Одним из приоритетных направлений деятельности психолога лицея является осуществление психологического сопровождения воспитательного процесса и мониторинг его эффективности.
В основу воспитательной работы лицея положен тезис о том, что воспитание есть управление процессом социализации школьника. Таким образом, целью нашего исследования является воспитательный процесс в лицее.
Поэтому задачей исследования является определение соответствия воспитательного процесса в лицее концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная концепция определена федеральными государственными стандартами второго поколения.
«Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение», 2010).
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. (в свете нашего исследования это кажется нам ключевым моментом). Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Как сказано в концепции «именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося».
Недостатки эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития и гражданского воспитания в детском возрасте трудно восполнить в последующие годы.
Ибо пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой оценки эффективности воспитательного процесса в лицее является мониторинг воспитательного процесса. Для его оценки нами была использована методика «Диагностика личностного роста школьников», разработанная Григорьевым Д.В., Кулешовой И.В., Степановым П.В.. Данная методика используется нами на протяжении последних 8-х лет.
Инструментов, измеряющих уровень воспитанности школьников, много, но они не точны и зависимы от личности интерпретатора.
Принцип работы нашей работы - «в минимуме - максимум», т.е. с наименьшими временными и физическими затратами, получить максимум информации.
Преимущества данной методики указаны в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика методик
Другие измерительные методики
|
«Диагностика личностного роста учащихся»
|
многочисленны
|
компактна
|
односторонни
|
разноаспектна
|
только качественные показатели
|
качественные и количественные показатели
|
зависят от личности интерпретатора
|
не зависит от личности интерпретатора
|
В 2010 году нами была применена модифицированная эта же методика, которая содержит на 3 шкалы больше по сравнению с предыдущей модификацией. К ней добавились шкалы: отношение к семье, гуманность (отношение подростка к человеку как таковому) и свобода (отношение к своему духовному Я).
Таким образом, мониторинг воспитанности обучающихся лицея проводится нами на протяжении последних 8-ти лет.
Таблица 2.
Соотнесение базовых национальных ценностей и шкал «Методики диагностики личностного роста школьников»
Базовые национальные ценности
|
Названия шкал методики
|
Патриотизм
|
Отечество
|
Семья
|
Семья
|
Творчество и труд
|
Труд
|
Наука
|
Знания
|
Традиционные российские религии
|
Толерантность
|
Искусство и литература
|
Культура
|
Природа
|
Земля (природа)
|
Человечество
|
Мир (ненасилие)
|
Толерантность
|
Гуманность
|
Альтруизм
|
Данные, полученные раз в год по методике диагностики личностного роста школьников, по каждому классному коллективу доводятся до классных руководителей, обсуждаются на педагогическом совете.
После их обсуждения происходит корректировка в планах воспитательных систем лицея и классов. Например:
– усилилась работа по патриотическому воспитанию,
– была приняты программа ЗОЖ,
– проведены тренинги толерантности и пр.
Результаты исследования по ныне существующим классным коллективам за последние три года приводятся ниже.
Патриотизм – шкала Отечество
В 3-х из 7-ми классах наблюдается рост позитивного отношения к Отечеству, т.е. Родина для них не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Это радует, т.к. семья является ресурсом взаимодействия и влияния на обучающихся.
Семья – шкала Семья
Для подавляющего большинства учащихся ценность семьи высоко значима. Они дорожит семейными традициями и устоям.
Искусство и литература - шкала Культура
В целом выражена тенденция к росту числа уч-ся, признающих объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни.
Традиционные российские религии - шкала Толерантность
В целом % уч-ся склонных к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп растет.
Человечество-шкала Мир
Большинство уч-ся в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправданно, полагают, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия.
Человечество – шкала Гуманность
Выражена тенденция к увеличению числа уч-ся, для которых ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима, но полноценно не прочувствована. Они могут продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются им теми, кто мешает ощущать радость жизни.
Человечество - Альтруизм
В целом учащиеся всегда готовы помочь слабым, нуждающимся, но предпочитают делать это тогда, когда их об этом попросят, стараясь не подвергать риску собственное благополучие.
Личная свобода
Подавляющее большинство уч-ся рассматривают себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для них, и ради этого чувства они готовы противостоять внешнему давлению, но они не готовы рисковать собственным благополучием ради свободы.
Выводы
- Всплеск негативизма по некоторым шкалам (Мир, Отечество, Знания, Гуманность и др.) объясняется вовсе не воспитательными воздействиями, проводимыми учебным заведением, а явлениями, происходящими в семье, неформальных сообществах и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д., а также мировым экономическим кризисом 2009 года.
- Система мониторинга воспитательного процесса, применённая нами, чутко реагирует на изменения в воспитательном процессе учебного заведения и социально-экономические процессы, происходящие в обществе.
- Применённый нами мониторинг воспитательного процесса универсален и подходит для любого вида образовательного учреждения, любой модели выпускника, т.к. описывает формирование базовых национальных учащихся.
- Цель и задачи исследования оказались выполненными.
Литература
1. Белоусова О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2009.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Изд. «Просвещение», 2010.
3. Настольная книга классного руководителя. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
4. Журнал «Классный руководитель». № 6, 2003 г