Поиск по сайту

Авторское учебно-методическое электронное пособие «От действия к мысли» в контексте задач формирования универсальных учебных действий»


Авторcтво: Гусева Елена Ивановна, учитель начальной школы; Воронова Алла Анатольевна, учитель начальной школы; Стеценко Инна Геннадьевна, учитель начальной школы, методист ГБОУ ИМЦ; Мартынова Елена Владимировна, учитель начальной школы; Капленко Светлана Николаевна, учитель начальной школы ГБОУ лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга


Реалии современной жизни таковы, что родители отдают детей в школы, где лучше готовят к ЕГЭ, а не туда, где их развивают. Цена школы сегодня – результативность выпускников, в то время как первая задача школы – удовлетворение потребности детей в развитии и самопознании. И первым делом школа должна помочь ребенку найти свой интерес в образовании.

В рамках лицейской образовательной программы начальной школы «Школа 2100» разработана Концепция развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода. Эта Концепция стала основной для разработки учебных планов, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования. Так же Концепция стала основой создания авторского учебно-методического электронного пособия «От действия к мысли». Цель пособия – актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения. Отсюда вытекают следующие учебные и дидактические задачи:

- мотивировать учащихся к изучению слов с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями;

- разнообразить виды деятельности учащихся;

- расширять словарный запас учащихся;

- работать над лексическим значением слов;

- развивать зрительную память, активизировать внимание, мышление, речь.

Обращение к системному применению электронного пособия на уроках в начальной школе помогает сделать процесс обучения более современным, приближенным к интересам и стилистике жизни преобладающего большинства учащихся, для которых компьютер – ее неотъемлемая составляющая.

Особенности информационного общества предполагают переосмысление места и роли учителя, его функций. Учитель все реже выступает как основной источник учебной информации и материала и все более как организатор коммуникаций, деятельности, во многом определяющей развитие личности учащихся. Именно коммуникация, взаимодействие «учитель – компьютер – ученик» лежит в основе разработанной авторской системы применения электронного пособия на уроках обучения грамоте (1 класс), русского языка и литературного чтения (1 – 4 класс).

Содержание электронного учебно-методического пособия является, в какой-то степени, ответом на требования ФГОС – дать школьникам не только знания по основам наук, передать социальный опыт, но и формировать универсальные учебные действия учащихся начальной школы для успешной интеграции их в современном информационном обществе.

Электронное пособие включает несколько кейсов:

1) иллюстративный материал к Букварю Бунеевых;

2) слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями с 1 по 4 класс;

3) синонимы, антонимы;

4) слова, употребляемые в нескольких значениях

Использование электронного пособия на примере обучения грамоте, русского языка и литературного чтения помогает учащимся:

∙ проверить свои знания и умения;

∙ формировать алгоритм логических операций и познавательных действий;

∙ развивать зрительную память, критическое, образное мышление, самостоятельность, готовность к коммуникации;

∙ правильно работать с информацией;

∙ развивать интерес к изучаемому материалу.

Использование электронного пособия упрощает деятельность педагога, так как его можно использовать на различных этапах урока:

· при проверке выполнения домашнего задания;

· при объяснении нового материала;

· при закреплении пройденного материала;

· для контроля знаний учащихся.

Авторское электронное пособие формирует активное отношение обучающихся к процессу учения, облегчает труд учащихся, делает его продуктивным и увлекательным.

Пособие предлагает не случайный набор информации по обозначенной проблеме, а обучающий инструментарий, структурированный, систематизированный, готовый к применению. Учебный материал распределен по классам и по темам. В учебном пособии представлены различные виды работ:

  1. Работа над словарем (1, 2, 3, 4 класс):

· знакомство со словами из словаря;

· картинный словарный диктант (изучение, контроль);

· зрительный диктант с пропущенной орфограммой;

· самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка;

· классификация слов по различным признакам (по родам, по частям речи, по склонениям).

  1. Многозначные слова:

· работа над лексическим значением слов на уроках обучения грамоте;

· выборочное чтение, составление словосочетаний, предложений;

· проведение звукобуквенного анализа;

· морфологический разбор (разбор слов по составу).

  1. Антонимы, синонимы:

· подбор слов близких и противоположных по значению;

· замена слов в тексте на синонимы (при написании сочинений);

· составление синонимических рядов;

Задача учителя состоит в том, чтобы определить на каком учебном материале (разделы, темы и т. д.) формировать и совершенствовать умения, навыки, учебные способы действий, выбрать методы и технологии, которые обеспечат достижение запланированных результатов.

Электронное пособие можно использовать не только на уроках, но и в домашних условиях: родители смогут объективно и самостоятельно оценить уровень знаний своего ребенка, подготовить его к проведению самостоятельных и контрольных работ.

Отдельные элементы пособия могут использоваться в 5-х классах для диагностики знаний учащихся, переходящих с начальной ступени обучения в основную школу.

При разработке электронного пособия учитывались психолого-педагогические особенности младших школьников: задания сопровождаются наглядностью, предлагаются занимательные материалы, которые расширяют и углубляют предметные знания, развивают учебно-логические умения, критичное и абстрактное мышление, сообразительность, языковое чутье.

Второй год мы работаем с этим пособием. Увидели первые положительные результаты, такие как:

Для ученика:

  • повышение мотивации, интереса детей к изучаемым предметам;

Для учителя:

  • экономия времени урока за счет повышения его плотности;
  • облегчение деятельности педагога, т.к. его можно использовать на различных этапах урока:
  • совершенствование и развитие навыков работы с компьютером;
  • появление возможности тиражировать свой опыт в лицее, районе, городе через семинары, конференции и публикации, мастер-классе.

Работа по созданию электронного пособия и его использование в практической деятельности изменило наше профессиональное мышление. Появилась потребность в инновационной деятельности, расширилась сфера сотрудничества с коллегами своего лицея и других общеобразовательных учреждений. Совершенствовались навыки работы ИКТ, в том числе и с интерактивной доской.

В ноябре 2012 года электронное пособие было представлено на Девятой научно-практической конференции во второй петербургской гимназии в рамках Ассоциации гимназий. В феврале 2013 года – на международной практической конференции в Нарве (Эстония). Наше пособие вызвало интерес не только у учителей начальной, но и основной школы.

В марта 2013 года был проведен районный мастер-класс (см. приложение 1) с целью практического использования и апробация его в образовательных учреждениях Выборгского района. Из результатов анкетирования участников мастер-класса (учителя начальных классов, учителя-предметники 5 классов, родители учащихся, воспитатели дошкольного образования) (см. приложение 2) следует:

· 100 % слушателей не сожалеют о потраченном времени;

· 95 % - узнали много полезного;

· 95 % - понравился кейс «Иллюстративный материал к Букварю Бунеевых»;

· 95 % - кейс «Синонимы, антонимы, слова, употребляемые в нескольких значениях»;

· 100 % учителей хотели бы использовать данное или аналогичное (по своему УМК) пособие в своей работе;

· 100 % слушателей отметили хорошую организацию и форму проведения мастер-класса.

· у 30 % слушателей остались вопросы, сомнения;

Данная позитивная оценка нашей деятельности вдохновило авторов пособия к разработке методических рекомендаций по его реализации в практической деятельности.



Литература

  1. «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе оценки качества образования» РЦОК, 2007 г

2. Образовательная программа «Школа 2100» начальной школы ГБОУ Лицея № 101;

  1. Устав ГБОУ Лицея № 101 Выборгского района СПБ.
  2. Л.С. Подымова «Подготовка учителя к инновационной деятельности» Москва, 2001 г;
  3. «Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы « Волгоград, 2000 г.;
  4. А.С.Сиденко «Метод проектов: история и практика применения»

«Завуч» 2003 г, № 6, с.96-112;

  1. Т.А.Новикова «Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности» «Народное образование», 2005 г, № 7;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»;
  3. М. П. Калинина «Универсальные учебные действия школьников». ООО Арсей, СПб, 2012 г;
  4. Т.Н.Беркалиев, Е.С.Заир-Бек, А.П.Тряпицына «Инновация и качество школьного образования» Научно-методическое пособие. Каро, СПб, 2007 г.
  5. Т.П.Ланоценина, Е.Е.Алимова, Л.М.Оганезова «Современный урок. Инновационные уроки» Учитель, Ростов, 2008 г

Поделиться: