Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Кризис детей трехлетнего возраста
Возраст после двух лет – очень важный период в развитии малыша. Это возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным! Это время открытий и находок, пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, у него начинает формироваться воля и независимость. В этом возрасте у ребенка появляется в речи местоимение «Я». А также много других слов «Я САМ», «НЕТ», «НЕ ХОЧУ», «НЕ БУДУ». Новое осознание себя проявляется в стремлении подражать взрослым, быть похожим на них, имитировать их поведение. Ребенок впервые открывает то, что он – такой же человек, как его родители или другие взрослые. Три года – это возраст, когда ребенок хочет ощутить себя самостоятельным.
Я САМ Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О, боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. Система “Я” кипит во мне, Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, Хочу! Могу! И буду!
Л.А. Булдакова (психолог)
Кризис трех лет у детей – серьезное испытание для родителей, а ребенку в это время еще труднее. Он не понимает, что с ним происходит и иногда не может контролировать свое поведение. В этот период ему нужна поддержка родителей и, конечно, воспитателей, если ребенок посещает дошкольное учреждение. Очень важно, чтобы родители знали о том, что кризисы в разные периоды жизни – явление неизбежное, необходимое для развития ребенка. А после кризиса первого года наступает кризис трех лет. Родители должны понимать, что это вовсе не проявление вредности у ребенка, а природная необходимость испытать себя, ощутить силу воли и свою значимость. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Кризис может начаться уже с 2,5 лет и закончиться в 3,5- 4 года. Когда малышу исполняется 2 года, пора ждать кризис, и родители должны быть к этому готовы. Если нет, то воспитатель должен донести до них эту информацию. Именно в это время важно поддержать малыша к самоутверждению и взрослости. Кризис 3-х лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно! Если его нет, значит с малышом что-то не так. Конечно, родителей ждет трудный период, но нужно набраться терпения и просто переждать его «как бурю». Итак, что делать родителям? Очень важно, если родители вовремя заметили начало кризиса и поняли, что пора перестроиться и изменить свое отношение к ребенку, тогда кризис может пройти достаточно гладко и безболезненно. Некоторые родители считают, что если между родителями и ребенком доброжелательные отношения и в семье царит мир и покой, то ребенок не может находиться в состоянии кризиса и очень удивляются тому, если им скажут, что их ребенок находится на сложном этапе развития. Это неправильно, и поэтому мы, воспитатели, должны очень тактично подвести их к осознанию того, что их прежние методы обращения с ребенком уже не актуальны на новом этапе развития. Например, до наступления кризиса, ребенок был ласковым и послушным, позволяя водить себя за ручку, раздевать и одевать, убирать вещи в шкафчик в детском саду и т.д. И вдруг он превратился в ребенка, который всем недоволен и все время сопротивляется любым вмешательствам в его жизнь, например, не дает себя причесать, хочет сам раздеться или одеться, хочет кушать самостоятельно, идти по улице без помощи взрослого и т.д. Нередко такое поведение ребенка застает врасплох родителей и, не зная, что делать и как реагировать мама или папа теряются, в лучшем случае, а в худшем – начинают сердиться и ругать ребенка на глазах у других детей и взрослых. Это неправильно. В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, это не приведет ни к чему хорошему. Но и позволять все, конечно, тоже нельзя. Очень часто ребенок начинает капризничать в местах, где много людей, так называемых «зрителей». Например, приходя утром в детский сад, малыш начинает впадать в истерику, хотя несколько минут назад прекрасно шел в сад по улице с хорошим настроением. Он не хочет раздеваться, заходить в группу, отказывается надевать сандалии, кушать кашу, начинает проситься домой и т.д. Воспитатель невольно становится свидетелем происходящего и, конечно, пытается помочь родителям «разрулить ситуацию». Самое лучшее, что можно сделать в этой ситуации – это переключить внимание ребенка на что-то другое. Например, сказать, что сейчас мы будем рисовать что-то интересное, или будем читать твою любимую книжку, сейчас мы будем играть в твою любимую игру. Этот метод может сработать, если ребенок еще не достиг пика истерики. Но если же истерика уже началась, то самое лучшее – просто переждать. Желательно перевести ребенка в менее людное место, чтобы лишить его зрителей, так он быстрее успокоится и придет в себя. В это время можно заняться с другими детьми подвижной игрой, почитать книжку и ребенок может потихоньку присоединиться сам к группе детей. Нужно стараться избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». В этот период детям нужно читать как можно больше литературы, где обыгрывается переворачивание привычных ситуаций, например, «Путаница» К. Чуковского и другие стихи для малышей не только в детском саду, но и дома. Для этого можно сделать папку-передвижку для родителей, где можно указать список литературы, что читать детям и разместить готовые подборки стишков, различные высказывания великих людей о воспитании. Кроме чтения, можно предложить детям игру под названием «Делай все наоборот» или «Скажи наоборот». Например, воспитатель говорит ребенку: «Маша, мы сегодня не идем гулять!». А Маша отвечает « Нет, мы идем гулять». Или говорим «Даша, давай наденем на куклу юбочку», а предлагаем Даше брючки. Даша должна выбрать юбочку. Воспитатель говорит детям «Ребята, сейчас мы будем приседать, как гуси», а начинает прыгать, как зайчик. Дети должны выполнять приседания, они должны услышать задание воспитателя, не смотря на то, что он делает другое движение. Обычно детям нравятся условия таких игр. Они отвечают их внутреннему состоянию. Чтобы игра не приелась, в нее можно вносить изменения, например, в некоторых ситуациях можно вообще не использовать слова и объясняться с помощью мимики и жестов, так называемая игра в «глухонемых». Такой прием постоянно заставляет ребенка следить за поведением взрослого, чтобы угадать его желания и предложения. Это своеобразная игра в загадки и она должна быть направлена на то, чтобы ребенок выполнял правильные действия, это именно то, что нужно нам добиться. Следующая игра « Живые картинки»- взрослый просит ребенка изобразить любимое животное, ребенок должен показать, как оно ходит, ест, спит. Затем взрослый и ребенок начинают по очереди показывать какое- либо животное, говорят на их языке, называют животное. Можно попробовать изобразить какое- либо животное и попросить, чтобы дети угадали, кто это. В эту игру можно вносить различные изменения и дополнения, например, с группой детей можно изобразить, как дует ветер, как качаются деревья, как плывут облака и т.д. В результате приобретения нового опыта у ребенка развиваются речь, движения, чувство юмора и эмоциональность. Таким образом, используя чтение и игры, как родители, так и воспитатели могут работать над обогащением речи ребенка. Очень важно отличать у ребенка нормальные проблемы роста, то есть кризис, от капризов, связанных с нехваткой маминой любви и внимания, особенно в наше время, когда родителям приходится очень много работать, а ребенку проводить в саду целый день, с утра и до вечера. Не успел еще малыш в полной мере адаптироваться в детском саду, как мама уже спешит выйти на работу. Именно в это время родители хотят думать, что с ребенком все хорошо, а он вдруг начинает проявлять свое недовольство. В связи с нехваткой времени, родители начинают потакать прихотям ребенка, уступать ему во всем, лишь бы не плакал. Не все в состоянии четко осознать начало кризиса. Если взрослые не замечают или не хотят замечать изменения у ребенка, то кризис может протекать остро, с нарастающим непониманием и частыми конфликтами. Такое непонимание часто встречается в семье, где один ребенок, по неопытности родителей, связанное с недостаточным изучением литературы. Как родителям, так и воспитателям тяжело выдерживать упрямство, крики и истерики ребенка и, конечно, мы, воспитатели, чаще всего спасаем ситуацию. Надо помнить, что малышу еще тяжелее, чем нам. Он не осознает, что с ним происходит, буря настигает его изнутри. Признаки кризиса трех лет:
Итак, кризис – это необходимость, не было бы кризисов, не было бы процесса развития. Сроки его наступления и длительность напрямую зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых. Великий психолог Го сказал: «Воспитание маленьких детей без участия семьи похоже на сбор листьев граблями в сильный ветер». В таком случае кризис пойдет только на пользу растущему человеку, не оставляя в его душе болезненных воспоминаний.
Советы воспитателям для работы с родителями: - Изготовление папок- передвижек на данную тему в раздевалке. - Подборка литературы для родителей. - Список литературы для чтения родителями детям. - Изготовление коллажей и плакатов на данную тему. - Домашние задания по совместному изготовлению рисунков и поделок на разную тематику. - Проведение совместного мероприятия родителей с детьми. - Использование электронных образовательных ресурсов, выкладывание информации на сайте дошкольного учреждения или созданные самостоятельно. - Анкетирование и тестирование родителей (анонимно).
Приложения:
· Тренинг для родителей «Как бы Вы поступили?»
Литература:
· Л. Г. Матвеева «Что я могу узнать о своем ребенке». Изд. У-Фактория, Екатеринбург 2004г. · Л. С. Выготский «Вопросы детской психологии». М. Изд. Союз, 2оо4год. · Л. Ф. Обухова « Возрастная психология». М. Изд. Российское пед. агентство, 1996г. · Е. Н. Корнеева « Детские капризы».Изд. У- Фактория, 2004год, Екатеринбург.
Поделиться: |