Поиск по сайту

Совет Гимназии № 116 как способ формирования и развития ключевых компетенций школьников


Авторcтво: Иванова Елена Олеговна, Заместитель директора по ВР ГБОУ гимназии 116 Приморского района Санкт-Петербурга


Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором (научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться «жить»), определили по сути основные глобальные компетентности, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы».

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Такой подход оказывается недостаточным сегодняшнему социуму. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Итак, что же такое компетенция и компетентность?

Компетенция (compitentia лат.) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Часто школьник, обладающий хорошим набором теоретических знаний, испытывает немалые трудности в конкретной жизненной ситуации. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать данную проблему. В то же время человек, обладающий набором ЗУН, может не быть компетентным. Для того чтобы стать компетентным, человеку необходимы условия, в которых ЗУН будут развиваться и трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать. Другими словами, компетенции – это цели, поставленные перед человеком, а компетентность – это результат. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется исходя из целей общего образования, а также основных видов деятельности ученика. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Особая роль при организации воспитательного процесса в школе отводится ученическому самоуправлению. Основной принцип самоуправления – это ни то, когда одни дети управляют другими, а когда все учатся основам демократических отношений в обществе. Школьное самоуправление – это не дань моде, а осознанная возможность усиления воспитательного потенциала ОУ, создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для успешной социализации. Поэтому необходимо научить мыслить ребёнка, привить навыки практических действий: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» (Р.Левин)

Ребёнок, переступивший порог школы, ждёт только успеха. Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему. Общественно значимая деятельность способствует формированию ситуации успеха. Кроме того, в рамках деятельности детской организации ребёнок приобретает конкретный социальный и гражданский опыт. Каким же образом это происходит?

Принято считать ключевыми компетенциями следующие компетенции:

· в сфере мировоззрения – ценностно-смысловые, социально-трудовые, связанные с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, владеть знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Формирование компетенций происходит через организацию социально-значимых проектов и акций гимназии: «День Самоуправления», «Гражданские дебаты», «Мирное небо», «Вспомни учителя», «Подарок деда Мороза», «Зажги свечу». Предмет нашей особой гордости – Отряд Волонтёров, деятельность которого многогранна, в том числе сбор подарков для солдат сверхсрочной службы, детей-сирот и организация выступлений в воинских частях, детских школах-интернатах и приютах. Актив Совета в 2012 году организовал и провёл два занятия Школы лидерского мастерства, в которой приняли участие ребята из школ Приморского, Петроградского районов, курсанты Суворовского военного училища.

· общекультурная компетенция – круг вопросов, в котором ученик должен быть хорошо осведомлен: особенности национальной культуры человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

Сформировать общекультурную компетенцию помогают творческие мероприятия, инициированные и организованные самими ребятами: «Вокальное Евровидение», «Танцевальное Евровидение», «Две звезды».

· учебно-познавательная и информационная компетенции – это совокупность компетенций у ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Уже в четвёртый раз Совет гимназии будет проводить Фестиваль интеллектуальных игр «Дом Науки». Фестиваль проводится в несколько этапов: члены Совета АРГО (7-8 класс) организовывают игру по станциям для учащихся 5-6 классов, включающую задания из разных областей знания, логику, умение работать в команде, а члены Совета Старшеклассников (10-11 класс) готовят для команд 7-9 классов турниры игр «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг». Ещё одно из направлений деятельности Отряда Волонтёров – организация мероприятий, праздников, интерактивных уроков для гимназистов начальной школы.

· коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями в коллективе.

Практически вся деятельность Совета в учебно-воспитательном процессе направлена на развитие этой компетенции.

· компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он находится в непрерывном развитии необходимых современному человеку личных качеств. Мы гордимся такими людьми, но также мы считаем необходимым поддерживать их, создавать условия дальнейшего совершенствования, помогать им в саморазвитии. Для этих целей в Совете несколько лет существует проект «Личность года», дающий возможность победителям реализовать свои таланты. Например, Алёна Лёгкая (победитель 2010 г.) получила возможность набрать свой хореографический коллектив, стала в нём руководителем и успешно выступает на площадках районных и городских конкурсов. Дмитрий Смирнов (победитель 2010) возглавил Технический отдел Совета (техническое, аудио, видео сопровождение мероприятий, организация дискотек), а после окончания 11 класса продолжает заниматься интересующим его делом уже в качестве лаборанта гимназии. Чинг-Хуан Хуан, Майя Александрова и Елизавета Флёрова (победители 2011 года) заняли ведущие должности в Активе Совета (вице-президент, руководитель Отдела внутреннего контроля и президент Совета).

Деятельность Совета Гимназии № 116 многогранна, мы остановились лишь на отдельных, наиболее значимых в формировании ключевых компетенций, аспектах нашей жизни. Подробнее о деятельности Совета Гимназии можно узнать на сайте гимназии (http://gimn116.narod.ru) и в группе «Совет Гимназии» (http://vk.com/club24226915)

Что же приобретает школьник, пройдя через такой процесс обучения и воспитания? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении ситуаций, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.


Поделиться: