Авторcтво: Ширяева Татьяна Аркадьевна, педагог-психолог ГОУ гимназии №107 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют общие установки государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, одной из составляющих которых является: «Развитие умения учиться как первого шага к саморазвитию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы, любознательности,
мотивов познания и творчества;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке)».
Уровень психологической готовности детей 9–10 лет к переходу в среднюю школу проявляется в следующих позициях:
- Сформированность учебной мотивации.
- Новое отношение к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений.
- Умение занять ответственную позицию школьника.
- Социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях со сверстниками.
В начальной школе закладываются структуры познавательной деятельности, формируются когнитивные стратегии и мотивационные основы учения. Психологическое сопровождение позволяет определить движущие силы, психологические механизмы усвоения учебного материала, распознать истинные, глубинные причины школьных трудностей, оказать необходимую помощь.
Результаты обучения во многом обусловлены сформированностью учебной мотивации, развитием широких познавательных интересов ученика. Непрерывный «сквозной» мониторинг развития позволяет прогнозировать как успехи, так и проблемы в обучении. Вовремя оказанная квалифицированная помощь – условие качественного освоения школьных знаний.
Задачи мониторинга
- Создание педагогических и социально-психологических условий для школьной адаптации учащихся.
- Изучение динамики развития учащихся начальной школы.
- Оказание помощи детям, имеющим проблемы в обучении и развитии.
- Построение вектора образовательного маршрута.
- Диагностика готовности к переходу в среднюю школу.
В 4-х классах психолого-педагогическое сопровождение решает задачи определения готовности школьников к переходу в среднюю школу и вектора познавательного маршрута.
Психолого-педагогическая диагностика необходима для достижения цели психологического мониторинга – создания условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника при переходе в среднюю школу.
В марте-апреле проводится диагностика мотивационной сферы (профиль мотивационной сферы – учебно-познавательная мотивация, социальная, внешняя, мотивация одобрения, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация), диагностика интеллектуального и личностного развития учащихся, диагностика психологического климата в классе.
С целью развития мотивационной сферы учащихся проводятся групповые занятия с учащимися 4-х классов по развитию рефлексивного отношения учащихся к обучению и личностного смысла учения, самоанализ учащимися успехов и неуспехов, выявление адекватности понимания учащимися успеха/неуспеха в деятельности (рефлексивная оценка - каузальная атрибуция успеха/ неуспеха)
Для работы использовались методы типовых задач на самоопределение и смыслообразование по стандартам второго поколения. (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под ред. А.Г.Асмолова. М., «Просвещение», 2008 г.).
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
Цель: выявление адекватности понимания учащимися причин успеха/неуспеха в деятельности.
Уровни оценивания:
1. Ориентация на атрибуцию «Везение» или «Невезение».
2. Ориентация на атрибуцию «Способности» и «Объективную сложность или легкость задания»
3. Ориентация на атрибуцию «Собственные усилия»
Б.Вайнер дал классификацию четырех типов атрибуции, влияющих на мотивацию учения и включающих такие факторы, как способность, усилие, трудность задания и везение. Иными словами, учащиеся начальной школы могут объяснить свой неуспех в учении либо недостатком способностей, либо низким уровнем старания, либо объективной сложностью задания, либо случайностью (повезло, или не повезло). Личностная саморегуляция, основанная на самооценке школьника, обеспечивается включенностью в смысловую сферу личности и формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе.
Результаты самоанализа показывают, что регулятивный компонент самооценки учащихся, понимаемый как способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, по уровням оценивания казуальной атрибуции успеха/неуспеха распределяется следующим образом:
1. Ориентация на атрибуцию «Собственные усилия» (старание) свойственна более 4 а класс - 92% учащимся (23 чел.), 4 б - 74% учащимся (17 человек)
2. Ориентация на атрибуцию «способности» свойственна 4 а класс – 40% (10 человек), 4 б класс- 43% (10 чел)
3. Ориентация на атрибуцию «Объективная сложность задания» свойственна 4 а класс - 76% учащихся (19 человек), 4 б класс- 70% учащихся (16 человек)
4. Ориентация на атрибуцию «Везение» свойственна 4 а класс -24% (6 человека), 4 б класс- 22% учащихся (5 человек)
В групповой работе принимали участие 4а класс – 25 чел, 4 б класс- 23 чел
Результаты самоанализа показывают, что большинству учащихся 4 а и 4 б классов свойственно понимать причины своего успеха в старании и легкости заданий, не все учащиеся связывают успех/неуспех в учении с усилиями, трудолюбием или старанием. Некоторые учащиеся ориентируются на везение. Некоторые учащиеся причины своего неуспеха на контрольных работах, ответах у доски чаще объясняют сложностью заданий - 4 а класс (7 человек), 4 б класс (5 человек), отсутствием старания (плохо подготовился) - 4 а класс (5 человек), 4 б класс (8 человек) и отсутствием способностей - 4 а класс (3 человека), 4 б класс (7 человек).
На мотивацию учения крайне неблагоприятно действует такая причина, как отсутствие способностей. Причина недостаточных собственных усилий, напротив, способствует активизации учебной деятельности. Самоанализ типов атрибуции, включающих такие факторы, как способность, усилие, трудность, сложность задания и везение, влияющих на мотивацию учения, помогает учащимся объяснить свой успех или неуспех в учении, развивает рефлексивное отношение к себе.
Профиль мотивационной сферы
Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.
Развитие мотивов учения является важным показателем сформированности внутренней позиции школьника.
В таблицах и на диаграммах представлены результаты выявленных мотивационных предпочтений учащихся в учебной деятельности.
Профиль мотивационной сферы дает представление об особенностях смысловой сферы учащихся 4-х классов.
Критерии оценивания: интегративные шкалы
1. учебно-познавательная мотивация – суммируются баллы по шкалам (3 – познавательная + 4 – учебная)
2. социальная мотивация – суммируются баллы по шкалам (5 –широкие социальные мотивы + 6 –мотивация самоопределения в социальном аспекте
3. внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам 1 – отметка + 7 – прагматическая)
4. узколичные социальные мотивы – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 – требования авторитетных лиц + 8 позиционный мотив)
5. негативное отношение к школе – 9 шкала.
Уровни оценивания:
0. Пик на шкале «Негативное отношение к школе»
1. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – стремление к одобрению
2. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
3. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.
Рассмотрим результаты диагностики мотивационной сферы учащихся 4-х классов. Результаты диагностики показывают, что высокий и выше среднего уровни учебно-познавательной мотивации имеют преобладающее значение 4 а класс - 92% учащихся (22 чел), 4б класс – 91 % (21 человек), что связано со сформированностью познавательных мотивов, интересом к новому. Социальная мотивация самоопределения – также высока 4а класс- 76% (19 человек), 4 б класс- 100 % (23 человека), что связано с установлением связи между учением и будущей профессиональной деятельностью. Интегративная социальная мотивация – 4а класс-76% (19 человек), 4 б класс- 100% (23 человека), учащихся, что связано со стремлением выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельностью.
Необходимо обратить внимание, что высокий и выше среднего уровня внешней мотивации имеют только - 28% (7 человек) учащихся 4 а класса, и - 39 % учащихся (9 человек) 4 б класса. Внешняя мотивация часто связана с ориентацией на оценку, прагматизм – «получить подарок за хорошую учебу», «чтобы меня хвалили», «в дальнейшем больше зарабатывать». Если этим учащимся при этом свойственны высокие показатели учебно-познавательной мотивации, иногда это говорит о том, что ученики лишь декларируют интерес к учебной деятельности.
Многим учащимся 4-х классов свойственен средний, ниже среднего и низкий уровень мотивации – стремление к одобрению (требования авторитетных лиц – родителей, учителей, позиционный мотив – «чтобы одноклассники уважали», «не хочу быть в классе последним»). Наблюдается следующее распределение учащихся по мотивации одобрения: высокий уровень не имеет никто, выше среднего – 4а класс: 28% (7 человек), 4 б класс 17% (4 человека), средний уровень – 4 а класс: 32% (8 человек), 4 б класс: 30% (7 человек); ниже среднего и низкий уровень – 4 а класс: 40% (10 человек), 4 б класс 53% (12 человек).
Необходимо обратить внимание, что большинство учащихся 4-х классов имеют низкие показатели негативного отношения к школе: в 4 а классе имеют средний уровень 2 человека, ниже среднего уровня 5 человек, остальные учащиеся – низкий уровень; в 4 б классе ниже среднего уровня имеют 6 человек, остальные учащиеся – низкий уровень.
В целом для классов характерен 3 уровень оценивания – пики учебно-познавательной и интегративной социальной мотивации и низкие показатели негативного отношения к школе.
По результатам психологической и педагогической диагностики выявляются дети, которым потребуется психолого-педагогическая поддержка в средней школе. Это важно, поскольку учитель начальной школы, выпустив детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок, и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста.
По результатам психологической и педагогической диагностики проводится совместный анализ результатов психологической диагностики и учебных достижений учащихся совместно с завучем и учителями, проводятся консультации родителей и учащихся с выявленными проблемами.
Мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности и провоцирует низкую успешность обучения и наоборот, несформированность учебной деятельности и систематический неуспех приводит к дальнейшему снижению мотивации.
Познавательная мотивация возникает в процессе самого познания, получения знаний и поэтому не может быть привнесена извне. Ребенка можно заставить учиться, апеллируя к чувству долга и ответственности. Желание учиться, тяга к знаниям предполагает, чтобы сам процесс стал ему интересен и зависит от содержания школьного образования.
Как повысить познавательную мотивацию? Что является ее источниками?
Источниками повышения учебной мотивации могут быть:
- интерес к информации (познавательная потребность) – как устроен мир, как устроен человек, тайны, загадки;
- интерес к способу действия – дойти до способа решения задачи самому, получить удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца;
- интерес к людям, организующим процесс обучения, – возможность общения в ходе учебного процесса для многих школьников – это огромный стимул, общение должно быть встроено в учебный процесс, ориентация учителей на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и зону ближайшего развития;
- потребность в самовыражении и самопрезентации – презентация себя, своих возможностей и талантов стимулирует мотивацию к учебе;
- потребность в самопознании и самовоспитании – ресурс для актуализации самопознания и самовоспитания – это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе;
- актуализация творческой позиции – ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческой деятельности, создания абсолютно нового продукта – известный способ повышения интереса к учебе;
- потребность в социальном признании – естественная потребность для детей 8-12 лет, чтобы любили, уважали значимые взрослые. При этом мотивация из внутренней может превратиться во внешнюю, если этот источник мотивации мощно используется родителями и учителями. Избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ – если это единственный источник активности ребенка, то вряд ли можно ожидать от ребенка хороших учебных результатов. Этот действенный способ стимуляции активности часто используется родителями, если внутренние источники познавательной активности слабы, а желание проявить себя и заявить о себе еще не развито.
Несомненно, огромное значение в развитии мотивационной сферы учащихся при переходе из начальной школы в среднюю школу имеет значение анализ взаимоотношений ученика и учителя, ребенка и родителей, ребенка со сверстниками в классе. Особые требования предъявляются к психологической зрелости ребенка, что предполагает наличие учебно-познавательной мотивации, умение определять цель предстоящей деятельности и планировать ее, стремление к самостоятельному поиску решений и самостоятельной деятельности, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Все эти компоненты присутствуют в концепции универсальных учебных действий государственных образовательных стандартов второго поколения.
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». М. «Просвещение», 2008 г
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. «Вопросы образования» – 2008. - №3.
3. Князева Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на 1 и 2 ступенях школьного образования. Педагогическое обозрение. 2003. - №4
4. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. «Вопросы психологии», 2001. - №5
Приложения
Поделиться: