Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Образовательный проект «ПДДейка». Интерактивная игра в режиме он-лайн как способ обучения безопасному поведению на дорогах детей с разными возможностями здоровья
Целью федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 25 процентов по сравнению с 2010 годом. Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе - повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения, а также обеспечить условия для грамотного, ответственного и безопасного поведения участников дорожного движения [1]. Современное решение проблемы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма заключается в: - в усилении решения проблемы безопасности дорожного движения со стороны пешеходов, в частности детей; - в создании многоуровневой системы обучения детей – от уголков по безопасности, классов ПДД, мобильных автогородков до стационарных автогородков, в которых педагогическими работниками общеобразовательных, дошкольных и учреждений дополнительного образования изучаются основы безопасности дорожного движения; - в моделировании в учебных условиях (виртуальных и практических) конкретных ситуаций автодорожного и пешеходного движения, в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на дорогах города; - в создании принципиально новой модели взаимодействия образовательных учреждений всех типов (дошкольного, общего, дополнительного образования детей) по обучению дорожной безопасности детей. К настоящему времени образовательными учреждениями Санкт-Петербурга накоплен опыт обучения детей правилам дорожного движения (далее - ПДД) и воспитанию культуры безопасного участия в дорожном движении. Педагогами применяются различные педагогические технологии, в том числе компьютерные. Однако для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) таких методик по обучению детей ПДД практически нет. Но данные статистики информируют нас о том, что «сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам» [2]. Решение этой актуальной проблемы в настоящее время находится в числе насущных тем, на которых сфокусировано внимание органов образования всех уровней. В связи с этим, во исполнение Приказа Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ГБОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» на основании договоров о социальном партнерстве с ГБСКОУ №№ 657, 13 начал осуществлять совместную деятельность по разработке адаптированных программ, методик обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому, при создании образовательного проекта «ПДДейка» нами учитывались особенности работы с детьми с ОВЗ и возрастные особенности восприятия целевой аудитории - начальная школа, старшие дошкольники. Таким образом, в нашем учреждении шагом по созданию условий для равного доступа к образованию по курсу «Дорожная безопасность. Правила дорожного движения» для детей с различными возможностями здоровья, является разработка интерактивной игры в режиме он-лайн. Игра, помимо прочего, содержит опции выбора и компановки заданий при проведении как стандартных, так и нестандартных занятий в форме игры, викторины для различных групп обучающихся. Данный образовательный проект задуман в виде ряда электронных презентаций, способствующих удобному усвоению информации в домашних условиях. В целом в проекте представляется пять тем занятий: 1) Дорога и ее элементы. 2) Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. 3) Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. 4) Правила поведения в транспорте. 5) Дорожные знаки и дорожная разметка. Разработка, представленная в виде электронной презентации, способствует удобно усваивать информацию в домашних условиях. Она состоит из трех частей: первая часть посвящена теории о дороге и ее элементах, представлена в видеоматериале. Вторая часть представляет собой сбор дидактических заданий по изученной теме. Третья часть представляет дополнительную информацию в форме видеоролика.
Он следует указаниям ПДДейки и попадает на меню (Рис.2), где может выбрать занятия или задания. В нем представлены три кружка, с названием: «1-е занятие», «задания по пройденной теме» и «это интересно». После каждого пройденного этапа, в меню можно вернуться при помощи гиперссылки. ПДДейка рекомендует начать с занятия и ознакомится с элементами дорог.
На следующем слайде (Рис.4), ребенку предлагается ответить на вопросы по просмотренному видео. Чтобы сразу не загружать разной информацией, мы разделили городскую и загородную дорогу на два видеоролика. На 6-ом слайде предлагается аналогично просмотреть информацию по загородной дороге и ответить на вопросы. Это может быть не просто проверка знаний, но и домашним заданием, тому, кто не смог присутствовать на занятиях по правилам дорожного движения.
9 слайд (Рис.5) демонстрирует загадки по элементам дороги. Нажатие мыши на разноцветные кружки на слайде, На следующем слайде (Рис.6), ребенок может не только выучить полезный стишок о том какой стороны нужно придерживаться на дороге, но и проделать физминутку. Следующее задание является творческим (Рис.7). Ребенок должен пошагово нарисовать с ПДДейкой элементы городской дороги, таким образом, подкрепляя и проверяя полученные знания.
При составлении заданий учитывались возрастные особенности детей, привлекательность для них игровых элементов в При оформлении презентации также учитывались возрастные особенности детей, соответствующий шрифт и красочные иллюстрации. Мультяшное оформление ПДДейки, способствует привлечению внимания к содержанию данного материала. Разработанная презентация, предлагается в электронном формате на CD диске, что позволит удобно использовать материал. Презентации могут быть тиражированы. В заключении, следует отметить, что данный проект поэтапно внедряется в ГБОУ СОШ № 554 Приморского района. В нем участвуют обучающиеся двух первых классов. И, на данный момент (по прошествии семи месяцев с начала учебного года), мы можем с уверенностью сказать, что подобная увлекательная форма подачи материала в форме интерактивной игры в режиме он-лайн способствует формированию у обучающихся устойчивой мотивации к овладению знаниями по правилам дорожного движения, поддерживает постоянный интерес к предмету изучения и, вместе с тем, способствует решению образовательных задач. Обращаясь к проблеме доступности образования для детей с ОВЗ, на наш взгляд, образовательный проект, подобный «ПДДейке», может стать неким инструментом постепенной адаптации, «переходным звеном» от домашнего обучения детей с особыми потребностями к получению образования в условиях современных общеобразовательных учреждений.
Литература 1.Распоряжение Правительства российской федерации от 27 октября 2012 года N 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах". 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва
3.Алексей Куденко, статья-справка: «Инклюзивное образование в России», Интернет проект: РИА Новости «Трудное детство», 06.07.2011г., официальный сайт: http://deti.rian.ru/spravki/20110706/200144120.html. 4.Михайлов Л.А. Форштат М.Л. Учебное пособие по правилам дорожного движения. – СПб, «Лики России», 2007. – 72 с., ил. 5.Методическое пособие по безопасности на дорогах. Москва: Интеллин, 2011.- 280 с. 6.Форштат М.Л. Учебное пособие по ПДД для начальных классов. - СПБ. : ИД «МиМ , 1998. - 112 с.: илл. – (Учебная серия). Поделиться: |