Поиск по сайту

Учебная проектная деятельность учащихся при изучении курса «Технология»


Авторcтво: Анисимова Виктория Викторовна, учитель технологии ГБОУ лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга


Учебная проектная деятельность учащихся в педагогике обычно используется вместе с традиционным предметным обучением как часть системы плодотворного образования. Образовательная область «Технология» (трудовое обучение) в учебной программе предусматривает модуль «основы проектирования», в базовой программе на выполнение учебных проектов выделено 30% учебного времени. Так как уроки технологии носят практический характер, у учителя появляется возможность для осуществления проектной деятельности. Авторы учебных пособий в образовательной области «Технология» (В. Д. Симоненко, П. Р. Атутов, И. А Сасова, В. М.Казакевич, Е. М. Муравьев, М. Б. Павлова, Л. Н. Серебренников, Ю. Л. Хотунцев и другие) указывают на необходимость развития личности учащихся в ходе выполнения проектной учебной деятельности. Применение проектной деятельности на уроках технологии может значительно повысить творческую инициативность школьника.

Учебная проектная деятельность позволяет через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность обучающихся, раскрывать творческие способности, формировать интеллектуальные, коммуникативные навыки, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий. Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (например, через рассказ или пояснение). Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.

Учебная проектная деятельность учащихся на уроках «Технология» – это самостоятельная работа, которую каждый ребенок выполняет на основе полученных знаний при изучении программного материала, а не в процессе его изучения. Исследовательская работа учащихся является обязательным условием каждого проекта независимо от его вида. Это – поиск информации, обработка найденного материала, выдвижение идеи проекта, осмысление и представление эскизов участниками проектной деятельности. Это результат совместных согласованных действий учителя и учащихся.

Выбирая тему проекта, учащиеся опираются на прохождение определенного курса программы «Технология», это помогает углубить знания учеников в данной области, дифференцировать процесс обучения. Чаще всего тема проекта связана с каким-то вопросом, требующим привлечь знания учеников сразу по нескольким изучаемым предметам, актуальным для практической жизни. Это позволяет обеспечивать межпредметные связи. Так, например, при выполнении проекта в разделе «Технология изготовления швейного изделия» учащиеся должны использовать знания из курсов рисования, необходимые при выполнении эскизов изделия, знания математики для расчета мерок и знания основ черчения, для выполнения базового чертежа изделия. Выполнение мини-проектов, приуроченных к различным праздникам: Новый Год, 8 марта, 23 февраля, День матери, День святого Валентина и т. п., стали традиционными в изучении курса технологии. Также учащиеся пробуют себя в исследовательской деятельности, выполняя рефераты и презентации.

Специфика выполнения проектов – это совместная творческая работа учителя и учащегося. Выполнение творческого проекта учащимися изменила роль учителя, теперь учитель является организатором познавательной деятельности учащихся их помощником в выполнении проекта, а не носителем готовых знаний.

Роль учителя в работе над проектом:

- помогает ученикам в поиске информации по проблеме исследования;

- сам является источником информации;

- контролирует всю работу над проектом;

- оценивает учеников.

Заключительным этапом учебной проектной деятельности является оценивание полученных результатов. Возможными критериями оценки качества проектного изделия могут быть:

1. Внешний вид – соответствие силуэту, пропорциям, конструктивному решению линий, узлов, деталей, качество используемого оборудования, сочетание материалов по цвету и фактуре, эргономичность, расход материала, соответствие рабочему эскизу, сложность и объем выполненных работ.

2. Материалы – прочность, надежность, отсутствие дефектов.

3. Эстетика – оригинальность проекта, композиционная завершенность, цветовое решение, стиль, дизайн.

При защите своего проекта учащиеся учатся самостоятельно оценивать свою работу, показывать свою компетентность в отдельных вопросах, связанных с проектом, аргументировать. Показывают свою старательность, добросовестность при выполнении задания, уровень творчества и оригинальность. На различных этапах выполнения проекта степень активности учащихся и учителя разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, степень этой самостоятельности зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Роль учителя в проектной деятельности учащихся, несомненно, велика на первом и последнем этапах. От того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Помимо основной функции — помощи детям в свободном выборе проекта — существует целый ряд других: помощь учащимся на этапе планирования своей работы; подбор необходимых инструментов и приспособления для выполнения проекта; помощь при выборе материала, подходящего для данного изделия; подбор и работа с оборудованием на различных этапах работы, выбор технологических операций, наиболее подходящих для данного изделия; помощь в преодолении возникших затруднений путем косвенных, наводящих вопросов, оценивании конечных результатов.

Подводя итог сказанному, можно отметить много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов. Проектная деятельность учащихся формирует активную личностную позицию, повышает вероятность творческого развития, делает его более разносторонним, учит учащихся грамотно и организованно высказывать и отстаивать свою точку зрения, общаться с окружающими, позволяет сделать теорию более интересной и более доступной для обучающихся.



Литература

1. Похомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

2. Развитие исследовательской деятельности учащихся./ А.С. Обухов. – М.: Прометей, 2006, 224 с.

3. http://pedsovet.org/

4. http://www.researcher.ru/


Поделиться: