Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Модель развития интеллектуальных способностей учащихся гимназии на основе учета внеучебных достижений
Представленная модель показывает систему работы по учету внеучебной деятельности учащихся гимназии №105. Модель отражает технологию поэтапного включения достижений учащихся в образовательный процесс. Графическая схема модели представлена на рис. 1. Все достижения учащихся во внеурочной деятельности складываются из участия гимназистов в различных сферах внеурочной деятельности (Рис. 2). Достижения учащихся оформляются в портфолио и проходят аналитическую балльно-рейтинговую оценку, в результате которой достижение учащегося оценивается. Работы ребят, прошедшие аналитическую оценку активно включаются в образовательный процесс: выступления на школьных конференциях, демонстрация проектов и выступления на уроках, участие в Международных Конвенциях молодежи и международных конкурсах, то есть продукт достижения (творческая работа, проект, публикация и т. д.) популяризируется, становится доступным для всех участников образовательного процесса. Результаты достижений учащихся используются учителями гимназии на семинарах и круглых столах по обмену опытом для педагогического сообщества на районном и городском уровнях. В целом это стимулирует учителей, повышает их педагогическое мастерство. Ежегодно в конце учебного года в гимназии проводится праздник "День гимназиста", который подводит итог всех достижений учащихся за учебный год. На праздник приглашаются не только ребята, но и представители Попечительского совета, родители. Мероприятие проводится в несколько этапов. На общешкольной линейке администрация гимназии поздравляет всех учащихся, имеющих внеучебные достижения по всем сферам внеурочной деятельности. Творческие успехи учеников (лучшие выступления) представляются на заключительном концерте. Организуется парад лучших спортсменов-учащихся гимназии (победителей спортивных соревнований, турниров, состязаний и т. д.). Публикации ребят, творческие работы (исследования, эссе, доклады, презентации и др.) оформляются в школьном журнале "Вестник гимназии" и представляются на портале гимназии (www.гимназия105.рф), на выставках в холле, и доступны всем субъектам образовательного процесса (ученики, учителя, родители, гости гимназии).
Рис. 1. Схема модели учета Фотоотчеты о выступлениях на Международных конкурсах, фестивалях и т. д. демонстрируются на большом экране в холле в режиме on-line и доступны для всех посетителей гимназии. По итогам всех достижений формируются Стенды достижений учащихся по различным областям, которые дублируются на сайте гимназии (http://www.гимназия105.рф/progress.php). Таким образом, модель представляет динамическую композицию всех доступных педагогических технологий всестороннего учета достижений ребят от момента включения ученика в различные сферы внеучебной деятельности до выпуска. Постоянный учет и оценка достижений позволяет выявлять наклонности ученика, стимулирует его мотивацию к получению социального опыта, развитию коммуникативных способностей, интеллекта и эрудиции, формирует его гражданское самосознание, представляет возможность активного вовлечения и мотивации родителей на развитие интеллектуальных и физических возможностей детей. Обоснование выбора моделиУсилиями научной и педагогической общественности разработаны несколько типов моделей учета внеучебных достижений учащихся. В гимназии №105 были тщательно проанализированы два типа моделей, наиболее широко описанные в педагогической литературе. К ним относятся модель внеурочной деятельности первого типа, основанная на мобилизации внутренних ресурсов ОУ, и модель активного взаимодействия с социальными партнерами второго типа (учреждениями дополнительного образования, организациями социальной сферы, учреждениями культуры, спорта и др.) Каждой из перечисленных моделей свойственны свои достоинства и недостатки. Так, если модели перового типа ориентированы в основном на формирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках внеурочной деятельности, то модели второго типа основаны на применении метода проектов. Для гимназии №105 характерным является не только сочетание методологий известных моделей учета внеучебных достижений, но и их существенное развитие. Основное направление такого развития педагогическая общественность гимназии видит не только в продвижении международных программ взаимодействия, но и прививании и использовании ассоциативных знаний, умений и навыков обучаемых. Такой подход, на наш взгляд, позволяет развивать компетенции учащихся на основе сочетанного использования компьютерной грамотности, знания иностранных языков и дистанционного взаимодействия с отечественными и зарубежными партнерами, а также привитие обучаемых социальных и коммуникативных методов взаимодействия в образовательной среде. Конкретные примеры развития ассоциативных знаний представлены при рассмотрении разделов сфер внеучебной деятельности, форм и методов сбора и фиксации информации, места и роли модели в образовательном процессе. Цель модели "Развитие интеллектуальных способностей учащихся гимназии на основе учета внеучебных достижений»Целью модели являются формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся и гражданского самосознания, развитие личности, способной к адаптации в условиях изменяющейся современной жизни при активном взаимодействии не только педагогов, но и родителей. Научная обоснованность модели учета внеучебных достижений учащихся определяется концепцией и Программой развития гимназии №105 на период до 2020 г., включающей разработку научно-методологических основ организации образовательного процесса. Инновационные подходы к разработке и практическому применению модели учета достижений заключаются в ориентации на передовые педагогические технологии личностно-ориентированного развития обучаемых, учета динамики их развития на протяжении всего периода обучения. Концептуальное обоснование модели базируется на использовании разработок АППО (кафедра управления и экономики образования, профессор Гришина И.В. [3, 4] кафедра социально-педагогических измерений [6, 9], кафедра социально-педагогического образования[1] и др.), научных исследованиях по оценке социального опыта (Краевский В.В., Лернер И.Я.[5, 7]), работах Мельникова В.М., Ямпольского Л.Т. [8], Барышникова Е.Н.[1] по диагностике степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Преимущества модели. Модель учитывает все виды внеурочной деятельности учащихся, включенные в образовательный процесс гимназии в системе, способствует развитию личности и ее успешной адаптации в современной жизни. Отличительной особенностью модели является высокая вовлеченность в проектную международную деятельность не только учащихся, но и родителей. Данная особенность учитывает профиль гимназии – углубленное изучение иностранных языков и воспитание интеллектуальной элиты. Сферы внеучебной деятельности,
|
Олимпиады | |||||
Результат |
Уровни | ||||
Международный |
Общеоссийский |
Региональный |
Районный |
Школьный | |
Участник |
20 |
8 |
4 |
2 |
1 |
Призер |
50 |
24 |
12 |
6 |
3 |
Победитель |
100 |
50 |
20 |
10 |
5 |
Конкурсы | |||||
Участник |
20 |
8 |
4 |
2 |
1 |
Призер |
50 |
24 |
12 |
6 |
3 |
Победитель |
100 |
50 |
20 |
10 |
5 |
Исследовательская деятельность (в т. ч. проектная деятельность) | |||||
Участник |
40 |
20 |
15 |
10 |
5 |
Призер |
80 |
50 |
30 |
20 |
10 |
Победитель |
150 |
100 |
70 |
50 |
30 |
Международные программы | |||||
Участник |
40 |
20 |
15 |
10 |
5 |
Призер |
80 |
50 |
30 |
20 |
10 |
Победитель |
150 |
100 |
70 |
50 |
30 |
Встроенность модели Учета внеучебных достижений учащихся в образовательный процесс реализуется через компетентностно-ориентированный подход. Это позволяет ученикам устанавливать межпредметные и надпредметные связи в образовательном процессе, реализовывать полученный общественно-значимый опыт в условиях изменяющейся современной жизни. Инновационным подходом можно считать получение обучаемыми новых ассоциативных знаний во внеурочное время на основе знаний, умений, навыков, получаемых по основным предметам, что в свою очередь приводит к энергетическому эффекту (при одновременном использовании иностранных языков и ИКТ эффект существенно возрастает).
Умения грамотно выстроить проект и представить его, выделить и соотнести разные научные области, объединенные одной темой – все это развивает интеллектуальные способности учащихся, позволяет им глубже изучить научные дисциплины, представленные как в учебном плане, так и за его рамками (Экология, экономика, менеджмент). Межпредметные проекты учащихся используются для создания комбинированных уроков и уроков с использованием ИВТ (Например, МХК и иностранный язык, История Англии и ИКТ, лингвистические уроки по изучению истории слов, экология на иностранном языке и т. д.). Особое место в образовательном процессе гимназии занимают внеурочные курсы дистанционного обучения в Шведском университете промышленной экологии и экономики[iv], используя развивая не только собственно курс экологии и экономики, но и навыки публичного интернет общения (ИВТ, английский язык)4.
Опыт публичных выступлений и презентация научных результатов обучаемых формирует гражданскую позицию учащегося, развивает навыки аргументации своих убеждений в дискуссии. Несомненно, публичность и прозрачность достижений учащихся положительно влияют на успешность образовательного процесса, повышают самооценку обучаемых, позволяют выявлять лидеров, вызывают заинтересованность родителей не только в результатах, достигаемых детьми, но и в мотивации на развитие интеллектуальных способностей, а часто и на личное участие в проводимых исследованиях.
Достижения учащихся в различных областях внеурочной деятельности представляются в научных исследованиях учителей гимназии. Успехи учащихся во внеучебной деятельности положительно влияют на оценку внешней результативности профессиональной деятельности учителей, что учитывается при распределении фонда стимулирования.
Традиционный ежегодный День гимназиста подводит итоги внеучебных достижений учащихся по всем областям. Лучшие творческие, театральные, танцевальные и пр. работы учащихся представляются на заключительном концерте для учителей, учеников и родителей. Научно-практическая школьная конференция резюмирует проекты, доклады, публикации учащихся, занявшие призовые места в течение учебного года. Обеспечение объективности и прозрачности оценки достижений обучаемых во внеучебной деятельности достигается активным участием не только педагогического коллектива и внешних рецензентов, но и родительской общественности при определении победителей. Учащиеся, набравшие по независимой рейтинговой оценке наибольшее количество баллов, отмечаются публично на видеоэкране в холле гимназии.
Представленная модель учета внешкольных достижений учащихся (Рис. 1) функционирует в гимназии № 105 более 15 лет. Данная модель расширяется за счет сфер внеучебной деятельности, привлекаемых рецензентов, активным подключением к исследованиям учеников средней школы и созданием разновозрастных групп исследователей. Формы и методы сбора и фиксации информации о достижениях дополнились Портфолио учащихся. Модель оправдывает себя высокой результативностью, под которой понимается успешность выпускников гимназии на протяжении многих лет. Учащиеся имеют адекватную самооценку, уверены в своих знаниях, активно принимают участие в различных городских и международных программах уже как студенты, в том числе обучаясь за рубежом, доказывают свою компетентность как специалисты высокого уровня. Выдающиеся выпускники гимназии №105 достойно представлены на портале гимназии.
Модель учета внеучебных достижений учащихся, направленная на личностно-ориентированное развитие обучаемых с позиций компетентностного подхода, положительно влияет на общую социально-педагогическую атмосферу гимназии. Такой подход к образовательному процессу способствует развитию у детей коммуникативных навыков, формированию толерантного отношения к современным явлениям общественной жизни, воспитанию мультикультурных навыков общения, в целом развитию современной успешной интеллектуально-развитой личности.
Для педагогического коллектива результаты внеучебной деятельности обучаемых позволяют администрации с большей объективностью оценивать внеклассную работу персонально каждого учителя, способствуют самообразованию педагогов, развивают заинтересованность в разработке новых педагогических приемов, использованию перспективных педагогических технологий в воспитательной и учебной работе.
Для родителей модель учета внеучебной деятельности, основанная на объективности и прозрачности оценки достижений детей, использующая перспективные педагогические методы и технологии взаимодействия субъектов образовательной деятельности, вызывает заинтересованность в конкретном участии в жизни школы, стимулирует к поиску дополнительных форм развития личности ребенка.
Представленная модель учета внеучебных достижений учащихся динамично развивается, в ней учитываются последние изменения, связанные с переходом российского образования на новые образовательные стандарты, разрабатываются новые формы включения учащихся в сферы внеучебной деятельности, новые технологии сбора и учета достижений, объективного и в режиме реального времени отражения результатов на портале гимназии, стендах, информационном экране, в печатных и электронных изданиях.
Модель востребована педагогическим сообществом и используется районом и городом.
1. Барышников Е.Н. Образовательное учреждение как воспитатель: воспитывающая среда, воспитательная система, воспитательное пространство. Материалы международной конференции. СПб.‑ Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. 2010.
2. Гришина И. В., Конасова Н. Ю., Курцева Е. Г. Процедуры оценивания работы школы, деятельности ученика и учителя. СПб., 2007.
3. Гришина И.В. Информационный доклад школы. СПб, Издательство: КАРО, 2006.
4. Иванов А.В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка: Монография.-М,:АПК и ППРО,2005.
5. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Учебник. Самара, 1994.
6. Курлов В.Ф., Мержанов В.Ю., Данцев В.Т. Мониторинг качества обучения и социального запроса в системе постдипломного педагогического образования. Социологический анализ. – СПб.: СПбАППО, 2008.
7. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. Педагогика. 1999. № 2. С. 7-11.
8. Мельников В.В., Ямпольский Л.Т. Методика Шкала совестливости Электронный ресурс. http://vsetesti.ru/81/ Дата обращения 10.10.2012.
9. Матюшкина М.Д. Изменения в социально-педагогическом портрете выпускника петербургской школы // Вопросы образования, 2011, №1. С. 99-114 /В соавторстве с Вершловским С.Г.
10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Издательство Института психотерапии, 2002 г.
[i] внутришкольные, районные, городские, региональные, всероссийские, международные по учебным предметам, в том числе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский), олимпиады по восточным языкам и востоковедению, олимпиада в Стокгольмской школе экономике на английском языке для старшеклассников по истории, экономике и менеджменту
[ii]совместно с «Водоканал – СПб», с фирмой «Сименс»; участие в европейских проектах «COMMENIUS PROJECT»; работа в проекте «МОНДИАЛОГО» под эгидой ЮНЕСКО; проекты, выполненные и представляемые на Всемирной конвенции молодежи в Александрии (2004 г.),, в Дубаи (2006 г)., в Пекине (2008 г.)
[iii] Участие учащихся гимназии в командных и индивидуальных спортивных состязаниях по различным видам спорта, Всероссийские соревнования «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания», спортивные увлечения учащихся.
[iv] В процессе обучения учащиеся готовят творческие проекты на английском языке, защищают их в режиме дистанционного обучения. Лучшие проекты, выбранные учеными Швеции, ОАЭ, Египта, Аргентины, представляются учащимися на всемирных конвенциях молодежи (В Дубае, Пекине, Александрии, Розарио).