Поиск по сайту

Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста


Авторcтво: Петрова Наталия Юрьевна, воспитатель ГБДОУ №119 Фрунзенского района Санкт- Петербурга; Соколова Ирина Кимовна, воспитатель ГБДОУ №119 Фрунзенского района Санкт- Петербурга


В последнее время проблема эмоционального развития детей раннего возраста, все чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Эту проблему исследовали такие психологи и педагоги как Л.С. Выготский, Л.С. Зеньковский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Д. Кошелева, Н.М. Щелованов и др.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства- изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих найти с ним двусторонний контакт. Психологи и педагоги отмечают , что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволит грамотно строить свое взаимидействие с малышом, а , следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент эмоциональной сферы, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития маленького ребенка. И в жизни взрослого человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций малыш воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект «эмоционального заражения». По наблюдениям Г.А. Урунтаевой эмоции на этом этапе антогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и непредсказуемо. Примерно в полтора-два года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное развитие «хорошо-плохо».

К трем годам начинают появляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением и т.д.. Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш пытается отличить действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фоьклор- одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

В нашей работе знакомство с фольклором у детей началось еще в адаптационный период. В период привыкания к новой обстановке дети скучают по дому, маме им трудно общаться с другими детьми и новыми взрослыми. С целью вызвать у детей положительные эмоции и установить контакт мы подобрали ряд потешек. Особое место заняли потешки, где можно вставить любое имя не изменяя содержания.

Например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Очень помогают потешки типа «Ладушки, ладушки…» и «Сорока- ворона», знакомые всем детям еще из семьи. Это помогает установить контакт. Также дети радостно включаются в игры-забавы, такие как « Чики- чикалочки», «Еду, еду к бабе деду», « По кочкам, по кочкам».

Также важным мы посчитали включить фольклорные произведения во все режимные процессы, и в формирование навыков самообслуживания. С целью формирования эмоционально положительного отношения ко всем режимным процессам и к навыкам одевания, раздевания, опрятности, соблюдения чистоты тела. Для формирования положительных эмоций в данной области мы собрали фольклорные произведения в картотеки. Показ трудового действия мы сопровождаем чтением потешки. Показ производим детально ( подняли рукава, открыли кран…) действуя индивидуально или маленькими подгруппами, используя дидактическую куклу Юлю- чистюлю.

Перенося в игры с куклами слова знакомых потешек, дети обогащают свою речь. Попутно для решения речевых задач и обогащения эмоционального опыта, произвели подбор иллюстрационного материала. Подобрали картинки на разные эмоциональные состояния, произвели подбор игрушек. Дав детям рассмотреть игрушку, рассказываем о персонаже потешки, о его особенностях:

Петушок, петушок красный, красный гребешок

Масленна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь

Детям спать не даешь?

В беседе объясняем значение новых слов и действий. Читая потешки эмоционально пытаемся передать характер персонажа.

Дай молока, Буренушка,

Хоть капельку на донышко!

Ждут меня котята, малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье молоко коровье.

В этой потешке кошка просит молока для котят, они голодные их жалко, а Буренка добрая, не жадная она обязательно даст молока.

Позднее в работе с детьми можно использовать с мимическим изображением эмоций объясняя в доступном детям понимании причины возникновения конкретных эмоций ( веселый – радуется; грустный – плачет; страшный – пугает). Потешки прочитывать не однократно, используя прием наглядного показа, что бы дети могли представить себе жесты, мимику, позы персонажа и могли почувствовать свое отношение к нему.

Существует тесная связь между эмоциональной сферой ребенка и фольклорным произведением. В течении всего дня ребенок кроме положительных эмоций получает, и негативные эмоции и испытывает нервное напряжение. А использование малых форм фольклора в основных видах деятельности детей раннего возраста, помогут снять напряжение, почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях, пробудить интерес к деятельности. Также восстановят душевное равновесие( баланс между негативными и отрицательными эмоциями с перевесом в сторону «плюс»), избавят от психосаматики ( неосознанная трансформация негативных эмоций на собственный организм). С помощью фольклора ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей. Организация взаимодействия детей с фольклором помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

На наш взгляд тема актуальна в наши дни, так как развитие эмоциональной сферы имеет большое значение в жизни ребенка. Изучив эту тему, применив ее на практике мы предлагаем использовать малые формы фольклора как доступное и простое средство для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.



Список литературы:

  1. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.- М., 1978
  2. Дошкольная педагогика/ под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М., 1983
  3. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка// Вопросы психологии.- 1974.-№ 6
  4. Изард К.Э. Психология эмоций/ Перев. С англ.- СПб: Издательство «Питер», 1999
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.- М., 2003


Поделиться: