписание, должностные обязанности, циклограмма работ кабинета, охват возрастных категорий, направления работы); - информация о смежных специальностях (социальный педагог, логопед и др.); - информация о возможностях психологической, социальной и медицинской помощи в районе и в городе. 11. Наличие технической оснащенности кабинета: - наличие системы видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов для проведения видеотренингов; - наличие системы звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей; - наличие компьютера, проекционного оборудования; - наличие ксерокса (либо доступ к общему ксероксу). Каждый критерий оценивался по 10– бальной шкале. По результатам были определены победитель, лауреат и дипломант, которые представили презентации на методическом объединении. Результаты конкурса размещены на сайте Центра психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по адресу: http://vcpmss.blogspot.ru/2013/07/blog-post.html. Каждый из конкурсантов продемонстрировал знание нормативной базы, имел электронный банк необходимых нормативных документов, были подобраны необходимые методики диагностирования детей. Современные реалии требуют от педагога-психолога разработки программ психопрофилактики и сохранения здоровья. Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что одним из существенных моментов в организации здоровьесберегающих условий следует считать создание программ систематической работы педагога-психолога в направлении сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Каждый из конкурсантов имел модифицированную программу, согласованную на педагогическом совете дошкольной организации и утвержденную в Академии постдипломного педагогического образования. Содержание программ соответствовало приоритетным направлениям работы специалистов. Были представлены программы по работе в сенсорной комнате, программа по ранней профориентации детей (данная педагогическая идея стала лауреатом конкурса педагогических достижений Выборгского района). Программы психологов, работающих в комбинированный детских садах, были ориентированы на развитие познавательных интересов детей. Членам жюри вне конкурса были продемонстрированы открытые занятия с детьми, показано, как в практической деятельности можно применять регламентированные программой здоровьесберегающие технологии. Все это позволило сделать вывод, что педагоги-психологи Выборгского района готовы к работе в условиях действия дошкольного образовательного стандарта. К сожалению, необходимо отметить, что в дошкольных организациях, заявившихся на конкурс, была недостаточно представлена информация для родителей о работе служб сопровождения ребенка, о возможностях психологической, социальной и медицинской помощи в районе и в городе. Достаточно вариативно была представлена рабочая документация педагога-психолога. Отмечено, что сегодня не хватает систематизированного теоретического и практического материала по работе педагога-психолога. Данный вид профессиональной деятельности предполагает, что специалист планирует свой рабочий день, определяет цели и задачи работы с участниками педагогического процесса, определяет методы, приемы и формы их достижения. А также, что педагог-психолог содержит в порядке (регулярно заполняет, ведет) и по первому требованию представляет руководству рабочую документацию. Все перечисленные факторы в совокупности затрудняют выполнение функции образования по формированию приоритета здоровья и безопасности в системе ценностей подрастающего поколения. По итогам конкурса опыт работы участников в виде презентаций был представлен на методическом объединении педагог-психологов Выборгского района. Итогом конкурса явилась разработка единого внутреннего стандарта годового и календарного плана работы педагога-психолога, отчетной документации, систематизация информации, анализ используемых здоровьесберегающих технологий, что, несомненно, положительно сказалась на профессиональном мастерстве наших специалистов.
Список литературы: Науменко Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования // Вопросы образования, – 2007. – № 2. – С.140–160. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2004. http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/ped/2_2.htm «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Е.В.Михеева http://ps.1september.ru «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога» Трушина Е.В. Поделиться: |