Поиск по сайту

Школа будущего – школа проектов


Авторcтво: Екимова Наталия Александровна, заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 558 Выборгского района Санкт-Петербурга


Как известно, метод проектов в отечественном образовании далеко не нов. Он широко использовался в советской школе еще в 20-30 годах ХХ века.

В настоящее время наблюдается новая волна интереса к технологии метода проектов в школьном образовании. Почему?

В условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. «Новыми нормами становиться жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы» (ФГОС нового поколения). «Развивающемуся обществу – подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования – нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способностью к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

«Общеобразовательная школа должна формировать систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. те ключевые компетенции, которые определяют современное качество содержания образования». Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который формирует не просто, умения связанные с опытом их применения в практической деятельности.

Применение проектного метода в качестве педагогической технологии позволяет эффективно решать следующие важнейшие образовательные задачи:

1. Осваивать предмет, т.е. получать определенные программой знания и умения;

2. Развивать универсальные учебные умения;

3. Развивать социальную компетентность;

4. Развивать проектные умения.

В условиях перехода школы на новые образовательные стандарты технология проектирования из разряда инновационных переходит в группу базовых образовательных технологий, без систематического применения которых невозможно решение задач, поставленных перед школой в настоящее время.

В школе № 558 с 2007 года проходила подготовка учителей к использованию метода проектов, начиная с начальной школы. С этой целью была организована система постоянно действующих семинаров, педагогических практикумов, групповых игр, индивидуальных консультаций с привлечением ученых, методистов. Все это позволило каждому педагогу более глубоко осмыслить характер собственной педагогической деятельности и способов организации деятельности детей в рамках проектной деятельности.

В программе развития образовательной системы школы на 2005-2010 гг., а также в новой программе на 2010-2015 гг. уделено большое внимание управлению качества школьного образования через проектную деятельность. В школе разработано семь управленческих проектов «Управлением качеством школьного образования», «Проектная деятельность», «Научно-методическое обеспечение внедрения ФГОСов», «Мониторинг обученности учащихся», «Здоровье», «Духовно-нравственное воспитание школьников», «Одаренные дети».

Основной целью проекта «Проектная деятельность учащихся в образовательном процессе» является создание системы проектной деятельности учащихся и педагогов школы в рамках системно-деятельного подхода к обучению, воспитанию и развитию личности в условиях социальных процессов, связей и отношений.

Творческой группой было разработано Положение о проектной деятельности учащихся, разработана программа действий по организации и внедрению проектной деятельности на 5 лет (2010-2015гг.), а также спланировано кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое и научно-методическое сопровождение проектной деятельности в школе.

По нашему мнению, использование метода проектов в какой-то мере позволяет учителю быть не просто «предметником», а педагогом широкого профиля, выступая в разных ролях: энтузиаста-мотиватора, специалиста, консультанта, руководителя-координатора, эксперта, старшего товарища. Ведь именно в таких разных ролях выступает учитель на различных этапах проектирования.

Проект как метод направлен на поиски путей развития активного самостоятельного мышления, творческой инициативы, ответственности, коммуникации.

Работа по разработке учащимися школы проектов строится по этапам.

На первом этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется «маршрутная карта» реализации проекта, определяются ответственные за реализацию проекта.

На втором этапе выстраивается ход анализа и творческой переработки полученной информации. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах: компьютерная обработка данных, видеосъемка, оформление полученных данных, анализ информации, анализ промежуточных результатов, демонстрация и обсуждение видеозаписи, выпуск газет с архивным материалом и информацией о ходе поисковой работе и т.п.

На третьем этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию, и оценка проекта.

Таким образом, эффективная работа учащихся на каждом этапе проектирования создает основу для формирования универсальных учебных действий разных видов: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Осмысление учителем каждого этапа проектирования с учетом ведущих универсальных учебных действием позволяет более успешно решать педагогические задачи в новых условиях.

Метод проектов позволяет организовать поисковую, исследовательскую самостоятельную, творческую деятельность учащихся, как на уроке, так и во вне учебное время.

Анализ внедрения проектного метода в школе показал, что часть педагогов в первые годы использования этого метода в школе допускали ошибки, недооценивая его и снижая его потенциал. Эти ошибки мы разделили на 2 группы:

1. Ошибки, связанные с применением самого метода проекта.

2. Ошибки, связанные с разработкой и реализацией проекта.

Приведем некоторые типичные ошибки:

Непонимание сущности проектной деятельности в образовательном процессе.

Проектную деятельность воспринимают как нечто самостоятельное, происходящее в стороне от учебно-воспитательного процесса, в этом случае у детей к проектной деятельности складывается отношение как к кружковым занятиям, а не как к важной педагогической технологии. Упускается возможность полноценного применения проектной деятельности для повышения эффективности качества образовательного процесса.

Нацеленность на презентацию – типичная ошибка у педагогов, начинающих работать с методом проектов. Все акценты в деятельности расставляются так, чтобы подготовить качественную презентацию по теме проекта, вместо решения конкретной проблемы, именно решение проблемы является целью проекта, а презентация это – результат, подведение итогов сделанной работы. Такая ошибка ориентирует детей не на реальные дела, а на показушность.

Проектирование – это достаточно сложный процесс, требующий разнообразных знаний и умений, в том числе универсальных учебных действий.

Можно ли применять проектный метод в начальной школе – опыт учителей начальных классов убедительно показывает, что да, однако иначе, чем в средней и старшей школе. Уровень изучаемых проблем, механизмы реализации проекта, формы представления итоговых результатов и степень поддержания проектного коллектива учителем должны соответствовать реальным возможностям детей.

Знакомство учащихся начальных классов с проектной деятельностью должно быть осторожным с учетом их готовности к сотрудничеству, самостоятельности, рефлексии, с учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста и т.д.

Школа не стоит на месте, учителя, учащиеся находятся в постоянном поиске новых форм работы, новых проектов, новых технологий их реализации. Модель внедрения проектной деятельности апробирована, но еще не доведена до совершенства – есть над чем работать, к чему стремиться и что преумножить.

Мы готовы поделиться своими наработками с теми, кому это интересно, мы готовы к сотрудничеству.

Ниже читателям предлагаются методологические основы проектной деятельности, алгоритм работы по разработке школьных проектов, критерии их оценки, а также разные виды школьных проектов (управленческих, учебных и социальных школьных проектов), сценарии уроков, внеклассных мероприятий, статьи по данной проблеме.


Приложение: «Математическая елка» (практико-ориентированный проект)


Поделиться: