Авторcтво: Румянцева Людмила Витальевна, директор МОУ СОШ № 9 г. Буй Костромской области |
МОУ СОШ №9 г. Буя с 1 сентября 2011 года приступает к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется прежде всего новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Исходя из этого, в ОУ были проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
- разработка «Положения об организации внеурочной деятельности»;
-составление перечня программ внеурочной деятельности;
-подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
-разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
-материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
-информирование родителей о системе внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
- отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Для организации внеурочной деятельности выбрана оптимизационная модель, в реализации которой принимают участие педагогические работники ОУ.
Оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации внутренних ресурсов МОУ СОШ № 9 предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники.
В каждом классе координирующую роль выполняет учитель, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели:
- минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
- создание единого образовательного и методического пространства в школе;
- формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.
Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:
- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
- оптимизацией внутренних ресурсов МОУ СОШ № 9
Принципы реализации Модели:
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
Модель организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из 5 направлений деятельности:
Схема направлений внеурочной деятельности
|
|
Спортивно-оздоровительное: спортивные секции по ОФП
|
Спортивно-оздоровительное направление есть процесс
организации оздоровительной и познавательной деятельности,
направленной на развитие физических сил и здоровья,
выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
|
Художественно-эстетическое
|
Развитие творческих возможностей учащегося, с учетом его
возрастных и внутренних психологических наклонностей.
Формирование эстетического вкуса.
|
|
Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности
|
|
Развитие положительного потенциала личности обучающихся
в рамках деятельности общешкольного коллектива
|
|
Овладение основами практико – ориентированных знаний
|
Ресурсное обеспечение
Педагогическое обеспечение
Организация внеурочной деятельности по направлениям:
|
Состав
|
Спортивно-оздоровительное
|
Хазов С.И.., учитель физической культуры
|
Художественно-эстетическое
|
Бучнева Т.В., Спешкова Я.Н., Сафронова О.А., педагоги дополнительного образования,
|
Общекультурное
|
Изюмова Т.И.., педагог дополнительного образования,
Бекенева В.Н., педагог дополнительного образования
Трусова Н.В., учитель начальных классов
|
Общеинтеллектуальное
|
Трусова Н.В., Баранова Е.А.,учителя начальных классов
Проворова Н.Н., учитель -логопед
|
Социальное
|
Петрова И.А., социальный педагог
Трусова Н.В., Баранова Е.А.,учителя начальных классов
Лебедева Г.А., педагог-психолог
|
Проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям внеурочной деятельности
|
Трусова Н.В., Баранова Е.А.,учителя начальных классов
|
Педагогические ресурсы: учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог
|
Научно-методическое обеспечение
Научно-методическое обеспечение организует административная группа, педагоги.
Материально-техническое обеспечение
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, музыкальным кабинетом, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, мультимедийными проекторами.
Внешние связи и партнерство
Учащиеся нашей школы активно посещают учреждения дополнительного образования:
· музыкальную школу
· художественную школу
· МОУДОО ДДТ
· спортивные секции на базе ДЮСШ и ОСДЮШОР,
· танцевальный коллектив «Ленок» при ДКЖ.
Ожидаемые результаты
· развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
· приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
· формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
· воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
· получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
· формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
· формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
· увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
· воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
· формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
· реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Поделиться: