Поиск по сайту

Опыт мониторинга развития базовых национальных ценностей учащихся МБОУ СЭЛ № 21 имени Героя России С.В. Самойлова г. Пскова


Авторcтво: Рвачёва Елена Борисовна, педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Социально-экономический лицей №21 имени Героя России С.В. Самойлова», г.Псков


Одним из приоритетных направлений деятельности психолога лицея является осуществление психологического сопровождения воспитательного процесса и мониторинг его эффективности.

В основу воспитательной работы лицея положен тезис о том, что воспитание есть управление процессом социализации школьника. Таким образом, целью нашего исследования является воспитательный процесс в лицее.

Поэтому задачей исследования является определение соответствия воспитательного процесса в лицее концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная концепция определена федеральными государственными стандартами второго поколения.

«Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение», 2010).

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. (в свете нашего исследования это кажется нам ключевым моментом). Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Как сказано в концепции «именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося».

Недостатки эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития и гражданского воспитания в детском возрасте трудно восполнить в последующие годы.

Ибо пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой оценки эффективности воспитательного процесса в лицее является мониторинг воспитательного процесса. Для его оценки нами была использована методика «Диагностика личностного роста школьников», разработанная Григорьевым Д.В., Кулешовой И.В., Степановым П.В.. Данная методика используется нами на протяжении последних 8-х лет.

Инструментов, измеряющих уровень воспитанности школьников, много, но они не точны и зависимы от личности интерпретатора.

Принцип работы нашей работы - «в минимуме - максимум», т.е. с наименьшими временными и физическими затратами, получить максимум информации.

Преимущества данной методики указаны в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика методик

Другие измерительные методики

«Диагностика личностного роста учащихся»

многочисленны

компактна

односторонни

разноаспектна

только качественные показатели

качественные и количественные показатели

зависят от личности интерпретатора

не зависит от личности интерпретатора

В 2010 году нами была применена модифицированная эта же методика, которая содержит на 3 шкалы больше по сравнению с предыдущей модификацией. К ней добавились шкалы: отношение к семье, гуманность (отношение подростка к человеку как таковому) и свобода (отношение к своему духовному Я).

Таким образом, мониторинг воспитанности обучающихся лицея проводится нами на протяжении последних 8-ти лет.

Таблица 2.

Соотнесение базовых национальных ценностей и шкал «Методики диагностики личностного роста школьников»

Базовые национальные ценности

Названия шкал методики

Патриотизм

Отечество

Семья

Семья

Творчество и труд

Труд

Наука

Знания

Традиционные российские религии

Толерантность

Искусство и литература

Культура

Природа

Земля (природа)

Человечество

Мир (ненасилие)

Толерантность

Гуманность

Альтруизм

Данные, полученные раз в год по методике диагностики личностного роста школьников, по каждому классному коллективу доводятся до классных руководителей, обсуждаются на педагогическом совете.

После их обсуждения происходит корректировка в планах воспитательных систем лицея и классов. Например:

– усилилась работа по патриотическому воспитанию,

– была приняты программа ЗОЖ,

– проведены тренинги толерантности и пр.

Результаты исследования по ныне существующим классным коллективам за последние три года приводятся ниже.

Патриотизм – шкала Отечество

В 3-х из 7-ми классах наблюдается рост позитивного отношения к Отечеству, т.е. Родина для них не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Это радует, т.к. семья является ресурсом взаимодействия и влияния на обучающихся.


Позитивное1.jpg

Семья – шкала Семья

Семья.jpg

Для подавляющего большинства учащихся ценность семьи высоко значима. Они дорожит семейными традициями и устоям.

Искусство и литература - шкала Культура

В целом выражена тенденция к росту числа уч-ся, признающих объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни.

Искуство.jpg

Традиционные российские религии - шкала Толерантность

Религия.jpg

В целом % уч-ся склонных к признанию и принятию культур­ного плюрализма, уважению самых разнообразных социокуль­турных групп растет.

Человечество-шкала Мир

Человечество.jpg

Большинство уч-ся в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение си­лы оправданно, полага­ют, что в сложном современном мире надо всегда быть гото­вым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обой­тись без оружия.

Человечество – шкала Гуманность

Гуманность.jpgВыражена тенденция к увеличению числа уч-ся, для которых ценность человека, как он есть во всех своих про­явлениях, безусловно, значима, но полноценно не прочувствована. Они могут продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются им теми, кто мешает ощущать радость жизни.

Человечество - Альтруизм

Альтруизм.jpg

В целом учащиеся всегда готовы помочь слабым, нуждающимся, но предпочитают делать это тогда, когда их об этом по­просят, стараясь не подвергать риску собственное благополучие.

Личная свобода

Подавляющее большинство уч-ся рассматривают себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы край­не важно для них, и ради этого чувства они готовы противо­стоять внешнему давлению, но они не готовы риско­вать собственным благополучием ради свободы.

Личная свобода.jpg

Выводы

  1. Всплеск негативизма по некоторым шкалам (Мир, Отечество, Знания, Гуманность и др.) объясняется вовсе не воспитательными воздействиями, проводимыми учебным заведением, а явлениями, происходящими в семье, неформальных сообществах и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д., а также мировым экономическим кризисом 2009 года.
  2. Система мониторинга воспитательного процесса, применённая нами, чутко реагирует на изменения в воспитательном процессе учебного заведения и социально-экономические процессы, происходящие в обществе.
  3. Применённый нами мониторинг воспитательного процесса универсален и подходит для любого вида образовательного учреждения, любой модели выпускника, т.к. описывает формирование базовых национальных учащихся.
  4. Цель и задачи исследования оказались выполненными.



Литература

1. Белоусова О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2009.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Изд. «Просвещение», 2010.

3. Настольная книга классного руководителя. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

4. Журнал «Классный руководитель». № 6, 2003 г



Поделиться: