Авторcтво: Кевенд Елена Юрьевна, учитель-логопед ГБДОУ детского сада №23 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Какой бы ни был длинный путь, всегда начинается он с первого шага.
Восточная мудрость
Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие полипов, хронических ринитов и т.п. У детей отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.
В современной педагогической литературе встречается мало работ на эту тему. Недооценивается роль физиологического и речевого дыхания на этапе постановки звуков, при голосоподаче и голосоведении.
Предлагаемый комплекс дыхательно – голосовых упражнений рассчитан на детей первого года обучения в логопедической группе и построен в соответствии с лексическими темами средней логопедической группы детского сада. При составлении данного комплекса мы учли положение А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия о мотивации как главном факторе, определяющем качественное порождение речевого высказывания. Детям 4 – 5 лет свойственно наглядно-образное мышление. Хорошим дополнением к каждому упражнению послужит картинка. Современным средством в обучении детей является использование компьютерных технологий. При выполнении данного комплекса рекомендуется использовать интерактивные картинки, когда имеется обратная связь между ребенком и экраном монитора. Живой отклик у детей вызывают стихотворные строчки. Большинству упражнений предпослан авторский стишок. Его можно заучить с детьми. Кроме того, ряд упражнений нацелен на формирование грамматического строя речи.
Все упражнения были апробированы на занятиях.
В начале учебного года были созданы контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная группа состояла из детей с общим недоразвитием речи. Контрольная группа состояла из детей общеразвивающей группы детского сада.
В течение учебного года дыхательно-голосовые упражнения проводились с детьми экспериментальной логопедической группы учителем-логопедом в первой половине дня и воспитателем во второй половине дня.
По результатам мониторинга в начале учебного года дети с общим недоразвитием речи отставали от нормы по следующим показателям: длительность речевого выдоха, сила голоса, диапазон (объем) голоса. У детей с речевыми нарушениями по сравнению с детьми общеразвивающей группы преобладало верхне-ключичное дыхание.
В конце учебного года по результатам мониторинга у 75% детей логопедической (экспериментальной) группы показатели силы голоса достигли уровня детей общеразвивающей (контрольной) группы. У 25% детей логопедической группы показатели превысили показатели детей общеразвивающей группы. Диапазон голоса у 50% детей экспериментальной группы расширился и, таким образом, достиг уровня детей контрольной группы.
Все это позволяет сделать вывод, что систематическое использование дыхательно-голосовых упражнений помогает довести развитие дыхательно-голосового аппарата детей с нарушениями речи до нормы, а также улучшить функцию дыхательно-голосового аппарата.
Приложение: упражнения
Литература
1. Логопедия. Под редакцией профессора Л.С. Волковой. М., «Просвещение», 1989.
2. Популярная Медицинская Энциклопедия. М., «Советская энциклопедия», 1968.
3. Краткий дефектологический словарь. М., «Просвещение», 1964.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
5. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3 – 4 года). СПб, КАРО, 2007.
6. Герела Н.Ф. Дыхание, движение, самомассаж. Ленинград, «Петрополь», 1991.
7. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Ектеренбург, Диамант, 1992.
Поделиться: