Поиск по сайту

Сетевое взаимодействие в Школе гражданского сообщества как современная высокоэффективная инновационная технология


Авторcтво: Каськова Ирина Борисовна, заместитель директора по УВР; Ларькина Галина Александровна, заместитель директора по УВР средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского района Нижнего Новгорода


МБОУ средняя общеобразовательная школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов г.Нижнего Новгорода, победитель Приоритетного Национального Проекта «Образование», участник федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования» (научный руководитель Г.А.Игнатьева, доктор педагогических наук, зав.кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО), реализующий инновационный проект «Школа гражданского сообщества». Проектно-сетевой институт инновационного образования представляет собой системно-сетевую организацию развивающегося пространства инновационного регионального образования, способную эффективно аккумулировать и распространять корпоративное знание на основе новых технологий социальной коммуникации, проектно-деятельностной кооперации, в том числе посредством сетевого взаимодействия.

Идея построения Школы гражданского сообщества актуальна и способствует решению задач формирования инновационной сферы общего среднего образования в условиях модернизации Российского образования, построения качественно новых единиц содержания образования и создания условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора, соединяющих государственные, общественные и личные потребности и интересы. Апробация инновационной модели «Школы гражданского сообщества» на базе школы №91, внедрение ее в образовательную практику других образовательных учреждений для решения социокультурной проблемы становления и развития гражданского общества, в конечном итоге позволит повысить качество образования и послужит становлению и развитию гражданского общества в России.

Основной постулат школы - воспитать гражданина для жизни в гражданском обществе. Основная идея школы – создание демократического школьного детско-взрослого сообщества, в котором каждый его представитель может самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении образовательных проблем. Школа гражданского сообщества как форма совместной деятельности участников образовательного процесса, местного сообщества, социальных партнеров, направлена на создание условий для формирования основ демократической, информационно-коммуникативной культуры, ориентирующей молодых людей на активную жизненную позицию, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за свой личный и профессиональный выбор, приобретение позитивного социального опыта, развитие гражданских, правовых и социальных компетентностей у педагогов, обучающихся и их родителей.

Качественно новые задачи на этапе инновационного развития Школы гражданского сообщества – включение каждого педагога в процесс инновационных изменений за счет освоения им принципиально новой – практико–преобразующей компетенции, социальное развитие ученика и учителя, их личностно ориентированное образование, которое формируется по мере активной ответственной позиции субъекта собственного социального ответственного действия и организатора собственного образования, способного эффективно решать проблемные ситуации, возникающие в процессе реализации своего потенциала в общественно-социальной среде мегаполиса. Решать эти задачи наиболее эффективно позволяет технология сетевого взаимодействия, позволяющая создать единое информационное образовательное пространство школы, района, региона.

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать в постоянно меняющемся информационном обществе, но и динамично развиваться. Владеют ею пока не многие, но, овладев, – эффективно позиционируют инновационные образовательные программы, успешно и активно функционируют на поле образовательной политики.

Сетевое взаимодействие стало содержательной основой одного из проектов Программы развития Школы гражданского сообщества на 2013-2020гг. - «Школа сетевого взаимодействия». Основная идея проекта заключается в создании единой образовательной среды для удовлетворения образовательных и культурных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования, сохранение единого образовательного пространства. Причины, по которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса, следующие:

- в поисках информации дети все чаще предпочитают урокам внешкольное пространство;

- чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми;

- сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее;

- необходимо укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств;

- появление профессиональных сообществ;

- интеграция в глобальные процессы;

- обозначившийся переход к полипрофессиональным кооперативным связям.

Цель проекта – создать единую образовательную среду для формирования социально-успешной личности выпускника, формирования и развития универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности участников образовательного процесса, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Реализация проекта «Школа сетевого взаимодействия» подразумевает следующие направления деятельности:

· внедрение в деятельность школы и апробация составляющих электронной школы, таких как: электронный классный журнал, электронный дневник, взаимодействие участников образовательного процесса через сайты, блоги (в настоящее время в информационное пространство школы включены: официальный сайт школы, электронная учительская, сайты школьных методических объединений, сайты и блоги учителей, блоги консультаций по предметам, сайты-портфолио, сайты ресурсных районных центров, сайт Совета отцов, сайт школьной библиотеки, сайты классов и др.);

· создание виртуального предметного кабинета как единой образовательной среды для обучающихся и учителей;

· создание локальной нормативно-правовой базы по переходу на электронный документооборот во всех областях образовательной деятельности школы, совершенствование организационной структуры управления;

· совершенствование материально-технической базы учебных кабинетов, создание условий для осуществления сетевого взаимодействия для всех участников образовательного процесса;

· повышение квалификации педагогов в области использования сервисов сетевого взаимодействия как современной высокоэффективной инновационной технологии;

· организация сетевого взаимодействия с ВУЗами, образовательными учреждениями, другими организациями в рамках реализации углубленного изучения отдельных предметов, профильного образования и реализации молодежных гражданских инициатив; участие и проведение вебинаров, участие и создание Интернет-проектов;

· работа инновационных, экспериментальных площадок ГБОУ ДПО НИРО, районных ресурсных центров управления образования Ленинского района г.Н.Новгорода на базе школы №91. Расширение и развитие деятельности районных ресурсных центров - Клуб «Профессионал», по эффективному преподаванию математики, - через использование технологий сетевого взаимодействия методических объединений школы и района, обучающихся, привлечение новых участников, в т.ч. на межрегиональном уровне в целях повышения качества образования в целом;

· пополнение и систематизация цифровых образовательных ресурсов, создание и внедрение в образовательную практику сетевых образовательных программ, мультимедийных уроков, электронных учебников, обеспечивающих реализацию сетевых проектов, дистанционного обучения;

· публикация методических, дидактических материалов, статей, диссеминация передового педагогического опыта, в том числе через сайты школы;

· просветительская работа с родителями в области использования сервисов сетевого взаимодействия как эффективной формы совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса в школе гражданского сообщества;

· организация сетевых сообществ - клубов и объединений детской и родительской общественности.

Для организации сетевого взаимодействия требуется обеспеченность компьютерами с выходом в Интернет, поэтому мы постоянно проводим анкетирование по данному вопросу. Последние результаты показали, что все учащиеся 3 ступени имеют домашний компьютер с выходом в Интернет, в остальных параллелях этот показатель не ниже 94%, что означает возможность работы по организации сетевого взаимодействия по вышеуказанным направлениям. Для тех учащихся, не имеющих дома выхода в Интернет, есть возможность работы в Интернете в школьном медиацентре, в кабинетах информатики и предметных кабинетах после уроков.

Для всех учителей школы были проведены обучающие семинары "Сетевые сервисы научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов", на которых педагоги получили возможность научиться пользоваться электронной почтой, виртуальным диском в Интернете, создавать формы для анкетирования, тестирования, а также создавать собственные сайты. Эти семинары послужили мощным толчком для развития применения ИКТ технологий, ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности, таких как: дистанционное обучение, выполнение совместных учебных проектов и учебных исследований в он-лайн режиме, а также позволили увеличить долю дифференцированности содержания обучения в целях реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Активно начали применять инновационную технологию использования сетевых сервисов учителя математики, начальных классов, председатели школьных методических объединений, руководители ресурсных центров.

Проектно-преобразующая инновационная деятельность в Школе гражданского сообщества на современном этапе предполагает приоритет таких видов работ, как исследование (ученическое и учительское), эксперимент, социальное творчество и проектирование, организация общественной экспертизы, проведение комплексного психолого-педагогического эксперимента, организация индивидуальных образовательных маршрутов обучения, управленческая деятельность (в т.ч. самоуправление), здоровьеформирующая деятельность. Все эти виды деятельности успешно могут осуществляться посредством сетевого взаимодействия.

Приведем конкретные примеры сетевого взаимодействия в нашей школе.

I. Простейшая форма организации дистанционного обучения, которая успешно была применена во время карантина, продолжает успешно применяться для отсутствующих учащихся (что было невозможно раньше, без использования сетевых сервисов) имеет следующий алгоритм:

1) учащиеся получают через электронный дневник ссылку на видеоурок, видеолекцию (например, http://interneturok.ru/) или презентацию, размещенную на виртуальном диске (Google, Yandeх, Mail и др.), изучают материал урока;

2) также через электронный дневник получают задание или ссылку на задание, подготовленное учителем и размещенное на собственном сайте или на сайте школы, или на сайте ресурсного центра, или также на виртуальном диске (т.е. возможностей множество), выполняют это задание;

3) далее через формы для тестовых ответов Google диска отправляют свои ответы;

4) учитель получает ответы в виде таблицы Excel, в которой отражается информация, в том числе о времени, когда ответы учеником были отправлены, т.е. есть возможность задавать и временные рамки для выполнения заданий;

5) учитель анализирует ответы учащихся и имеет возможность снова дать ссылку через электронный дневник конкретному ученику о его результатах, послать электронное сообщение родителям;

6) анализ работы всего класса дает возможность спланировать работу по коррекции результатов, а также выдать дифференцированные задания каждому учащемуся или группе учащихся.

Форма для ответов может выглядеть, например, так:

Новгород1.JPG

Такая таблица автоматически формируется у учителя на виртуальном диске:

Новгород2.JPG

Учитель красным цветом выделяет неправильные ответы, если ввести формулы, то результат вычисляется автоматически и для каждого учащегося, и по классу в целом, причем учитель видит, кто сделал работу вовремя. В таком виде учителю гораздо легче проверять работу, автоматизируется часть его труда, экономится время, усиливается контроль за усвоением материала учащимися, развивается ИКТ – компетентность и учителя, и обучающихся.

II. Другим примером использования сетевых сервисов является совместная работа группы учащихся (педагогов) или целого класса над одним проектом (социальным, творческим, учебным, исследовательским) в режиме он-лайн. На виртуальном Google-диске создается презентация, документ; к нему дается совместный доступ определенной группе учащихся; редактировать презентацию (документ) одновременно могут все, у кого к ней есть доступ, причем находясь в разных местах (дома, в школе, в любом месте, где есть Интернет). Так, например, учащиеся 4б класса, создали совместный социальный проект ко Дню Победы, учащиеся 7п класса создали Виртуальный музей истории математики.

III.Сетевые сервисы дают возможность членам детско-взрослого сообщества совместно создавать методические разработки, совместно вести сайты, работать над любыми документами в совместном режиме. Часто возникает необходимость создать совместный документ: какое-либо расписание, например, план-график недели наук; отчет о проделанной работе ШМО; справку о проверке журналов; расписание консультаций и т.п. Снова на Google–диске создается таблица, к ней дается совместный доступ всем пользователям, как читателям, и определенной группе участников, как редакторам. Член группы редакторов вносит информацию о мероприятии в эту таблицу тогда, когда ему удобно, и там, где ему удобно, т.е. из любого места, где есть Интернет. На сайте школы размещается ссылка на этот документ. Например, учащиеся имеют возможность видеть расписание консультаций и динамику изменений сразу, нет необходимости записывать или запоминать, а у учителя есть возможность предупредить о смене расписания. Такой совместно созданный документ в любой момент можно скачать как документ Exсel и в любой момент распечатать, сделать это может каждый: и читатель, и редактор. Создание и изменение документа в совместном сетевом доступе позволяет эффективно использовать время и другие ресурсы.

Пример совместно-созданного учителями графика консультаций:Новгород3.JPG

IV.Приведем пример сетевого взаимодействия учителей математики нашего района в ресурсном центре, а также сетевого взаимодействия учителя и учащихся. Не секрет, что для качественной подготовки к ЕГЭ необходимо огромное количество тестовых заданий, причем эти задания должны быть собраны и по темам, и по вариантам. Но одному учителю и составить, и решить такое большое количество заданий просто не под силу, поэтому и здесь помогают сетевые сервисы. Например, хотим, чтобы никто не видел вариантов диагностической работы ЕГЭ в Интернете до его публикации, поэтому создаем множество вариантов своим педагогическим сообществом. Распределяем обязанности между членами сообщества через сайт ресурсного центра или электронную почту: одна группа учителей района составляет варианты, другая группа решает эти варианты (каждый по одному-два), заносит ответы в таблицу, которая находится в совместном доступе только для учителей нашего сообщества. Получаем множество уникальных вариантов для проведения диагностической работы - легко проверять, есть возможность исправить технические ошибки у каждого члена районного методического объединения. Списывание исключено: вариантов много, а использование калькуляторов и мобильных телефонов у себя в школах мы можем исключить полностью. Результаты достоверные, есть возможность составить индивидуальный план коррекции при подготовке к ЕГЭ для каждого учащегося.

Эту технологию можно использовать для домашней дистанционной работы по подготовке к ЕГЭ. На сайте ресурсного центра учителей математики выкладываем варианты, определяем сроки выполнения:

Новгород4.JPG

Каждый учитель для своего класса на своем сайте выкладывает формы для ответов, учащиеся вносят ответы, которые поступают в таблицу к учителю, учитель проверяет, по мере поступления ответов дает доступ к таблице результатов учащимся. Учащиеся самостоятельно вносят свои результаты в бланк самоконтроля, который представляет собой таблицу с формулами, учащийся проставляет количество баллов, полученное за каждое задание, в последнем столбце считается процент выполнения заданий по горизонтали, в последней строке первичный балл и тестовый балл, также виден средний тестовый балл (в представленной ниже таблице он равен 50,4). Учащийся сам или с помощью учителя может спланировать дальнейшую работу над ликвидацией пробелов, что позволяет повысить эффективность подготовки к ЕГЭ.

Пример формы для ответов на сайте одного из учителей для 11м класса:

Новгород5.JPG

Бланк самоконтроля за подготовкой к ЕГЭ выглядит так:

Новгород6.JPG

V.Удобно использование сетевых форм для проведения различных видов электронного анкетирования. Например, создана анкета – опрос по какой-либо проблеме, размещена ссылка на сайте школы с просьбой ответить на вопросы. Родители (или другая целевая аудитория) отвечают на вопросы анкеты; диаграммы и графики строятся автоматически, достаточно нажать на вкладку «Показать сводку ответов». Такая огромная рутинная работа по обработке анкет выполняется компьютером, а нам остается лишь анализировать результаты и принимать управленческие решения.

Новгород7.JPG

Новгород8.JPG

Приведенные примеры показывают, что возможностей применения ИКТ-технологий, применения сетевых сервисов множество, нужно только подойти к этому творчески.

Конечно, существуют и проблемы: нужна просветительская работа с учащимися, родителями; учителю с новым, инновационным, социально ответственным типом поведения также необходимо учиться рациональному и эффективному применению технологии сетевого взаимодействия. Нужны инновационные площадки, подобные Проектно-сетевому институту инновационного образования, созданному в Нижегородском институте развития образования, способные быстро и эффективно распространять корпоративное знание, осуществлять поиск и внедрение новых подходов к решению актуальных социально-педагогических проблем для продуктивной, совместной и солидарной со-деятельности представителей проектируемых новых и существующих педагогических систем развивающегося пространства инновационного образования.

Ожидаемые результаты применения технологий сетевого взаимодействия:

Социальный результат – готовность выпускника к продолжению образования и профессиональному взаимодействию в условиях информационного общества; возможность участия в социальных проектах, гражданских инициативах посредством участия в сетевых сообществах.

Образовательный результат– сетевое образовательное сообщество предъявляет широкому профессиональному сообществу выпускника, обладающего функциональной грамотностью, технологической умелостью, интеллектуальной подготовленностью, волевой подготовленностью к постоянному самообразованию и самосовершенствованию через использование технологий сетевого взаимодействия.

Мы не сомневаемся в том, что в ближайшем будущем сетевое взаимодействие участников образовательного процесса, социальных партнеров, членов педагогического сообщества, как актуальная высокоэффективная инновационная технология, позволит оптимизировать труд учителя за счет совместно-распределенного труда, перейти в режим электронной школы и в полной мере использовать ее возможности для повышения эффективности образовательного процесса в целом.

Приглашаем коллег к сотрудничеству, наш сайт www.school91-nn.ru

Поделиться: