Поиск по сайту

Возможности сетевого взаимодействия в работе районного методического объединения учителей физики


Авторcтво: Григорьева Галина Александровна, учитель физики ГБОУ школы №559 Выборгского района Санкт-Петербурга, методист ИМЦ Выборгского района


Основная цель деятельности районного методического объединения учителей физики – создание условий для профессионально-личностного роста учителя физики за счет организации взаимодействия с методическими службами района и города, а также с другими учителями в условиях перехода на ФГОС. В ходе работы РМО учителей физики решаются следующие задачи:

- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

- обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;

- организация экспериментальной работы по предмету «физика»;

- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;

изучение и анализ состояния преподавания по данному предмету;

- обобщение и распространение передового опыта учителей, внедрение его в практику

работы;

- оказание содействия педагогам района, участникам конкурсов профессионального

мастерства;

- организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров среди учащихся

района;

- организация взаимных посещений уроков по определенной тематике с последующим их

самоанализом и анализом;

- организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с

методическими разработками по предметам;

- организация и проведение районных мониторингов качества образования.

Одним из факторов, серьезно влияющим на организацию работы РМО является географическое положение Выборгского района: многие школы удалены друг от друга и от центра города на значительные расстояния, что затрудняет непосредственное общение учителей друг с другом. Тем не менее, в последние годы сложилась практика организации методической работы учителей в городских, межрайонных и районных проектах посредством сетевого взаимодействия. В данном случае под сетевым взаимодействием подразумевается система вертикальных и горизонтальных связей между всеми участниками взаимодействия, направленного на улучшение качества образования, профессиональный рост учителя. Вертикальные связи здесь выстраиваются по линии: Городское методическое объединение учителей физики (ГМО) – районные методические объединения (РМО) – школьные методические объединения (ШМО) и учителя физики. Горизонтальные связи прослеживаются на нескольких уровнях:

· ГМО – методические службы СПб АППО,

· РМО Выборгского района активно сотрудничает с РМО Кронштадтского и Калининского районов, есть опыт работы с РМО Центрального района,

· возникли и укрепляются творческие связи между педагогами школ района.

Одним из направлений работы ГМО и РМО стала организация межрайонных семинаров, тематика которых связана с предстоящим введением ФГОС основного общего образования. С 2011 по 2013 г. были подготовлены и проведены следующие мероприятия:

  • межрайонный семинар для учителей физики "Информационно-коммуникационные средства как инструмент формирования универсальных учебных действий" с участием представителей Выборгского, Кронштадтского и Центрального районов, 2012 г.
  • межрайонный научно-практический семинар для учителей физики «Использование современного оборудования для создания единой экспериментальной среды на уроках естественнонаучного цикла» с участием представителей Выборгского, Кронштадтского и Центрального районов, 2012;
  • межрайонный практический семинар "Новые возможности демонстрационного и лабораторного оборудования" совместно с Калининским районом, 2012 г;

· межрайонный практический семинар «ФГОС ООО: применение метода проектов на уроках физики», 2013 г.;

· межрайонный практический семинар «ФГОС ООО: метод проектов во внеурочной деятельности учителя физики», 2013 г.

Второе направление работы ГМО – реализация проектов, в которых участвуют представители районов, результаты работы которых затем представляются на РМО и становятся достоянием учительского сообщества и публикуются на сайте ГМО учителей физики [1] . Как правило, эти проекты решают проблемы, непосредственно касающиеся практической деятельности учителя в условиях подготовки к переходу на ФГОС в основной школе.

К примеру, учителя Выборгского района участвовали в проекте «Разработка рабочих программ для УМК основной школы, реализуемых в ОУ Санкт-Петербурга», результатом которого стала разработка основы для создания рабочих программ по УМК А.В.Перышкина, Е.М. Гутник. Второй проект «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» также посвящен важной проблеме – разработке инструментария формирования УУД в урочной деятельности средствами и методами учебного предмета «физика».

В течение двух лет (с 2010 по 2012г.) учителя Выборгского района участвовали в разработке и осуществлении городского проекта «Системный мониторинг учебных достижений учащихся по физике». Проект как городской был завершен, но в районе сформировалась творческая группа учителей, которая работает над банком заданий, который позволял бы при необходимости оперативно создавать работы для проведения диагностических мониторингов.

В настоящее время создана рабочая группа для подготовки сетевого проекта «Конкурс ученических и учительских проектов «Физика вокруг нас». Конкурс имеет давние традиции и начинался как конкурс компьютерных презентаций еще в 2007г. Но время не стоит на месте, развитие современных информационно-коммуникационных технологий, развитие ИКТ-компетентности как учащихся, так и учителей, позволяет провести организацию, подготовку, проведение конкурса и обсуждение его результатов в сети интернет.

И здесь надо сказать, что необходимым ресурсом развития сетевого взаимодействия является использование интернета, и не только как источника информации, но, в первую очередь, как инструмента коммуникации, площадки для публикаций и обсуждения различных вопросов. Современные сервисы Веб 2.0 позволяют осуществлять совместную работу над различными документами, использовать режим видеоконференции, проводить опросы, сбор данных, проводить онлайн-консультации. Надо сказать, что уже достаточно большое количество учителей использует эти инструменты в работе с коллегами и с учащимися. В 2013 г. для учителей физики в районе были организованы курсы повышения квалификации “Использование Веб 2.0-сервисов в педагогической деятельности” и “Собственный Web-сайт как педагогический инструмент” в рамках курса «Составляющие ИКТ- компетентности работников системы образования». Появились лидеры, которые используют возможности интернета именно для координации учебной деятельности учащихся, не только представляют свой педагогический опыт, но и получают обратную связь, учатся сами и учат других.

Важно, что сетевое взаимодействие учителей физики является добровольным и открытым. Кто-то в нем не участвует, возможно, пока не участвует. Кто-то уже понимает, что, сотрудничая с коллегами, получает гораздо больше возможностей для своего профессионального развития и творческого роста, а значит, более качественно сможет осуществлять свою педагогическую деятельность.


Ссылки:

[1] http://www.eduspb.com/


Поделиться: