Авторcтво: Мищенко Капитолина Полиэвктовна, преподаватель русского языка и литературы ОГБОУ СПО «Томский политехнический техникум» |
Академик Д.С.Лихачев писал: «Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом… Каждый специалист, …каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик или тракторист должен обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову». Сегодня, когда меняется политическая и экономическая ситуация в стране, особое значение приобретает подготовка профессиональных кадров, и очень важно, чтобы педагогика была направлена на развитие личности специалиста, его адаптации к будущей профессии, к социальным условиям современной жизни, к самореализации.
Изучение предмета «Русский язык и культура речи» предполагает не только помощь в освоении профессии, но и развитие личности специалиста, формирование активного гражданина, обладающего не только профессиональной культурой, но и этической. Включение общих гуманитарных дисциплин в учебный план ссузов связано с общей тенденцией образования – гуманизацией и гуманитаризацией. «В сегодняшнем современном обществе, в профессиональной деятельности все большую значимость приобретают процессы взаимного действия между специальными, технико-технологическими способностями личности и ее нравственно-психологическими, социально-гуманитарными характеристиками». Дисциплина «Русский язык и культура речи» решает задачи общеобразовательной подготовки и уделяет внимание языковедческой коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов. Начиная работу со своими подопечными, я уделяю особое значение развитию их способности к речевому общению и адаптации в окружающей среде. Сегодня студент не всегда готов прочитать выразительно текст художественного произведения, стихотворение наизусть, обосновывая это своей стеснительностью. С целью преодоления этого комплекса предлагаю прочитать наизусть любимое стихотворение, но перед этим я ставлю перед ним цель: работа будет оцениваться по двум направлениям:
1. Как ты запомнил текст.
2. Эмоциональное и выразительное чтение перед аудиторией.
После изучения темы «Нормы русского литературного произношения» прошу прочитать выразительно отрывки из художественных произведений И.С.Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова и др. Эта работа позволяет слушателям адаптироваться в группе, активизирует их и развивает личностно значимые качества студентов.
Одним из важнейших аспектов обучения является способность студентов к активной коммуникации. Прежде всего, уделяю особое внимание свободному вступлению в диалог и поддержанию разговора по заданной теме. С этой целью предлагается ряд доступных для студентов тем: «Я и мой техникум», «Каким я вижу себя в будущем», « Мой город» и т.д. Одной из интересных, на мой взгляд, работ со студентами является отзыв или рецензия на просмотренные спектакли Томского областного театра. Подготовка к этой работе проходит в несколько «этапов». Первоначально проводится словарный диктант, куда включена специальная терминология, например: репетиция, премьера, пролог, партер, ложа, овации и т.д. Следующим шагом в подготовке к просмотру спектакля является работа с текстом, например, прочитать пьесу и написать изложение. Текст подбирается такой, что в нем говорится о театре, исполнителях, зрителях, например о Ф.И. Шаляпине, который выступал в Милане в театре « Ла Скала» - это предусматривает еще одну цель: расширение кругозора студентов.
Накануне посещения театра обязательно проводится беседа о том, как одеться, как вести себя во время просмотра спектакля, т.е. говорится об этических нормах поведения человека в общественном месте. На этом же занятии рассматриваем вопрос о том, как пишется отзыв и рецензия на просмотренный спектакль. Чтобы эта работа не вызывала затруднения – зачитываем лучшие отзывы и рецензии студентов предыдущих выпусков. Благодаря такой подготовительной работе подобные занятия не вызывают у обучающихся затруднения.
На протяжении всего курса обучения особое внимание обращается на умения студентов излагать свои мысли связно, последовательно, строить свою речь логично, убедительно, грамотно пользоваться дополнительными источниками информации. С этой целью проводится работа со справочными пособиями, художественными текстами (дается определенное задание). Студентам можно предложить сочинить рассказ, написав на доске его начало. Нужно отметить, что такую работу они выполняют с удовольствием, раскрывая свой творческий потенциал, проявляя свою индивидуальность.
Изучая раздел «Текст как речевое произведение. Практическая стилистика», внимание обращается на подбор текста официально-делового, публицистического, научного, художественного характера. Очень важно, чтобы текст содержал в себе правильную и содержательную информацию, которая может им пригодиться в дальнейшем. Для работы по данной теме готовится 15-20 вариантов заданий, можно дать два задания в каждом варианте: одно по теме, другое – синтаксическое, например, расставить знаки препинания.
Знание особенностей официально-делового стиля, сферы его использования позволяет студентам быть более компетентными и уверенными в оформлении документов, используемых в практике. На занятиях они с интересом составляют заявление, докладную, резюме, протокол собрания группы и другую деловую документацию. Работа над жанрами публицистического стиля позволяет получить новую информацию, несущую в себе глубокое содержание о различных сферах человеческой жизни, расширяющую кругозор студента. Научный стиль должен нести точную информацию. Очень важно перед началом работы поставить цель перед аудиторией. Например, найти нужное научное определение, формулировку, найти научное обоснование. Для быстрого включения студентов в работу, целесообразно провести словарный диктант по научной терминологии, подобрать те слова, которые встретятся в вариантах предстоящего занятия, познакомиться со справочными пособиями и словарями.
Работа над жанрами художественного стиля должна нести не только эстетическое наслаждение, но и помогать развивать грамотность студента. Для этого я использую отрывки из художественных произведений классиков русской литературы, при этом внимание обращается на знаки препинания, деепричастные обороты и т.д., но мы уделяем внимание и речевому мастерству автора. Знание законов развития русского языка учит правильно образовывать формы слов и следовать законам правописания, словообразованию и грамматики. Подбирая материал по этому разделу, я обязательно включаю ряд дополнительных заданий. Например, вставить падежные окончания, безударную гласную, непроизносимую согласную и т.д.
Это небольшая часть работы, о которой я рассказала здесь, позволяет студенту понять важность его языкового развития, роль языка в его жизни и жизни обществе в целом, учит ценить русский язык как национально достояние. Расширение кругозора студента будит в нем жажду познания и самоусовершенствования – все это позволяет ему занять свое место в жизни и быстрее адаптироваться и чувствовать себя свободным в этом мире.
Поделиться: