Авторcтво: Мурашова Светлана Геннадьевна, воспитатель логопедической группы ГБОУ школы №469 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальным и общественном. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследователи Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Дьяченко, А.И. Волков и многие другие.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение, потому что связана с игрой.
В своей педагогической деятельности, я особое внимание уделяю театрализованным играм, особенно необходимым детям с нарушением речи. У детей, при ряде речевых нарушений, отмечается выраженная, общая моторная недостаточность, а также отклонение в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по обучению и воспитанию детей предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Учеными, на основе опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы. (Л.В. Фомина)
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук, поэтому на первом этапе работы я использую пальчиковую гимнастику, потешки, стишки, разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. У некоторых детей замедленно развитие психических процессов, поэтому, для развития памяти, в разучивании стихов использую речь с движением, элементы мнемотехники (мнемотаблицы, коллажи). Все занятия проходят в игровой форме, часто использую персонажи из известных сказок: «Красная шапочка», «Приключения Буратино», «Чебурашка» и др.
Душа ребенка формируется в первые месяцы и годы, пока не развит ум и не подключилась память, поэтому задача семьи и дошкольного учреждения воспитать у ребенка до пяти лет умение эмоционально правильно воспринимать мир, и уже на основе этих эмоций формировать чувства. Если у ребенка длительный дефицит общения со взрослыми и детьми, то он становиться не уверенным, тревожным, эмоционально неблагополучным. Поэтому, развитию благополучного состояния эмоционального мира ребенка нужно начинать уделять внимание как можно раньше. Эмоциональная открытость ребенка позволяет, прежде всего, занимать ему активную жизненную позицию, успешно развиваться и доверять окружающему миру. Одним из средств раскрытия эмоционального мира ребенка и является игра.
Театрализация позволяет малышу снимать эмоциональное напряжение посредством вхождения в игровой образ. Общение же с куклами помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрести уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать, активизировать речь. Для полного раскрытия эмоционального мира ребенка, для развития правильной речи и внесения ее в повседневную жизнь посредством театрализованных игр, упражнений, инсценировок поставлены следующие задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
2. Обогащать словарь детей, активизировать его, развивать артикуляционный аппарат.
3. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа.
4. Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру и к сверстникам, умению детей свободно общаться и двигаться.
5. Развивать творческие способности детей.
Все начинается с малого, в начале года, когда дети приходят в группу, мы стараемся обеспечить душевный комфорт ребенку, радостное восприятие нового образа жизни. Ведь в это время приходят и новенькие дети. Для того, чтобы они все безболезненно влились в детский коллектив, не нарушив их психоэмоционального здоровья, проводятся игры и упражнения, развивающие умения чувствовать других, поддерживать, сопереживать, учить жить дружно.
На каждом занятии и в процессе подготовки мини-спектакля выдвигается ряд задач, мною разработан алгоритм проведения, где изменяется содержание:
1. Разминка
- эмоциональная (снятие зажимов),
- мимическая,
- артикуляционная гимнастика,
- дыхательная и речевая гимнастика,
- движения
2. Игры
3. Этюды
4. Инсценировка
Частично справиться с проблемой эмоционального дискомфорта помогут игры направленные на развитие эмоциональной сферы. Одна из наиболее удобной для практических целей является классификация «Изарда», которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, стыд, вина, остальные эмоции являются произвольными. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движением мышц лица), пантомимике (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса). Для развития эмоциональной сферы использую разные игры и упражнения: «Мама и детеныши», «Большой – маленький», «Школа зверей». Это игры на развитие наблюдательности, выразительности движений. Любимой игрой для детей стала игра, которая называется «Облака». Мною из бумаги были сделаны четыре облака с пиктограммами: веселого, грустного, грозного и удивленного выражения. Дети выучили текст и самостоятельно, при помощи графики, а затем и мимики изображали нужные эмоции.
Работаю над выразительностью движений, жестов, поз, мимики через игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики.
Для развития звукопроизношения, во время тихого часа, по заданию логопеда, используем артикуляционную гимнастику, игры и упражнения на речевое дыхание. Все занятия проходят в форме игры. Скороговорки и чистоговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
В группе имеются разные виды театра: театр масок, плоскостной на ковролине, настольный, театр картинок, бибабо, пальчиковый театр, перчаточный, театр на ладошке.
Для создания музыкального фона имеются аудиозаписи театральных шумов, музыкальные сказки, музыкальные и шумовые игрушки. Есть театрально игровое оборудование: сцена, режиссерская комната, ширма настольная и напольная, простейшие декорации, костюмы.
Особое внимание я уделяю драматизациям и куклам бибабо. Знакомимся с приемами кукловождения, начинаем упражнения с куклами на гапите, что требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы. Работу начинаю с этюдов, монологов, диалогов. Дети придумывают самостоятельно небольшие сценки, сказки, истории. Однажды девочка написала свой сценарий.
Одновременно ведется работа с родителями: информационные консультации, стенды, картотеки, беседы, домашние задания, открытые мероприятия. Родителями создана страничка в интернете, на которой они размещают фотографии и видео после совместных праздников и развлечений. В нашей группе над совместной деятельностью ведется большая работа. На народных праздниках не только мамы, но и папы с удовольствием принимают активное участие: вышивают, играют, пляшут, участвуют в различных конкурсах.
Родителей необходимо привлекать к активным действиям с детьми, которые должны проявляться в беседах и в наблюдениях, а особое значение имеет тактильный контакт с ребенком.
Совместная деятельность детей и взрослых: сочинение с детьми историй с последующей драматизацией, рисование сюжетов сказки, придумывание мини-сценок с изготовлением маски или пошивом костюма. Даже если взрослый просто проговорит какую-то фразу голосом игрушки, которую он держит в руках, это принесет положительный результат в развитии ребенка. Ребенок обязан получать творческую помощь от родителей и людей, которые его окружают.
Подключая родителей к творческой активности, они вместе с детьми делали перчаточный театр на русские песенки и потешки. Мамы и папы активно находили картинки с изображением нужных персонажей, наклеивали или пришивали на пальчики перчаток. В результате стихи быстро запоминались детьми и с большим восторгом рассказывались в группе другим детям. Дети менялись перчатками, и через несколько дней запомнившихся стихов стало больше десятка. Приобщаем детей к русскому народному творчеству не только через потешки и сказки, но и народные праздники: «Кузьминки – по осени поминки», «Покров», «Святки», «Масленица» и др. Знакомя детей с забытыми русскими народными праздниками, развиваем нравственно-патриотическое воспитание, воспитываем творческие способности, дружеские взаимоотношения.
Итогом труда становятся кукольные постановки, драматизации, увлекательные совместные мероприятия. Мы получаем теплые отзывы от родителей, ведь главное своим творчеством мы доставляем много радости!
От всей проделанной работы получаешь большое удовлетворение, и возникает желание как можно дольше находиться в детском мире. А по сути, все мы тоже дети, только с большим багажом мудрости и знаний, который передаем детям не в виде назидательных уроков, а в виде театрализованных игр, в которых ребенок становиться самим собой!
Используемая литература:
- Э.Г. Чурилова «Арт-фантазия» программа «Владос», 2001 г. Москва
- В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
- В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь». СПб, 1996г
- Ю.В. Гадаева «Учимся играя». Пальчиковые игры. СПб, 2009г
- Е.В. Прохорова «Театрализованные игры для дошкольников», 1995г
Поделиться: