Авторcтво: Григорьева Галина Александровна, методист ИМЦ Выборгского района, учитель физики ГБОУ школы №559 с углубленным изучением физики и математики Выборгского района Санкт-Петербурга |
В настоящий момент преподавание физики в основной школе ведется в соответствии со стандартом 2004 года, но уже принят и стандарт второго поколения для основной школы.
Если в стандарте 2004 года в качестве планируемых результатов выделены знания, общеучебные и предметные умения и навыки, опыт самостоятельной и творческой деятельности, то в стандарте второго поколения определены следующие группы результатов: личностные, метапредметные, общие предметные и частные предметные результаты.
Метапредметные результаты – это освоенные на базе одного или нескольких предметов способы деятельности, которые можно применять как в образовательном процессе, так и при решении жизненных задач. Показателем достижения метапредметных результатов является сформированность универсальных учебных действий. Как соотносятся между собой умения и действия? Действие – психологическое понятие, то, из чего складывается деятельность. Умение рассматривается как показатель сформированности действия в деятельности ученика.
Универсальные учебные действия (УУД) рассматриваются как «совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса». [3]
В составе УУД выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, на базе которых и происходит формирование предметных результатов при изучении физики. Однако универсальными они становятся, когда рассматриваются не только в рамках предметной, но и межпредметной и метапредметной деятельности. Одним из возможных способов формирования УУД может служить организация учебной деятельности учащихся в логике метода научного познания. Знакомство с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы является одной из задач, направленных на достижение целей изучения физики в основной школе.[1,4] Кроме того, метод научного познания является основой интеграции всех предметов естественнонаучного цикла.
В данном выступлении я хочу рассказать, как можно формировать УУД при изучении темы «Электрические явления» в логике научного познания.
На примере изучения в 8 классе темы «Электрические явления» в логике метода научного познания можно проследить, какие УУД формируются на различных этапах деятельности учащихся. (Таблица 1).
Таблица 1.
Этапы деятельности учащихся в соответствии с методологией научного познания.
|
Какие УУД формируются.
|
Постановка проблемы, создание проблемной ситуации или ситуации из жизни, когда учащиеся ощущают недостаток знаний:
- при изучении электрического тока и после рассмотрения действий тока и введения понятий «сила тока» и «электрическое напряжение», приводится пример необходимости регулирования действий электрического тока (терморегулятор в электрической плите, изменение накала электрической лампы, спирали утюга, фена, электрического обогревателя или изменения быстроты вращения электродвигателя) – КАК это сделать?
|
|
Постановка цели урока (формулируют дети совместно с учителем, а затем и самостоятельно) :
- степень действия электрического тока определяется силой тока, значит необходимо выяснить
а) от чего зависит сила тока,
б) предложить способ регулировки силы тока.
|
Компоненты исследовательских УУД:
умение видеть проблему.
Регулятивные УУД: целеполагание.
|
Гипотеза (предлагается сформулировать учащимся) :
Сила тока зависит от приложенного напряжения и типа проводника.
|
Выдвижение и формулировка гипотезы
|
Как проверить гипотезу?
С помощью эксперимента.
|
Выбор метода исследования.
|
Что будем проверять?
Как зависит сила тока от напряжения в одном и том же проводнике?
Как зависит сила тока от типа проводника при одном и том же напряжении.
|
Постановка цели исследования.
Планирование исследования; выделение материала, который будет использован в исследовании, определение параметров анализа (качественных и количественных).
|
Как будем действовать? (подготовительный этап)
Выберем приборы.
Придумаем электрическую схему.
Продумаем форму представления результатов.
Продумаем форму организации деятельности, подходящую для выполнения поставленной задачи.
|
Планирование эксперимента, выбор необходимых инструментов, выбор формы работы
|
Деятельность по проведению эксперимента.
Форма организации – групповая.
Собираем электрическую цепь по схеме.
Проводим эксперимент. Каждая группа работает со своим проводником.
Представление результатов с помощью таблицы и в виде графика.
|
Умение договариваться и работать в группе.
Умение наблюдать, проводить эксперименты.
|
Анализ данных и формулировка вывода.
Обнаружение закономерности: 1) сила тока зависит от напряжения;
2) сила тока прямо пропорциональна напряжению.
|
Умение делать выводы и умозаключения. Обсуждение и оценка полученных результатов.
|
Общее обсуждение.
У всех ли получились такие выводы?
Графики разных групп строятся на одной и той же координатной плоскости.
Сравнение графиков, обнаружение общей тенденции (сила тока прямо пропорциональна напряжению) и отличий (угол наклона разных графиков различный). При одинаковом напряжении сила тока в разных проводниках разная.
|
Контроль (самоконтроль) и коррекция результатов.
Умение сравнивать.
|
Новая проблема:
Не знаем, как количественно влияет проводник на силу тока.
|
Умение видеть проблему, ставить вопросы.
|
Гипотеза:
При протекании тока проявляется свойство проводника ограничивать электрический ток.
Необходимо ввести физическую величину, характеризующую способность проводника ограничивать силу тока при протекании тока.
|
Выдвижение и формулировка гипотезы
|
Вычисляем отношение напряжения к силе тока для одного проводника.
Значение одно и то же для одного и того же проводника.
Сравниваем с другими проводниками – значения разные.
Вводим понятие электрического сопротивления и единицы измерения.
Формулируем алгоритм измерения сопротивления.
|
Умение давать определения понятиям.
|
Новая задача:
Выяснить, как сила тока зависит от сопротивления при одном и том же напряжении?
|
Коррекция задачи исследования.
|
Выбор методов и проведение исследования:
Интерпретация полученных в серии опытов данных: определяем силу тока по графикам при одном и том же напряжении.
Вычисляем сопротивление.
Строим график зависимости силы тока от сопротивления.
Вывод.
|
Анализ и обобщение результатов исследования. Оценка полученных результатов.
|
Выявление общей закономерности и формулировка закона Ома.
|
Сопоставление с гипотезой.
|
Применение полученных знаний:
Силу тока можно регулировать, изменяя напряжение или сопротивление. Это используется в различных электрических устройствах и приборах.
|
|
Постановка новой проблемы: как изменить сопротивление? От чего оно зависит?
|
Умение ставить вопросы.
|
Таким образом, мы видим, что цепочка решения познавательных задач повторяется не один раз при изучении темы и учащиеся могут пройти практически в течение одного-двух уроков все этапы метода научного познания. При этом ученику не сообщаются знания в готовом виде, а создаются условия для самостоятельного исследования (эмпирического или теоретического). Системное использование такого подхода при организации деятельности учащихся на уроке позволяет учителю постепенно перейти от роли «говорящей головы» к роли помощника, консультанта, координатора, передать значительную часть своих полномочий ученику. Универсальность этого метода заключается в том, что его можно использовать не только для изучения физических явлений и законов, но и для организации любой исследовательской и проектной деятельности, использовать при изучении других предметов. Учащийся же может перенести опыт деятельности в логике метода научного познания на решение проблем и задач, с которыми встретится в жизни.
Список использованной литературы
1. Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
2. Степанова Г.Н. Физика. 8 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – СПб.: ООО «СТП Школа», 2006.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Поделиться: