С 1 марта 2011 года ГБДОУ № 137 присвоен статус районной экспериментальной площадки по теме: «Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах различной направленности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования». Целью работы является разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в группах комбинированной направленности, реализующих основную общеобразовательную программу.Эти группы совместно посещают дети с нормальным речевым развитием и дети с тяжелыми нарушениями речи (по 4 человека в каждой группе).
Коллективом педагогов, принимающих участие в опытно – экспериментальной деятельности была разработана технология, с помощью которой можно эффективно провести сбор, системный учет, обработку, анализ и распространение информации в процессе мониторинга. При этом учитывалось, что под распространением информации может пониматься как трансляция технологии педагогической общественности, так и активное взаимодействие с участниками образовательного процесса. В частности, родители воспитанников участвуют в проведении мероприятий мониторинга, получают обратную связь в виде консультативной помощи.
Эффективным ресурсом распространения (трансляции) «Технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах комбинированной направленности»является статус ГБ ДОУ № 137 как Федеральной стажировочной площадки по теме «Модернизация региональных систем дошкольного образования». Стажировочная площадка проводит деятельность по распространению востребованного инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений, способствующего модернизации региональной системы дошкольного образования и решению ее стратегических задач.
Комплексная программа дошкольного образования, используемая в ГБ ДОУ № 137 - «Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения на основе примерной программы «Успех». Основой системы мониторинга нашего учреждения является «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов» по программе «Успех»[1]. Мониторинг проводится воспитателями групп с использованием диагностических заданий и наблюдения за поведением и деятельностью воспитанников.
На группах комбинированной направленности важнейшей задачей является обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выявление особых образовательных потребностей детей с тяжелым недоразвитием речи (ТНР), обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии проводится с помощью заполнения Интегративной карты индивидуального развития ребенка (ИКИРР).Карты были разработаны с целью объединения диагностических данных различных специалистов и педагогов. В ИКИРР отражаются: личностные особенности детей (заполняется по результатам опросов и анкетирования родителей); состояние здоровья (заполняется медицинским работником); уровень физического развития (заполняется инструктором по физическому воспитанию); особенности речевого развития (заполняется учителем-логопедом) и психического развития(заполняется педагогом-психологом), а также степень усвоения программного материала (заполняется воспитателями). Таким образом, эти карты включают все основные показатели развития ребенка и их динамику. Этот документ заводится при поступлении ребенка с ТНР в группу комбинированнойнаправленности.
На основе этих диагностических данных и рекомендаций специалистов и педагогов разрабатываются индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты на каждого ребенка с ТНР.
Одним из инновационных механизмов ИКИРР является заполнение ее в электронном варианте и передача между участниками мониторинга с помощью информационно – коммуникационных технологий. Это значительно облегчает процессы заполнения, анализа, хранения информации и ознакомления с ней. Для этого мы используем он-лайн хранилище информации, так называемый «облачный сервис»DropBox. Это бесплатное онлайновое хранилище информации размером от 2-х до 18-ти гигабайт с удобным и привычным для пользователя интерфейсом. Dropbox позволяет пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и делиться ими с другими пользователями в Интернете. В случаях совместной работы, таких как проведение мониторинга и заполнение ИКИРР несколькими педагогами использование он-лайн хранилища позволяет редактировать документы в любое удобное время, не перенося информацию на флеш-накопителях. Необходимыми условиями является наличие компьютера и доступа в интернет. Далее педагог, принимающий участие в мониторинге, заходит в Dropbox, открывает нужный файл и редактирует его.
После заполнения карт всеми участниками мониторинга, собирается медико-психолого – педагогический консилиум, для анализа полученной информации и разработки индивидуальногокоррекционно - образовательного маршрута для каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Форма Индивидуального коррекционно – образовательного маршрута так же хранится в «облачном сервисе» и заполняется педагогами аналогично ИКИРР.
Маршруты состоят из двух частей. Инвариантная часть одинакова для всех с ТНР детей, посещающих комбинированную группу. Эта часть проектируется на основе программ реализуемых специалистами и педагогами. Вариативная часть индивидуальна для каждого ребенка, она стоится на основе диагностик и рекомендаций медицинских работников, специалистов и педагогов. Образовательные маршруты состоят из четырех блоков: коррекционная работа, образовательная деятельность, психологическое сопровождение, оздоровление и физическое развитие. Каждое полугодие маршруты корректируются в соответствие с данными промежуточной диагностики.
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей происходит на основе данного маршрута.На рисунке 1показано взаимодействие специалистов, участвующих в заполнении Интегративной карты индивидуального развития и дальнейшей работе на основе полученных данных.
Рисунок 1.
Структура взаимодействия участников образовательного процесса.
Можно сказать, что данная модель отражает основную часть процесса мониторинга, однако, при разработке технологии взаимодействия участников образовательного процесса необходимо учитывать тот фактор, что участниками образовательного процесса являются дети, родители,педагоги и социальные партнеры. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки [3]. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса (выписка из ФГТ).
Целесообразно разрабатывать модель взаимодействия участников образовательного организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах комбинированной направленности таким образом, чтобы учитывать минимальную вовлеченность детей в процесс мониторинга. Воспитанники участвуют только в тех диагностических мероприятиях, присутствие на которых необходимо. Этот подход отражен в таблице 1.
Таблица 1
родители
|
педагоги
|
Соц. партнеры
|
дети
|
Анкетирование;
Консультации (групповые и индивидуальные);
Наблюдение за детьми в семье;
Выполнение рекомендаций педагогов дома;
|
Заполнение ИИКРР (после проведения низкоформализованых и высокоформализованых диагностических мероприятий);
Участие в МППК;
Разработка индивидуального образовательного маршрута;
|
Оздоровительные комиссии;
Медицинский контроль, тестирование физической подготовленности;
Школа – получение обратной связи о выпускниках ДОУ, статистика поступления выпускников ДОУ в ОУ различного уровня (гимназии, лицеи).
|
Участие в тех
процедурах, присутствие на которых необходимо.
|
Разрабатывая технологию, позволяющую эффективно, комплексно, экономично проводить мониторинг, мы отбирали методы, наиболее полно соответствующие Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Простота в заполнении, инновационный способ передачи информации, сочетание методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых сведений – значительно повышают заинтересованность участников образовательного процесса в результатах освоения ООПДО.
Оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей развития, данных в основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Система мониторинга направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»[2]. Специалистами (психологи, логопеды, инструктор по физической культуре, медперсонал) проводится диагностика по планам.
Диагностика детей по основным направлениям программы проводится дважды в течение учебного года (сентябрь, январь). В январе диагностика проводится логопедом и психологом с целью скорректировать образовательный процесс с учетом развития детей. Мониторинг развития интегративных качеств проводится дважды в течение учебного года (сентябрь/ май).
Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе проводится дважды в учебном году: сентябрь-октябрь — первоначальное тестирование, в феврале — окончательное тестирование и заполнение «Бланка фиксации результатов».
Использование информационно – коммуникационных технологий позволило нашему коллективу значительно облегчить процесс заполнения документов. Отпала необходимость в бумажных носителях, переносе файлов с одного компьютера на другой (с риском заражения). Все что необходимо – наличие компьютера с выходом в интернет, установленный Dropbox (что делается достаточно легко). Далее пользователи редактируют необходимые документы и сохраняют их. При этом, каждый педагог, участвующий в мониторинге, может получить полную картину развития ребенка, так как он в любое время имеет доступ к необходимым документам. На основе полученной информации, педагоги могут лучше подготовиться к МППк, более эффективно организовать совместную деятельность с ребенком и коррекционную работу.
Литература
1.Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. Под научным руководством АсмоловаА.Г.Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияМосква, «Просвещение», 2009 г.
2.Степанова М.А., Березина Н.О., Бурлакова И.А. и др. Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов (в комплекте с электронным приложением).-2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-127с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано 5 марта 2010 г.