Налицо актуальность поиска новых путей совершенствования существующей дидактической системы в области дошкольной педагогики, что соответствует основным целям и задачами образования, сформулированными в Национальной доктрине образования в РФ (от 04.10.2000 года №751), одной из которых является:
“…обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности”.
Определение путей совершенствования системы образования в области дошкольной педагогики обуславливает применение системного подхода.
В рамках системного подхода необходимо рассмотреть и проанализировать следующие ключевые элементы системы подготовки ребенка к школе:
- факторы, влияние которых на процесс подготовки ребенка к школе наиболее существенно;
- основные направления осуществления педагогической деятельности НОУ «Рост», являющиеся задачами, решение которых позволит достичь главной цели – формирования самостоятельной, творческой личности и личностных качеств, необходимые для того, чтобы справляться с жизненными проблемами;
- теоретические основы осуществления педагогической деятельности по программе НОУ «Рост».
Факторы подразделяют на внешние и внутренние.
К внешним факторам можно отнести:
- состояние системы физической культуры и укрепления здоровья ребенка;
- адекватность системы психологической адаптации ребенка к учебе в школе с целью осознания им своего места в коллективе, раскрытия способностей и зарождению желания к самостоятельному обучению и повышение мотивации к познанию окружающего мира;
- уровень подготовленности педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность, а также целесообразность его повышения в рамках общей системы дополнительного образования и повышения квалификации;
- состояние учебно-материальной базы образовательного учреждения;
- индивидуальные психологические особенности и уровень развития детей.
- различные временные параметры нахождения детей в детском саду: кратковременное и полное, а также одногодичное и двухгодичное пребывание ребенка.
Если влияние внешних факторов нейтрализовать не представляется возможным, то необходимо воспринимать их как условия осуществления педагогической деятельности. Объективно понятно, что при улучшении состояния вышеуказанных факторов, эффективность всей системы образования в области дошкольной педагогики повысится. Таким образом, эти факторы не могут являться нашим объектом исследования, а потому рассмотрены не будут.
Внутренний фактор, напротив, может и должен нами учитываться и корректироваться в процессе обучения.
К внутренним факторам относятся:
- совершенствование реализации программы подготовки ребенка с учетом индивидуальных особенностей ребенка, регионального фактора нахождения дошкольного учреждения и мотивации к познанию окружающего мира
Основные направления деятельности НОУ «Рост» реализуются в ходе осуществления постоянного поиска инновационных путей деятельности педагогического коллектива по совершенствованию системы обучения и подготовки детей к школе в рамках комплексной образовательной программы «СООБЩЕСТВО», что соответствует основной концепции творческого коллектива «Рост».
Анализ опыта работы показал: в зависимости от уровня развития, индивидуальных психологических особенностей детей не всегда корректно применение типовой образовательной программы, так как не учитываются особенности работы с особенными детьми, что подтверждается результатами проведенного в 2009 году Федерального эксперимента по реализации основного содержания дошкольного образования [1].
Одним из главных недостатков по осуществлению педагогической деятельности является:
- недостаточное представление в программном содержании и подходах к обучению ребенка конструирования как вида продуктивной деятельности по становлению важнейших предпосылок учебной деятельности: пространственных представлений, умения анализировать увиденное (образцы и схемы) и реализовывать в новых образах в различных условиях.
Вышеуказанный недостаток нейтрализуется в рамках программы «СООБЩЕСТВО». При этом теоретической основой программы «СООБЩЕСТВО» является метод проектов Д.Дьюи и В.Килпатрик, концепции Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина, психологическая теория Ж.Пиаже, концепция «когнитивного развития» Глассмана, теория «конструктивизма» М.Брукса, «индивидуализация обучения» Сайфер, труды Сифельдт и Бредекэмп по учету особенностей развития ребенка.
Индивидуализация в обучении ребенка, обусловленная психологическими особенностями ребенка и временем нахождении в дошкольном образовательном учреждении, заставляет проводить поиск новых, более эффективных форм, методов и приемов обучения, как составляющих педагогической технологии, а также путей реализации на практике авторских методик с учетом принципа региональности проведения.
Однако, новые, нестандартные подходы не всегда являются панацеей по устранению противоречий, возникающих в ходе педагогической деятельности.
Рассмотренные выше положения (концепция, цели, задачи, факторы, теоретические основы) являются взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами системы. Эффективность же всей системы напрямую зависит от интегрированного показателя эффективностей ее элементов.
Возможными путями разрешения противоречия, на наш взгляд, является комплексирование существующих подходов, с целью нейтрализации сильными сторонами одного метода слабых сторон другого.
Подходами по комплексной реализации программы «Сообщество» могут быть:
1. Поэтапное формирование представлений и элементарных умений, научной основой которых является теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека П.Я. Гальперина, развивающая и дополняющая теорию Ж.Пиаже. Внутренним содержанием этой теории являются положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия, где действие разделяется на ориентировочную и исполнительную часть.
2. Педагогическая деятельность по формированию целостного восприятия, как окружающего мира (системы), так и самостоятельных областей (элементов системы) его составляющих (например: животный и растительный мир, транспорт, профессии и др.) с применение метода проектов.
3. Формирования осознанного творческого подхода к созданию новых образов в рамках окружающего мира как системы с учетом ее состояния во времени (прошлое, настоящее, будущее) с применением системного оператора (9-тиэкранная модель) как ключевого элемента теории решения изобретательских задач (рисунок 1).
Рисунок 1. Системный оператор (9-тиэкранная модель) представления, целостного восприятия и осознания окружающего мира как ключевого элемента теории решения изобретательских задач
где С – система в настоящем;
ПС – подсистема в настоящем
НС – надсистема в настоящем;
С(-) – система в прошлом;
ПС(-) – подсистема в прошлом;
НС(+) – надсистема в прошлом;
С(+) – система в будущем;
ПС(+) – подсистема в будущем;
НС(+) – надсистема в будущем.
Системный оператор, как считает ТРИЗ-педагогика, является основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера, с помощью которого можно дать ребенку более широкое и глубокое представление об объектах окружающего мира и дополнить ее с помощью аналогий и сравнений.
На основе представленных подходов логичным представляется их комплексное применение, в результате чего усиливается эффект подачи и усвоения информации. Комплексный подход может найти отражение в комплексной методике.
Принципиальная схема создания и внедрения в практику комплексной методики поэтапного формирования умственных умений и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (девятиэкранной модели) представления, целостного восприятия и осознания окружающего мира ребенка представлена на рисунке 2 и 3.
Таким образом, в статье представлены общие положения методики обучения дошкольников на основе комплексного применения и взаимодополнения метода проектов, метода поэтапного формирования умственных действий и понятий и системного оператора по формированию целостного восприятия и осознания окружающего мира ребенком.
Данные положения не претендуют на законченность и будут продолжены в дальнейших исследованиях, в ходе которых будет оценена степень влияния одного метода на другой, рассчитана эффективность обучения и предложен вариант реализации проекта на конкретном примере.
1. Алиева Т. Федеральный эксперимент по реализации основного содержания дошкольного образования. /Дошкольное воспитание. 2009. №5.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. — М.: Сов.радио,1979.-184 с. — Кибернетика.
3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998.
6. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - 48 с. .
7. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
8. Талызина Н.Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий. Материалы совещания по психологии (июль 1955). М., 1957.
9.Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология // Психология интеллекта. - М., 1987.