Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Авторское учебно-методическое электронное пособие «От действия к мысли» в контексте задач формирования универсальных учебных действий»
Реалии современной жизни таковы, что родители отдают детей в школы, где лучше готовят к ЕГЭ, а не туда, где их развивают. Цена школы сегодня – результативность выпускников, в то время как первая задача школы – удовлетворение потребности детей в развитии и самопознании. И первым делом школа должна помочь ребенку найти свой интерес в образовании. В рамках лицейской образовательной программы начальной школы «Школа 2100» разработана Концепция развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода. Эта Концепция стала основной для разработки учебных планов, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования. Так же Концепция стала основой создания авторского учебно-методического электронного пособия «От действия к мысли». Цель пособия – актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения. Отсюда вытекают следующие учебные и дидактические задачи: - мотивировать учащихся к изучению слов с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями; - разнообразить виды деятельности учащихся; - расширять словарный запас учащихся; - работать над лексическим значением слов; - развивать зрительную память, активизировать внимание, мышление, речь. Обращение к системному применению электронного пособия на уроках в начальной школе помогает сделать процесс обучения более современным, приближенным к интересам и стилистике жизни преобладающего большинства учащихся, для которых компьютер – ее неотъемлемая составляющая. Особенности информационного общества предполагают переосмысление места и роли учителя, его функций. Учитель все реже выступает как основной источник учебной информации и материала и все более как организатор коммуникаций, деятельности, во многом определяющей развитие личности учащихся. Именно коммуникация, взаимодействие «учитель – компьютер – ученик» лежит в основе разработанной авторской системы применения электронного пособия на уроках обучения грамоте (1 класс), русского языка и литературного чтения (1 – 4 класс). Содержание электронного учебно-методического пособия является, в какой-то степени, ответом на требования ФГОС – дать школьникам не только знания по основам наук, передать социальный опыт, но и формировать универсальные учебные действия учащихся начальной школы для успешной интеграции их в современном информационном обществе. Электронное пособие включает несколько кейсов: 1) иллюстративный материал к Букварю Бунеевых; 2) слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями с 1 по 4 класс; 3) синонимы, антонимы; 4) слова, употребляемые в нескольких значениях
Использование электронного пособия на примере обучения грамоте, русского языка и литературного чтения помогает учащимся: ∙ проверить свои знания и умения; ∙ формировать алгоритм логических операций и познавательных действий; ∙ развивать зрительную память, критическое, образное мышление, самостоятельность, готовность к коммуникации; ∙ правильно работать с информацией; ∙ развивать интерес к изучаемому материалу. Использование электронного пособия упрощает деятельность педагога, так как его можно использовать на различных этапах урока: · при проверке выполнения домашнего задания; · при объяснении нового материала; · при закреплении пройденного материала; · для контроля знаний учащихся. Авторское электронное пособие формирует активное отношение обучающихся к процессу учения, облегчает труд учащихся, делает его продуктивным и увлекательным. Пособие предлагает не случайный набор информации по обозначенной проблеме, а обучающий инструментарий, структурированный, систематизированный, готовый к применению. Учебный материал распределен по классам и по темам. В учебном пособии представлены различные виды работ:
· знакомство со словами из словаря; · картинный словарный диктант (изучение, контроль); · зрительный диктант с пропущенной орфограммой; · самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка; · классификация слов по различным признакам (по родам, по частям речи, по склонениям).
· работа над лексическим значением слов на уроках обучения грамоте; · выборочное чтение, составление словосочетаний, предложений; · проведение звукобуквенного анализа; · морфологический разбор (разбор слов по составу).
· подбор слов близких и противоположных по значению; · замена слов в тексте на синонимы (при написании сочинений); · составление синонимических рядов; Задача учителя состоит в том, чтобы определить на каком учебном материале (разделы, темы и т. д.) формировать и совершенствовать умения, навыки, учебные способы действий, выбрать методы и технологии, которые обеспечат достижение запланированных результатов. Электронное пособие можно использовать не только на уроках, но и в домашних условиях: родители смогут объективно и самостоятельно оценить уровень знаний своего ребенка, подготовить его к проведению самостоятельных и контрольных работ. Отдельные элементы пособия могут использоваться в 5-х классах для диагностики знаний учащихся, переходящих с начальной ступени обучения в основную школу. При разработке электронного пособия учитывались психолого-педагогические особенности младших школьников: задания сопровождаются наглядностью, предлагаются занимательные материалы, которые расширяют и углубляют предметные знания, развивают учебно-логические умения, критичное и абстрактное мышление, сообразительность, языковое чутье. Второй год мы работаем с этим пособием. Увидели первые положительные результаты, такие как: Для ученика:
Для учителя:
Работа по созданию электронного пособия и его использование в практической деятельности изменило наше профессиональное мышление. Появилась потребность в инновационной деятельности, расширилась сфера сотрудничества с коллегами своего лицея и других общеобразовательных учреждений. Совершенствовались навыки работы ИКТ, в том числе и с интерактивной доской. В ноябре 2012 года электронное пособие было представлено на Девятой научно-практической конференции во второй петербургской гимназии в рамках Ассоциации гимназий. В феврале 2013 года – на международной практической конференции в Нарве (Эстония). Наше пособие вызвало интерес не только у учителей начальной, но и основной школы. В марта 2013 года был проведен районный мастер-класс (см. приложение 1) с целью практического использования и апробация его в образовательных учреждениях Выборгского района. Из результатов анкетирования участников мастер-класса (учителя начальных классов, учителя-предметники 5 классов, родители учащихся, воспитатели дошкольного образования) (см. приложение 2) следует: · 100 % слушателей не сожалеют о потраченном времени; · 95 % - узнали много полезного; · 95 % - понравился кейс «Иллюстративный материал к Букварю Бунеевых»; · 95 % - кейс «Синонимы, антонимы, слова, употребляемые в нескольких значениях»; · 100 % учителей хотели бы использовать данное или аналогичное (по своему УМК) пособие в своей работе; · 100 % слушателей отметили хорошую организацию и форму проведения мастер-класса. · у 30 % слушателей остались вопросы, сомнения; Данная позитивная оценка нашей деятельности вдохновило авторов пособия к разработке методических рекомендаций по его реализации в практической деятельности.
Литература
2. Образовательная программа «Школа 2100» начальной школы ГБОУ Лицея № 101;
«Завуч» 2003 г, № 6, с.96-112;
Поделиться: |