Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Взаимосвязь эмпатических способностей с профессиональным самоопределением в подростковом возрасте
Обзор научно-методической литературы, посвященный феномену эмпатии, показал, что существует достаточно большой спектр понимания эмпатии. Стройной и строгой теории по данному вопросу на сегодняшний день в науке еще не существует. Еще предстоит исследование эмпатии и как техники психологического процесса, и как качества личности и других ее аспектов. Методик для исследования по данной теме существует также немного, и они пока не зарекомендовали себя как очень надежные и валидные. Эмпатия — проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Слово «эмпатия» происходит от греческого «patho» (сильное и глубокое чувство, близкое к страданию); префикс «em» означает направление внутрь. Первоначальное понятие эмпатии изучалось философскими дисциплинами – этикой и эстетикой, и носило другое название - «симпатия». Еще древние греки придавали симпатии космическое значение, понимая под ней духовную объективную общность всех вещей, предопределяющую сочувствие людей друг к другу. В данной работе эмпатия рассматривалась как качество личности и исследовалось как влияет высокий уровень эмпатии на выбор профессии. Исследование проводилось всредней образовательной школе №559 с углубленным изучением физики и математики Выборгского района. В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса в возрасте 15 лет и количестве 30 человек, из них 18 юношей и 12 девушек. Методы исследования: методы опроса (тесты Юсупова, Климова); методы статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ Спирмена). Описание методик: 1. Тест эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии), разработанный И. М. Юсуповым. В методике предложено 36 утверждений. 6 диагностических шкал, выражающих отношения к родителям, к животным, старикам, к детям, к героям художественных произведений, к незнакомым и малознакомым людям. В методике есть шкала достоверности. Результаты подсчитываются по всем вопросам в целом, что показывает общий уровень эмпатических способностей, и по шкалам отдельно (Таблица 1).
Таблица 1. Оценка результатов теста эмпатийного потенциала личности
2. Методика Е.А.Климова «Определение типа будущей профессией» Предлагается 30 утверждений (N) для самооценки. Пять диагностических шкал, согласно которым мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов: 1. «Человек-природа». Все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. 2. «Человек-техника». Все технические профессии 3. «Человек-знаковая система». Все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. 4. «Человек-искусство». Все творческие специальности. 5. «Человек-человек». Все профессии, связанные с общением, обслуживанием людей. Обоснование выбора именно этих методик: Выбор методики Юсупова для исследования уровня эмпатических способностей обусловлен наличием в этой методике многих шкал, а также не маловажный факт тот, что эта методика была опробированна Юсуповым именно на старшеклассниках. Далее логика нашего исследования направлена на то, что в 15 лет перед подростками встает вопрос выбора профессии, и тест Климова на данной выборке становится актуальным. Анализ средне-групповых тенденций. Для статистической обработки полученных экспериментальных результатов применялись методы описательной статистики: вычисление средне-групповых значений, стандартных отклонений. Для определения взаимосвязи между переменными применялся метод корреляционного анализа Спирмена. Ниже приводится перечень показателей включенных в статистическую обработку:
Таблица 2. Данные описательной статистики.
Проанализировав описательную статистику теста эмпатии можно сделать следующие выводы:
Более наглядно данные представлены на гистограмме (Рис.1).
Рис.1. Гистограмма средне-групповых значений по шкалам теста Юсупова. Перейдем к анализу описательной статистики теста Климова. Выделим следующие моменты:
Рис.2. Гистограмма средне-групповых значений по шкалам теста Климова.
Из полученных данных выявлены интересные и значимые взаимосвязи. Итак, исходя из данных описательной статистики, если рассмотреть средне-групповые значения, то уровень общей эмпатии достигает высокого значения, а также наиболее выражена эмпатия подростков к родителям и старикам. По тесту Климова у подростков преобладающим является выбор профессии «человек». По данным корреляционного анализа видно, что уровень общей эмпатии положительно коррелирует с эмпатией к родителям, к старикам, к животным и к незнакомым людям, но не коррелирует с эмпатией к героям художественных произведений и к детям. Можно предположить, что, так как родители являются значимыми фигурами для подростков, то и сопереживание к ним проявляется ярче всего. Также многие подростки сопереживают старикам и животным больше, чем абстрактным понятиям героев художественных произведений. Уровень общей эмпатии не коррелирует с эмпатией к детям, так как подростки сами в какой-то степени еще являются детьми и им сложно сопереживать детям. Интересен тот факт, что эмпатия к родителям коррелирует с эмпатией к героям художественных произведений и с выбором профессии «искусство». Возможно, это корреляция получена из-за того, что и родители, и герои художественных произведений являются для подростков образцами поведения. Общий уровень эмпатии положительно коррелирует с выбором профессии «искусство», с другими же типами профессий значимых корреляций получено не было. Интересна взаимосвязь эмпатии к незнакомым людям с выбором профессии «техника». Также отдельно выявилась взаимосвязь эмпатии к детям с выбором профессии «знак». Возможно, выбор таких профессий, не связанных со взаимодействием с людьми, и обусловлен излишней эмпатичностью, то есть чтобы избежать глубоких переживаний, лучше углубиться в профессию, где есть только цифры. Хотя такие интересные корреляции могли получиться из-за каких-либо других компонентов личности, которые при данном исследовании не имели своей значимости и не подвергались тестированию. В результате исследования не получилось составить единую корреляционную плеяду, а есть три разорванных между собой связей. Вероятно это связано с еще не полной интегрированности личности подростков. Также, исходя из описательной статистики теста Климова, становится ясно, что сделать профессиональный выбор в 15 лет еще сложно, отсюда в среднем по выборке нет ни явных приоритетов, ни явных отрицаний некоторых типов профессий. В данной работе подтвердилось, что эмпатия является не стабильной характеристикой у подростков и возможно, если провести исследование через некоторый небольшой промежуток времени (например, 1 месяц) или проводить замеры через какой-то определенный срок, то можно выявить изменения процесса развития эмпатических способностей в связи со стабилизацией профессиональной ориентации в подростковом возрасте.
Список используемой литературы: 1. Большая советская энциклопедия, 1975. 56 с. 2. Власова Т.В. Эмпатия: от психологии к феноменологии: учебное пособие. Владивосток: ДВГМА,2000.-84 стр. 3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 34-57 с. 4. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1975. № 2. 147 – 158 с. 5. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопр. психол. 1974. № 5. 107 – 114 с. 6. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1977. 112 с 7. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопр. психол. 1993. № 4. С. 61 – 68. 8. Джрназян Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1984. 23 с. 9. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988. 34-45 с. 10. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978. 57 с. 11. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык//Журнал практической психологии и психоанализа – 2000.№1. 32 с. 12. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991. 38-87 с. 13. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971. 51 с., 176 с. 14. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 24 с. 15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М.:Академический проект, 1999. – 240 с. 16. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002. 29 с. 17. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999. 140 с. 18. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 49 с., 156 с. 19. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Класс, 1994. 144 с. 20. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. 59-68с., 167 с. 21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – Спб., 2000 – 560 с. 22. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978. 23. Роджерс К. Эмпатия//Психология эмоций: Тексты.-М.,1984. 38-53с.,125с.,344 с. 24. Роджерс К. Эмпатия//Психология эмоций: Тексты.-М.,1984. 15 с. 25. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990. 47 с. 26. Сарджвеладзе Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4 т. / Под общ. ред. А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассина. Т. 3. Тбилиси, 1978. 485 — 490 с. 27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии – СПб:Социально-психологический центр, 1996 – 350 с. 28. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 172 с. 29. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981. 26 с. 30. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 9-25 с. 31. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.
Поделиться: |