Авторcтво: Гущина Наталья Геннадьевна, учитель английского языка ГБОУ гимназии №85 Петроградского района Санкт-Петербурга |
Мониторинг как системная форма контроля знаний учащихся, является важнейшим фактором в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, он позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменений, которые следует внести в методику работы. Помимо этого, на современном этапе развития образования, роль мониторинга резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания. Все это и привело к тому, что я стала заниматься проблемой мониторинга. Работая над этой темой, я обнаружила, что существует огромное количество трактовок определения мониторинга, однако, применив каждое из них к той работе, которую я делаю, я остановилась на следующем определении.
Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.
В этом определении я выделила ключевые слова, которые определили принципы создания мониторинговой системы, которую я использую в своей работе.
- cистема;
- информационное обеспечение;
- состояние объекта;
- прогноз развития
Так как любая система контроля, и тот мониторинг, который провожу я, предполагает разработку соответствующих документов и процедур, то следующим этапом моей работы стало создание необходимых документов для проведения мониторинга:
- системы оценивания;
- кимов(контрольно-измерительных материалов);
- графика проведения контроля;
- анкет.
Система оценивания
Я заложила определенный минимум (10 слов), а по мере взросления учащихся, каждое задание изменяется и, соответственно, усложняется. Система оценивания разработана к каждой группе заданий и варьируется в зависимости от его сложности.
10 -8 слов
|
отлично
|
7-6 слов
|
хорошо
|
5 слов
|
удовлетворительно
|
Меньше 5 слов
|
неудовлетворительно
|
График проведения контроля имеет разделение по содержательным этапам и временным критериям;
класс
|
Стартовый этап
|
Уточняющий этап
|
Окончательный этап
|
2 класс
|
Конец 2 четверти
|
Конец 3 четверти
|
Конец учебного года
|
3 класс
|
Конец 1 четверти
|
Середина 3 четверти
|
Конец учебного года
|
4 класс
|
Коней 1 четверти
|
Конец 2 четверти
|
Конец учебного года
|
Кимы
Я выделила слова, расширяющие словарный запас и требующие умения написать перевод, а правильное произношение мы отрабатываем технологией ролевых игр или диалогом. Весь курс обучения разбит на темы и в каждой теме выделены слова ,которые ребенок обязан знать. Так выглядит КИМ для 2 класса, уточняющий этап:
Тема
|
Слово
|
Перевод
|
Животные
|
Кот
Собака
Слон
Обезьяна
Мышь
Попугай
Кролик
Свинья
Птица
Овечка
|
|
Цвета
|
Красный
Желтый
Синий
Коричневый
Черный
Розовый
Зеленый
Серый
Белый
Оранжевый
|
|
Анкеты для учителя и участников образовательного процесса – это отзывы о процедуре проведения, о качестве контрольно-измерительных материалов, о трудностях, с которыми сталкивались учащиеся и учителя во время проведения контроля.
Развивая систему оценивания, я разрабатываю опросные листы для учителей и участников процесса.
Мониторинг, который провожу я, имеет следующие характеристики:
- системность;
- последовательность;
- согласованность;
- прозрачность;
- координация;
- обратная связь;
- рефлексия.
Системность обеспечивает с одной стороны всеобъемлющую проверку коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности, с другой, научную организацию проведения и составления материалов для контроля.
Последовательность обеспечивает поэтапную проверку знаний, умений и навыков учащихся.
Согласованность предполагает единство действий всех учителей иностранного языка при проведении контроля и его оценивания.
Прозрачность предполагает осведомленность учащихся и их родителей о графике проведения контрольных мероприятий, о процедуре проведения контроля, об объектах контроля, о критериях оценивания.
Координация направлена на согласование графика контрольных мероприятий с учителями других предметов для ликвидации перегрузок учащихся.
Обратная связь проявляется в оценивании работ, выставлении отметок, в рекомендациях, позволяющих учащимся улучшить свои результаты.
Рефлексия позволяет учителю и учащемуся оценить результаты своей работы.
«Мониторинг лексики по английскому языку для 2-4 классов» разработан и реализуется в гимназии №85 с 2009 года.
Перед Вами результаты 2009-2010 учебного года.
2010-2011 год
Каждый этап мониторинга имеет свои задачи.
Задача стартового этапа – оценить готовность учащихся к новому содержанию.
Задача уточняющего этапа – оценить продвижение учащихся в процессе обучения.
Задача окончательного этапа – это соответствие знаний учащихся требованиям, сформулированным учебной программой.
По всем классам стартовый этап выявил готовность к обучению. Динамика к уточняющему этапу по всем классам положительная. А в 4 классе динамика более значительная.
Используя систему мониторинга в течение 3 лет, я сформулировала для себя основные его достоинства:
- установление фактического состояния обученности ученика;
- определение потенциальных возможностей ученика в обучении;
- возможность наметить пути и средства для перевода ученика на более высокий уровень;
- возможность оказания ученику конкретной помощи;
- совершенствование процесса обучения
В заключение, я могу сказать следующее: содержание, приемы и методика мониторинга носят обучающий характер, синтезируют ранее усвоенный материал и приобретенные умения, обеспечивают их повторение и закрепление, что позволяет учащимся постоянно совершенствовать свои знания, а учителю дает обширную информацию, о качестве усвоения материала учащимися.
Список используемой литературы:
- Коннычева, Г. Мониторинг образовательного процесса/ Г. Коннычева //Директор школы.- 2007.-№9.-С.21-27.
- Курбанов, А.С., Мониторинг концепции инновационного развития образовательного процесса/ А.С. Курбанов, А.Ф. Костенко //Инновации в образовании.- 2007.-№10.-С.121-129.
- Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента/сост.Г.С. Ковалева, С.В. Иванова.-М.Дрофа,2001.-224с.
- Мониторинг педагогической системы как метод ее исследования//Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии.- ООО» Издательство Скрипторий 2003»,2004.-С.149-184.
- Мониторинг в образовательном учреждении в ходе модернизации российского образования//Мастер-класс: приложение к ж. «Методист».-2008.-№6.-С.2.
Поделиться: