Авторcтво: Панюкова Юлия Ивановна, директор ГБОУ № 76 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Ни для кого не секрет, что сегодня образование перестраивается, отвечая требованиям времени – развитию инновационной экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. На основании принятых правительством документов определена стратегическая цель этой перестройки в области образования – формирование полноценной, нравственной личности, готовой к изменениям в современном мире, имеющей смелость самостоятельно находить нестандартные конструктивные решения проблем не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, в жизни общества.
Чтобы вырастить, воспитать такую личность, необходимо личностно-ориентированное образование школьника. И проектная деятельность в связи с этим оказалась чуть ли не центральным направлением работы педагогического коллектива в нашей школе, так как позволяет реализовать новые стандарты в обучении, позволяет школьнику использовать полученные знания, умения, навыки в конкретной деятельности, а значит, превращает их в компетенции, развивает и закрепляет обще-учебные действия, готовит к самостоятельному поиску, исследованию.
Таким образом, проектная деятельность становится одной из важнейших составляющих индивидуального образовательного маршрута, потому что школьник самостоятелен в выборе области и конкретной темы исследования, поэтапном планировании своей деятельности, реализации проекта.
После капитального ремонта нашей школы у нас появились новые возможности реализации ученических проектов: учащиеся могут создавать презентации, которые используются и как учебный материал, и как иллюстрации собственного выступления. Это стало сейчас доступным и легко исполнимым. А успешные публичные отчеты учащихся с компьютерными презентациями повышают их самооценку, вызывают уважение товарищей, создают ту самую ситуацию успеха, которая стимулирует творчество ученика.
Примеров организации ярких учебных проектов в школе в последние годы немало. Расскажу об одном из них, который, на наш взгляд, является интересным и перспективным. Это проект учащихся 6-ых классов (руководитель - учитель русского языка и литературы Шидловская Т.С), который называется «Художественное слово», так как его целью является воспитание внимания ребят к слову вообще и к художественному слову, в частности.
Воспитание образного мышления у школьников – очень важная задача, ведь без него не может состояться полноценная, креативная личность. А художественная литература – это тот вид искусства, когда образ создается вербально, то есть с помощью языка, слов. Постижение тайны художественного слова, его образности – процесс, который не только развивает интеллект ребенка, но и воздействует на его чувства, то есть формирует личность культурную, эстетически развитую, тяготеющую к прекрасному, в конце концов, нацеленную на созидание добра.
Проект «Художественное слово» рассчитан на полгода. Его подготовительный этап – написание сочинений, первое из которых о слове вообще, второе – о художественном слове. Уже в сочинениях, когда школьники размышляют о том, что такое слово, чему оно служит, как с ним обращаются, как подобрать слово, чтобы создать собственный художественный текст, они выбирают какое-либо из художественных средств выразительности. Конечно же, сочинения читаются, обсуждаются в классе. Затем каждый выбирает то средство выразительности, которое впоследствии будет искать в изученных произведениях, записывать предложения или отрывки в тетрадь. Работа продолжается достаточно долго, ученик периодически консультируется с учителем. Затем ученик выбирает самые удачные примеры, на его взгляд, для того чтобы расположить их на слайде в общей презентации.
Заключительный этап проекта – игра-викторина: учащиеся отгадывают, какое произведение процитировано, кто автор и какое средство выразительности использовано. Главный вопрос – зачем автор прибегает именно к этому средству выразительности? – заставляет ребят задуматься над идеей, вложенной в слова, и почувствовать, увидеть, представить образ, созданный словами.
Слайды создаются совместно с учителем, индивидуально с каждым учащимся, таким образом, и ребята получают необходимые навыки и умения работы в компьютерных программах, и учитель узнает новое для себя. В результате такого сотрудничества рождается творческое общение, учитель и ученик – соавторы, создатели, а их взаимодействие обречено на успех.
Учащимся нравится участвовать в подобных проектах еще и потому, что работу по теме можно продолжить и на следующий год, только задания и индивидуальная работа будут посложнее. Проект рождает проект, выстраивается индивидуальная образовательная траектория в изучении русского языка и литературы, в освоении современных компьютерных технологий.
Ребята с удовольствием занимаются тем, что им интересно, при этом овладевают универсальными учебными действиями, навыками исследовательской работы, что способствует развитию когнитивных способностей, мотивации к обучению. А учебный наглядный материал, созданный учениками, будет использоваться в учебной работе с учащимися разных классов.
Поделиться: