Поиск по сайту

Взаимосвязь эмпатических способностей с профессиональным самоопределением в подростковом возрасте


Авторcтво: Гулюкина Наталия Геннадиевна, учитель математики ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт-Петербурга


Обзор научно-методической литературы, посвященный феномену эмпатии, показал, что существует достаточно большой спектр понимания эмпатии. Стройной и строгой теории по данному вопросу на сегодняшний день в науке еще не существует. Еще предстоит исследование эмпатии и как техники психологического процесса, и как качества личности и других ее аспектов. Методик для исследования по данной теме существует также немного, и они пока не зарекомендовали себя как очень надежные и валидные.

Эмпатия — проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Слово «эмпатия» происходит от греческого «patho» (сильное и глубокое чувство, близкое к страданию); префикс «em» означает направление внутрь. Первоначальное понятие эмпатии изучалось философскими дисциплинами – этикой и эстетикой, и носило другое название - «симпатия». Еще древние греки придавали симпатии космическое значение, понимая под ней духовную объективную общность всех вещей, предопределяющую сочувствие людей друг к другу.

В данной работе эмпатия рассматривалась как качество личности и исследовалось как влияет высокий уровень эмпатии на выбор профессии. Исследование проводилось всредней образовательной школе №559 с углубленным изучением физики и математики Выборгского района. В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса в возрасте 15 лет и количестве 30 человек, из них 18 юношей и 12 девушек.

Методы исследования: методы опроса (тесты Юсупова, Климова); методы статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ Спирмена).

Описание методик:

1. Тест эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии), разработанный И. М. Юсуповым.

В методике предложено 36 утверждений. 6 диагностических шкал, выражающих отношения к родителям, к животным, старикам, к детям, к героям художественных произведений, к незнакомым и малознакомым людям. В методике есть шкала достоверности. Результаты подсчитываются по всем вопросам в целом, что показывает общий уровень эмпатических способностей, и по шкалам отдельно (Таблица 1).

Таблица 1. Оценка результатов теста эмпатийного потенциала личности

Уровни

По шкалам

В целом

1. Очень высокий

15

82-90

2.Высокий

13-14

63-81

3.Средний

5-12

37-62

4.Низкий

2-4

12-36

5.Очень низкий

0-1

5-11

2. Методика Е.А.Климова «Определение типа будущей профессией»

Предлагается 30 утверждений (N) для самооценки. Пять диагностических шкал, согласно которым мир современ­ных профессий можно разделить на 5 основных типов:

1. «Человек-природа». Все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

2. «Человек-техника». Все технические профессии

3. «Человек-знаковая система». Все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

4. «Человек-искусство». Все творческие специальности.

5. «Человек-человек». Все профессии, связанные с общением, обслуживанием людей.

Обоснование выбора именно этих методик:

Выбор методики Юсупова для исследования уровня эмпатических способностей обусловлен наличием в этой методике многих шкал, а также не маловажный факт тот, что эта методика была опробированна Юсуповым именно на старшеклассниках.

Далее логика нашего исследования направлена на то, что в 15 лет перед подростками встает вопрос выбора профессии, и тест Климова на данной выборке становится актуальным.

Анализ средне-групповых тенденций.

Для статистической обработки полученных экспериментальных результатов применялись методы описательной статистики: вычисление средне-групповых значений, стандартных отклонений. Для определения взаимосвязи между переменными применялся метод корреляционного анализа Спирмена.

Ниже приводится перечень показателей включенных в статистическую обработку:

  • общий уровень эмпатии;
  • эмпатия к родителям;
  • эмпатия к животным;
  • эмпатия к старикам;
  • эмпатия к детям;
  • эмпатия к героям художественных произведений;
  • эмпатия к незнакомым людям;
  • профессия – «природа»;
  • профессия – «техника»;
  • профессия – «знак»;
  • профессия – «искусство»;
  • профессия – «человек

Таблица 2. Данные описательной статистики.


Среднее значение

Минимум

Максимум

Стандартное отклонение

Шкала достоверности

1,03

0,00

5,00

1,40

Общий уровень эмпатии

66,66

22,00

99,00

18,33

Эмпатия к родителям

7,30

0,00

12,00

3,34

Эмпатия к животным

4,90

0,00

12,00

2,99

Эмпатия к старикам

7,30

2,00

12,00

2,74

Эмпатия к детям

5,23

0,00

12,00

3,19

Эмпатия к героям худ. Произведений

5,43

0,00

12,00

2,83

Эмпатия к незнакомым людям

5,90

0,00

14,00

3,68

Природа

-0,56

-8,00

8,00

4,43

Техника

-0,80

-8,00

8,00

4,64

Знак

-1,16

-8,00

7,00

4,12

Искусство

1,23

-5,00

8,00

4,02

Человек

1,30

-7,00

8,00

3,66

Проанализировав описательную статистику теста эмпатии можно сделать следующие выводы:

  • стандартное отклонение по всем шкалам меньше 5 баллов, что говорит о достаточной однородности выборки;
  • средние значения тестов по данной выборке в своем большинстве соответствуют средним значениям теста;
  • также замечены два интересных значения – по шкале эмпатия к старикам не было значений минимума равных 0 и по шкале эмпатия к незнакомым людям был достигнут почти самый высокий балл 14, но и разброс по этой шкале является существенным.

Более наглядно данные представлены на гистограмме (Рис.1).

Рис.1. Гистограмма средне-групповых значений по шкалам теста Юсупова.

гистограмма теста Юсупова.jpg

Перейдем к анализу описательной статистики теста Климова.

Выделим следующие моменты:

  • исходя из анализа средних значений по шкалам видно, что по группе нет выраженных приоритетов и нет профессий, которые всей группой игнорировались бы. Показатели средних значений находятся в промежутке от -1,17 до 1,23. Скорей всего объяснением этому является возраст испытуемых, то есть в свои 15 лет у них еще не сформировалась профессиональная ориентация личности;
  • разброс по шкалам является существенным;
  • по шкале «Знак» получено самое минимальное среднее значение и не достигнут ни одним испытуемым максимальный уровень по шкале (Рис. 2).

Рис.2. Гистограмма средне-групповых значений по шкалам теста Климова.

гистограмма теста Климова.jpg


схема.jpg







Из полученных данных выявлены интересные и значимые взаимосвязи.

Итак, исходя из данных описательной статистики, если рассмотреть средне-групповые значения, то уровень общей эмпатии достигает высокого значения, а также наиболее выражена эмпатия подростков к родителям и старикам. По тесту Климова у подростков преобладающим является выбор профессии «человек».

По данным корреляционного анализа видно, что уровень общей эмпатии положительно коррелирует с эмпатией к родителям, к старикам, к животным и к незнакомым людям, но не коррелирует с эмпатией к героям художественных произведений и к детям. Можно предположить, что, так как родители являются значимыми фигурами для подростков, то и сопереживание к ним проявляется ярче всего. Также многие подростки сопереживают старикам и животным больше, чем абстрактным понятиям героев художественных произведений.

Уровень общей эмпатии не коррелирует с эмпатией к детям, так как подростки сами в какой-то степени еще являются детьми и им сложно сопереживать детям.

Интересен тот факт, что эмпатия к родителям коррелирует с эмпатией к героям художественных произведений и с выбором профессии «искусство». Возможно, это корреляция получена из-за того, что и родители, и герои художественных произведений являются для подростков образцами поведения. Общий уровень эмпатии положительно коррелирует с выбором профессии «искусство», с другими же типами профессий значимых корреляций получено не было.

Интересна взаимосвязь эмпатии к незнакомым людям с выбором профессии «техника». Также отдельно выявилась взаимосвязь эмпатии к детям с выбором профессии «знак». Возможно, выбор таких профессий, не связанных со взаимодействием с людьми, и обусловлен излишней эмпатичностью, то есть чтобы избежать глубоких переживаний, лучше углубиться в профессию, где есть только цифры. Хотя такие интересные корреляции могли получиться из-за каких-либо других компонентов личности, которые при данном исследовании не имели своей значимости и не подвергались тестированию.

В результате исследования не получилось составить единую корреляционную плеяду, а есть три разорванных между собой связей. Вероятно это связано с еще не полной интегрированности личности подростков.

Также, исходя из описательной статистики теста Климова, становится ясно, что сделать профессиональный выбор в 15 лет еще сложно, отсюда в среднем по выборке нет ни явных приоритетов, ни явных отрицаний некоторых типов профессий.

В данной работе подтвердилось, что эмпатия является не стабильной характеристикой у подростков и возможно, если провести исследование через некоторый небольшой промежуток времени (например, 1 месяц) или проводить замеры через какой-то определенный срок, то можно выявить изменения процесса развития эмпатических способностей в связи со стабилизацией профессиональной ориентации в подростковом возрасте.

Приложения


Список используемой литературы:

1. Большая советская энциклопедия, 1975. 56 с.

2. Власова Т.В. Эмпатия: от психологии к феноменологии: учебное пособие. Владивосток: ДВГМА,2000.-84 стр.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 34-57 с.

4. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1975. № 2. 147 – 158 с.

5. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопр. психол. 1974. № 5. 107 – 114 с.

6. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1977. 112 с

7. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопр. психол. 1993. № 4. С. 61 – 68.

8. Джрназян Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1984. 23 с.

9. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988. 34-45 с.

10. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978. 57 с.

11. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык//Журнал практической психологии и психоанализа – 2000.№1. 32 с.

12. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991. 38-87 с.

13. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971. 51 с., 176 с.

14. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 24 с.

15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М.:Академический проект, 1999. – 240 с.

16. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002. 29 с.

17. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999. 140 с.

18. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 49 с., 156 с.

19. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Класс, 1994. 144 с.

20. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. 59-68с., 167 с.

21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – Спб., 2000 – 560 с.

22. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978.

23. Роджерс К. Эмпатия//Психология эмоций: Тексты.-М.,1984. 38-53с.,125с.,344 с.

24. Роджерс К. Эмпатия//Психология эмоций: Тексты.-М.,1984. 15 с.

25. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990. 47 с.

26. Сарджвеладзе Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4 т. / Под общ. ред. А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассина. Т. 3. Тбилиси, 1978. 485 — 490 с.

27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии – СПб:Социально-психологический центр, 1996 – 350 с.

28. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 172 с.

29. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981. 26 с.

30. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 9-25 с.

31. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.


Поделиться: