Авторcтво: Худякова Галина Петровна, руководитель ФИЗО ГДОУ №133 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Сегодня дошкольные образовательные учреждения работают над реализацией основной общеобразовательной программы ДОУ, целью которой является обеспечение качественной реализации программы через подбор и создание методического обеспечения и изменения структуры образовательного процесса. Для реализации основной концепции Физического воспитания детей с нарушения речи в дошкольном учреждении компенсирующего вида, необходимо создавать собственную оздоровительно-развивающую доступную и эффективную программу. Формирование физической культуры личности ребенка в первую очередь происходит посредством двигательной деятельности, поэтому оптимизация двигательной активности детей в режиме дня ДОУ стала первым этапом в построении практического компонента программы. Для этого мы определили следующие задачи:
1. Выявить особенности в состоянии здоровья, физического развития и подготовленности детей с нарушением речи на основе анализа практического опыта специалистов ДОУ и научно-методической литературы.
2. Определить задачи физического воспитания оздоровительно-коррекционной направленности, выбрать средства и методы их применения.
3. Выбрать формы физкультурно-оздоровительной работы по оптимизации двигательной активности детей с нарушением речи и внедрить их в практику.
4. Определить эффективность введенных форм физкультурно-оздоровительной работы по оптимизации двигательной активности.
1 этап - подготовительный
Основываясь на педагогической, психофизической диагностике уровня развития и физической подготовленности детей, учитывая практический опыт специалистов ДОУ (воспитателей, логопедов, руководителей физического и музыкального воспитания, медиков и психологов), анализируя литературу данной тематики, были определены некоторые особенности детей с нарушением речи, отличающие их от здоровых детей. Параметры различий: а) недоразвитие костно-мышечного аппарата и дыхательной системы б) низкая координация сложных движений, недостаточный уровень развития быстроты и ловкости, невысокий уровень выносливости в) низкая степень сформированности двигательных навыков, отсутствие автоматизации движений и низкая обучаемость в) нарушение развития мелкой моторики, несовершенство движений кистей рук г) нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.
Проанализировав полученные данные, мы определили специальные задачи оздоровительной и коррекционной направленности.
· Формировать правильную осанку (своды стопы) и способствовать коррекции ее нарушений, создавать мышечный корсет.
· Развивать дыхательную систему и артикуляционный аппарат, способствовать приобретению навыка правильного физиологического и речевого дыхания.
· Развивать мелкую моторику, увеличивать вариативность движений кистей рук.
· Развивать и совершенствовать координационные способности, физические качества – быстроту, ловкость, выносливость, равновесие, ритм.
· Формировать осмысленность двигательной деятельности посредством развития интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).
· Способствовать созданию эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
Далее соответственно задачам были подобраны средства и методы физкультурно-оздоровительной работы.
2 этап - основной
Учитывая анализ задач (средств, методов) физического воспитания оздоровительной и коррекционной направленности для детей с нарушением речи были выбраны и введены в практику следующие формы физкультурно-оздоровительной работы:
Регламентированная двигательная деятельность
Физкультурные занятия (в зале и на свежем воздухе) общей физической подготовки и оздоровительные. Преимущество должны иметь комплексные занятия, в содержание которых, входят задачи образовательные и коррекционные. Они включают в себя элементы корригирующей, ритмической гимнастик, формируют валеологические знания (в т.ч. элементы самомассажа, релаксации), развивают необходимые физические качества и способности (координацию, быстроту, выносливость).
Частично регламентированная двигательная деятельность
Утренняя гимнастика, содействующая эмоционально и функционально правильному настрою на дальнейшую деятельность в течение дня. Желательно, чтобы утренняя гимнастика соответствовала теме логопедических занятий и включала в себя упражнения мимической, дыхательной гимнастик, а также была направлена на профилактику нарушения осанки.
Физкультурные минутки и паузы на занятиях, снимающие отрицательные функциональные сдвиги и положительно влияющие на аналитико-синтетическую деятельность мозга и работоспособность всех систем организма. Они могут состоять из упражнений пальчиковой, артикуляционной, релаксационной гимнастик (в сочетании и по выбору, в соответствии с тематикой данного занятия).
Подвижные игры и упражнения между занятиями малой и средней интенсивности с речевым сопровождением (логоритмическй комплекс) или хорошо разученный музыкально-ритмический комплекс.
Подвижные игры и упражнения на прогулке, направленные на воспитание интереса к занятиям физической культуры, потребности к самостоятельной двигательной деятельности, а также несущие коррекционно-оздоровительные задачи. Содержание прогулки должно включать естественные виды движений, подвижные игры речевым сопровождением, эстафеты и игры с элементами спорта, комплексы и задания с нетрадиционным инвентарем.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными процедурами – сюда входят корригирующие упражнения и самомассаж, гимнастика сюжетно-игрового характера, корригирующие упражнения для формирования правильной осанки и укрепления сводов стопы в сочетании с ходьбой по массажным и ребристым дорожкам, укрепление основных дыхательных мышц, формирование навыков физиологического и речевого дыхания, развития мелкой моторики и зрительно- пространственной координации.
Физкультурно-массовые мероприятия: досуги, праздники, Дни здоровья. Физкультурно-массовые мероприятия разнообразны по содержанию и структуре, но синтез всех видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
Нерегламентированная двигательная деятельность
Индивидуальные (подгрупповые) занятия и домашние задания, направленные на коррекцию отклонений в состоянии здоровья (элементы корригирующей, дыхательной, артикуляционной гимнастик) и повышения уровня физической подготовленности (развитие основных движений и физических качеств), на воспитание потребности здорового образа жизни (валеологические знания и навыки, совместная с родителями двигательная деятельность)
Секционные занятия и самостоятельная двигательная деятельность, направленные на развитие интереса к Физической культуре, формирование позитивных личностных качеств, укрепление здоровья и развитие физических качеств (ритмическая гимнастика, «Школа Мяча», знания в области Физической культуры)
Для реального осуществления оптимизации двигательной активности детей с нарушением речи в структуру образовательного процесса были введены элементы корригирующей, пальчиковой, дыхательной, артикуляционной, релаксационной гимнастик, парциально применены комплексы программ «Са-Фи-Дансе» /Ж.Е.Фирилевой и Е.Г.Сайкиной/, «Ритмической мозаики» /А.И. Бурениной/, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, логоритмические комплексы Ю.А.Кирилловой. Для облегчения сотрудничества руководителя физического воспитания, воспитателей, медицинского персонала и родителей в дошкольном учреждении были подобраны формы по взаимодействию, созданы рекомендации, методические разработки, картотеки.
3 этап - заключительный
Чтобы определить эффективность введенных в практику дошкольного учреждения форм физкультурно-оздоровительной работы был проведен сравнительный анализ темпа прироста показателей физической подготовленности детей старшего возраста по двум блокам: развития физических качеств и формирования двигательных навыков. Сравнивались среднегрупповые результаты до введения новых форм работы по оптимизации двигательной деятельности 2007-08г. (контрольная группа) и после введения 2010-11г. (экспериментальная группа). Оценка темпов прироста показателей физической подготовленности занимающихся при разных исходных уровнях сравниваемых показателей по формуле С.Броди в модификации О.А.Каминского.
W=
|
100(V₂-V₁)√X₁∙X₂
⅟₂(V₁+V₂)√V₁∙V₂
|
%
|
|
Где W- прирост показателей темпов, %; V₁- исходный уровень; V₂ - конечный уровень.
X₁- среднегрупповой результат до занятий; X₂- среднегрупповой результат после занятий.
Результаты прироста показателей оцениваются по шкале:
8% и менее – низкий 9 – 15% - средний 15% и более – высокий
Рис.1
Сравнительная диаграмма темпов прироста показателей физической подготовленности детей старших групп
|
Блок развития физических качеств
|
Блок формирования двигательных навыков
|
|
|
2007-8 г. – до введения новых форм работы по оптимизации двигательной деятельности детей с нарушением речи
2010-11 г. - после введения новых форм работы по оптимизации двигательной деятельности детей с нарушением речи
|
|
2007
|
2010
|
Изменение прироста в %
|
Прыжок в длину
|
13,01
|
15,44
|
18,7
|
Бег
|
6,85
|
13,12
|
91,5
|
Подъем туловища
|
10,67
|
18,62
|
74,5
|
|
|
2007
|
2010
|
Изменение прироста в %
|
Отбивание мяча
|
219,21
|
316,77
|
44,5
|
Метание в цель
|
44,56
|
64,14
|
43,9
|
Скакалка
|
74,09
|
74,35
|
0,4
|
|
Заключение
На приведенных диаграммах (Рис.1) видно насколько положительным оказался опыт введения дополнительных форм физкультурно-оздоровительной работы. Следовательно, результаты нашей работы по оптимизации двигательной активности детей с нарушением речи (определение задач, средств, методов и форм) могут быть использованы в построении практического компонента общеобразовательной программы нашего ДОУ. Надеемся, что в дальнейшем это поможет нам создать оздоровительно-развивающую доступную и эффективную программу для групп детей с нарушением речи, основанную на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку.
Список использованной литературы
1. Филиппова С.О., Пономарев Г.Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. СПб, 2008.
2. Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. СПб 2006
3. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. /Сост.Игнатова Л.В. Волик О.И. Кулаков В.Д. Хохлюкова Г.А. / М., 2008.
4. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. М., 2002.
Поделиться: