|
Взаимодействие педагогов и родителей в рамках осуществления проектной деятельности в логопедической группе
Авторcтво: Румш Ирина Николаевна, учитель-логопед ГБДОУ № 65 Выборгского района СПб; учитель-логопед; Романова Нелли Викторовна, воспитатель логопедической группы ГБДОУ № 65 Выборгского района СПб; Грабарь Лариса Леонидовна, музыкальный руководитель ГБДОУ № 65 Выборгского района СПб |
В связи с современными требованиями воспитания и подготовки дошкольников к успешному обучению в школе педагогам необходимо выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов новых интегрированных технологий.
Педагоги логопедической группы решили адаптировать метод проектной деятельности в работе с детьми, имеющими недостатки в речевом и психическом развитии.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творчески завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Наряду с проведением коррекционной работы проектная деятельность, основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, помогает связать обучение с жизнью, знакомит с исследовательской деятельностью, развивает самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные, нравственные качества.
Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, работающих с детьми (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) и родителей. Тема проекта, его форма, план действий и оформление предметно-развивающей среды разрабатываются коллективно.
Этапы разработки проекта «Зима. Зимние забавы»
Вид данного проекта – познавательно-творческий.
1.Определение цели проекта: формирования у детей познавательного интереса к природным явлениям и деятельности людей в зимнее время, обобщение и закрепление знаний о зиме.
2.Разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта. (см. таблицу).
3.Поиск формы реализации проекта:
- как часть совместной деятельности логопеда, воспитателя и музыкального руководителя (пальчиковая гимнастика, речь с движением, самомассаж, лексико-грамматические упражнения, упражнения в языковом анализе и синтезе, развитии связной речи, математические игры, музыкальные игры и упражнения и т.д.)
- поисковая и практическая деятельность (экспериментирование, наблюдение, игры со снегом, подвижные игры на прогулке, художественно-творческая деятельность, беседы с проблемным содержанием, чтение специальной и художественной литературы, драматизация, сюжетно-ролевые игры, совместная работа с родителями.)
4. Определение временных границ выполнения частей проекта.
5. Обсуждение формы защиты проекта и подготовки к ней. (Показ логоритмического занятия: «Зима. Зимние забавы». Представление воспитанниками продукта своей деятельности.)
Работа над проектом
Этапы проекта
|
Деятельность педагогов
|
Деятельность детей
|
1 этап
|
Формулируют проблему: Зима – это хорошо или плохо? Определяют продукт проекта: художественно-продуктивная деятельность детей.
|
Входят в проблему.
Принимают задачу.
|
2 этап
|
Помогают спланировать и организовать деятельность детей
|
Объединение детей в рабочие группы по желанию:
ученые, художники, скульпторы, артисты, спортсмены и т.д.
распределение ролей в группах
|
3 этап
|
Направляют и контролируют осуществление проекта, оказывают практическую помощь
|
Формирование специфических знаний, умений и навыков.
|
4 этап
|
Подготовка к презентации проекта.
Организация и проведение защиты проекта.
|
Подготовка результатов художественно-продуктивной деятельности. Участие в коллективном анализе выполнения проекта. Подготовка к логоритмическому занятию.
|
Наш педагогический коллектив представляет содержание учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми
|
воспитатель
|
логопед
|
муз.рук.
|
родители
|
Познавательно-коммуникативная деятельность, художественная литература
|
Расширение лексического запаса по теме:
-рассматривание предметных и сюжетных картин о зиме и зимних забавах;
-подбор родственных слов с корнями: зим, снег, гор.
-подбор признаков, действий к предметам, синонимов, антонимов.
Упражнение на развитие грамматического строя речи:
-согласование предмета и признака, действия и предмета, местоимения и предмета в различных грамматических формах.
-словообразование по теме (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, приставочные глаголы и т.д.)
-составление и употребление в речи предложно-падежных конструкций.
|
Формирование понятий о музыкальных терминах.
Описать свои впечатления от услышанной музыки. (Вивальди. «Времена года)
|
Совместные наблюдения за зимней природой.
Составление рассказа о прогулке в выходной день.
Разучивание загадок и стихов.
Разъяснение смысла пословиц о зиме.
|
Развитие связной речи:
-загадывание и отгадывание загадок, пословицы, поговорки, потешки.
-составление рассказа по картине «В зимнем парке» (Пишванова)
-пересказ «Забавы зимой» (Т.Подрезова).
-составление рассказа из личного опыта по плану воспитателя «Как мы играли в снежки»
-речевые логические задачи: «Где снежинка?», «Волшебная льдинка»
Математические представления:
-закрепление названий сезонов, распределения месяцев по сезонам.
-согласование количественных числительных и существительных.
Экспериментирование:
-наблюдение за состоянием природы, играми детей на прогулке.
-проведение опытов со снегом:
1.Где быстрее тает снег?
2.Изготовление цветного льда.
3.Снег сохраняет тепло.
Чтение литературы:
-Носов. «На горке»
-Ушинский «Четыре желания», «Проказы старухи зимы»
-стихи Л.Квитко, Ю.Кушака, С.Черного
-РНС «Снегурочка»
|
Развитие связной речи:
-работа с деформированным текстом
-пересказ текста по серии сюжетных картинок (Сычева)
-творческий пересказ: придумай продолжение рассказа «На горке»
-дид. Игра «Времена года и погода»
-заучивание стихотворения Кудашевой «Зимняя песенка» по мнемотаблице.
|
|
|
Заключительная беседа по итогам выполнения проекта. Оценка деятельности детей и родителей. Решение поставленной проблемы: «Зима. Это хорошо или плохо» (свободная речь детей). Музыкальное сопровождение: песня из мультфильма «Зима в Простоквашино» (Кабы не было зимы…)
|
|
Физкультурно-оздоровительное, музыкальное развитие
|
-Пальчиковые игры: «1-2-3-4-5 мы во двор пошли гулять», «1-2-3-4, мы с тобой снежок слепили» и т.д.
-Речь с движением: «Снежная баба», «Кружатся снежинки», «Вот на лыжи дети встали» и т.д.
-Самомассаж: «Вот на улице мороз», Пальчик-мальчик, где ты был», гимнастика для глаз.
|
Катание с детьми на санках, коньках, лыжах и т.д.
|
-оздоровительная гимнастика с элементами самомассажа
-физкультминутки: «Выпал беленький снежок», «Мороз»
На прогулке:
-игры-эстафеты (Не урони снежок, попади в цель, на санках и т.д.)
-подвижные игры: (Два мороза, перебежки со снежками и т.д.)
-Катание с горки, на санках, скольжение по ледяным дорожкам, элементы ходьбы на лыжах, строительство снежной крепости, снежной бабы.
|
-упр. на развитие диафрагмального дыхания
-упр. на развитие длительного речевого выдоха
-проговаривание скороговорок, чистоговорок, потешек
|
-утренняя гимнастика под музыку
-упражнения на развитие дыхания, координации, правильной осанки.
-хоровод «Метелица»
-песня «Снег»
-распевки: «Снег посыпал»
«Вниз по лесенке»
-ходьба парами и врассыпную
-игра «Снежки»
-слушание музыки: песни «Сосульки», «Зима» (муз. Красева)
|
|
Социально-трудовая деятельность, безопасность
|
-сюжетно-ролевая игра: «Семья, собираемся на прогулку»
-«Выступление фигуристов»
-постройка стадиона из конструктора
-игра-инсценировка «Зима» (Волкова)
-на прогулке: расчистка от снега участка и дорожек, сгребание снега к стволам деревьев и на клумбы
-ОБЖ: «Здоровье и болезнь» «Малыши – крепыши», «Как избежать неприятностей» № 2
-беседы: «Почему нельзя есть снег?», «Зачем нужно закаляться?»
|
-Упр.: Снег лопатой разгребаем
-Игра: Катание на санках
|
Беседа с детьми «Как избежать неприятностей зимой на прогулке»
|
-работа с картиной «Зимние заботы» (Ткаченко)
-беседа по содержанию стихотворения И.Сурикова «Вот моя деревня»
|
Песня-распевка «Машенька - Маша»
|
Художественное творчество
|
-рассматривание, беседы по репродукциям картин: Грабарь «Зимний пейзаж», Суриков «Взятие зимней крепости», Дайнеко «Хоккеисты»
-лепка: «Снеговик», «Снегурочка» по подгруппам
-рисование: «Зимние забавы» по следам событий
-аппликация: «Снеговики на прогулке» коллективная работа
-оригами «Снежинка»
-дид.игры: «Далеко-близко», «Цвета», «Дорисуй фигуру»
|
Изображение с помощью мимики и жестов эмоций, явлений живой и неживой природы
|
-Нарисовать с детьми картину по впечатлениям от совместной прогулки в выходной день.
-Сложить снежинку (оригами)
-Оформление газеты «Мы гуляем»
|
Драматизация рассказа Тайца «Поезд»
|
-Игра на музыкальных инструментах
-танцы-импровизации: «Снежинки, «Снеговики», «Метель»
-закончить музыкальную фразу (словесно и интонационно)
|
Коррекционная работа
|
Автоматизация поставленных звуков в группе, на занятиях, на прогулке, дома
|
-развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза: игры со звуками, слогами, составление звуковых, слоговых схем слов, схем предложений, подбор слов на заданный звук, слог и т.д. (Воспитатель работает по заданию логопеда)
-развитие психических функций: 4-й лишний, найди отличия, что перепутал художник, разрезные картинки, вкладыши, графический диктант по клеточкам и т.д.
|
Повтори ритмический рисунок
|
|
Результатом осуществления данного проекта педагогами и детьми совместно с родителями явилось формирование у детей стойкого познавательного интереса к явлениям окружающей действительности. Дети проявляли творческую и речевую активность, с удовольствием участвовали в деятельности рабочих групп. Накопленный опыт отражали в сюжетно-ролевых играх, рассказах, оформлении итоговой выставки своих работ. Вовлечение родителей в проектную деятельность позволило заинтересовать их жизнью детей в группе, разнообразить зимний досуг и общение в семье.
Список литературы
1.Михеева И.А., Чешева С.В. взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. КАРО СПб 2009
2.Никитина А.В. 33 лексические темы. КАРО СПб 2008
3.Штанько И.В.. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 4 2004
4.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 6 лет. Москва 2005
5.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Москва 2007
6.Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Москва 2007
7.Поддубная В.А. Природа вокруг нас. Занимательный материал. Волгоград 2008.
8.Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. Волгоград 2007
9.Курочкина Н.А. Знакомство с жанровой живописью. СПб 2007
10.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Москва 2000
11.Максимцева Е.Д. Детские забавы. Москва 1991
Поделиться:
|
|