Авторcтво: Юрина Марина Геннадьевна, учитель ОБЖ, заместитель директора по ВР ГБОУ №558 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Одной из целей процесса обучения является создание условий для выявления развития способностей и склонностей учащихся, навыков критического мышления. Еще К.Д. Ушинский писал, что учение есть труд, полный активности и мысли.
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и
коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки
критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их формированию во многом способствует технология РКМЧП (Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо). [1] Цель данной статьи - показать, как с помощью различных приемов в рамках названной технологии на каждой фазе урока заинтересовать учащихся в необходимости получения знаний.
Основные условия работы по данной технологии для учащихся — активность, поиск, риск, понимание ценности знаний, для учителя — сотрудничество и уважение мнения учащихся. Тексту в этой технологии отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя, в основном, координирующая. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. [2]
Технология РКМЧМ - это совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нем творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала, и, наконец, помочь ему обобщить полученные знания. Предлагается познакомиться с опытом работы на основе использования технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ.
1. Фрагменты уроков на стадии вызова, целью которой является:
пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
- Урок в 7 классе на тему «Лесные и торфяные пожары».
Тема урока общеизвестная, доступная для понимания, поэтому дети легко отвечают на поставленные вопросы в начале урока (автор использует прием «Покопаемся в памяти» - вопросы выписаны на доске) :
l Что вы знаете о пожарах?
l Каковы причины лесных пожаров?
l Что бы вы хотели узнать еще о лесных пожарах?
l Почему вам это необходимо узнать?
Учащиеся обсуждают два первых вопроса в парах, затем кратко записывают ответы в тетрадь (могут быть неправильные ответы). Также предлагается записать интересующие их вопросы в тетрадь. В течение дальнейшего хода урока ребята либо подтверждают свои знания, либо исправляют ошибочное мнение, дополняя знания новыми материалами. В конце урока необходимо вернуться к поставленным вопросам и уточнить, получили ли ребята все ответы или осталось что-то невыясненным. Если да, то ответить на них.
2. Урок в 5 классе на тему «Город как источник опасности».
На данном уроке целесообразно применить в фазе вызова прием «Ассоциации». Ребятам предлагается прочитать тему урока, подумать и ответить на вопросы:
l О чем пойдет речь на этом уроке?
l Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «Опасная ситуация»?
Все перечисляемые ассоциации записываются на доске, затем обсуждаются. В ходе урока формируются понятия, умения, знания уточняются, систематизируются, делаются выводы, которые записываются в тетрадь.
3. Урок в 6 классе на тем «Ожоги».
На этом уроке применяется прием «Ключевых слов» на стадии вызова, так как почти каждый ребенок испытывал ожоговую травму на себе. Все слова ребята записывают в тетрадь. Дальше, используя ключевые слова, ребятам предлагается составить мини-рассказ по теме урока. В дальнейшем ходе урока идет обсуждение мини-рассказов, исправление допущенных ошибок. Отмечаются ошибки в тетрадях (если они есть), исправляют их в записях.
2. Фрагменты уроков на стадии осмысления содержания, целью которой является:
l помочь активно воспринимать изучаемый материал,
l помочь соотнести старые знания с новыми.
1. Урок в 7 классе на тему «Режим — необходимое условие здорового образа жизни».
После актуализации знаний по теме предлагается ребятам поработать с текстом учебника (С.Н. Вангородский и др. «Основы безопасности жизнедеятельности») на стр. 192-195. Читая, ребята должны заполнить таблицу, отвечая на вопросы. Таблицы заранее подготовлены и положены на парты. Работа ведется либо парами, либо группами по 4 человека.
Примерная таблица:
Дайте объяснение, какие принципы режима обязательны?
|
|
Почему вы думаете, что режим не важен?
|
|
Почему режим способствует хорошей работоспособности?
|
|
Предположите, что может произойти ,если не соблюдать режима дня?
|
|
После заполнения таблицы, ее содержание обсуждается в группах, подготавливается выступление: учащимся необходимо представить и защитить мнение, оценивая информацию, обоснованность идей или качество работы, по выработанным критериям. Каждое выступление группы обсуждается всеми учениками. В итоге каждая группа получает оценки за работу на уроке. Таким образом, у детей формируются не только предметные умения, но и коммуникативность.
2. Урок в 5 классе на тему «Характеристика ранений. Первая помощь при ранениях».
На данном уроке в фазе осмысления содержания темы урока ребята работают с текстом учебника (В.В.Полякова и др., «Основы безопасности жизнедеятельности»). Читая текст на стр.112-115, ребята маркируют его карандашом, делая заметки:
«+» - я это знаю
«-» - я думал по - другому
«V» - это для меня новое
«?» - мне не понятно, хочу узнать
В процессе чтения учащиеся прорабатывают текст. Им необходимо рассмотреть информацию и разделить ее на части, определяя мотивы и причины, делая выводы и приводя доказательства для подтверждения обобщений. Затем идет обсуждение в парах. Если остаются невыясненные вопросы, они ставятся перед классом и обсуждаются вместе. В результате такой работы все знания систематизируются.
3. Фрагменты уроков на стадии рефлексии, целью которой является:
l помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал.
1. Урок в 6 классе на тему «Экстремальные ситуации в природе и их причины».
На этой стадии предлагается ребятам использовать графический метод систематизации полученных знаний на уроке (прием «Кластеров»). В центре страницы тетради записывается ключевое слово по теме «Экстремальные ситуации». Далее ребята самостоятельно записывают слова, пришедшие на ум, связанные с темой урока. Затем устанавливаются связи в виде стрелок между ними. Если ребята затрудняются в установлении связей, приходит на помощь учитель.
2. Урок в 5 классе на тему «Движение и здоровье».
На данном уроке используется на стадии рефлексии прием «Синквейн». При обучении этому приему сначала показывается один пример написания синквейна:
1. Физкультура.
2. Здоровый, естественная.
3. Ухудшается, ослабевает, болеет.
4. Движение — естественная потребность организма.
5. Здоровье.
Ребятам дается время для написания своего синквейна. Затем они прочитываются, обсуждаются и лучшие могут быть оценены.
Технология развития критического мышления помогает учащимся самостоятельно определять направление в изучении нового материала и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить. При применении этой технологии замечается интерес у ребят на уроках. Ведь они сами решают все возникающие вопросы, задача учителя - только лишь направить желание учащихся на получение новой информации, помочь систематизировать уже известные и новые знания, делать выводы. Использование данной технологии помогает ребятам освоить главное умение - умение учиться, что является одним из главных требований ФГОС.
Технология критического мышления дает возможность придать урокам творческий характер, благодаря чему получают удовольствие не только ученики, но и учитель.
Литература
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. Пособие для учителя – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
2. Заир-Бек С., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
Поделиться: