Авторcтво: Богданова Елена Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 104 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Фрунзенского района Санкт-Петербурга |
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослыми или сверстником в некоторых случаях можно определить положительно – как стремление отстоять себя и свое право на мнение, поступок.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, затем следить за их выполнением.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В детском саду больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенных навыков поведения.
В Федеральных государственных требованиях наряду с другими областями выделена область «БЕЗОПАСНОСТЬ».
Содержание образовательной области «БЕЗОПАСНОСТЬ» направлено на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
· формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
· приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
· передачу знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
· формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Рассмотрим интеграцию образовательной области «Безопасность» в рамках поставленных задач с другими образовательными областями:
1. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» интегрируется с образовательной областью «БЕЗОПАСНОСТЬ» (формирование основ безопасности жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасность окружающего мира).
2. «КОММУНИКАЦИЯ» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, другому; правил поведения в стандартных опасных ситуациях и других, в части формирования основ экологического сознания).
3. «ТРУД» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности).
4. «ПОЗНАНИЕ» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы).
5. «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности).
Педагог, работающий в логике интегрированного подхода, изначально не ограничивается постановкой лежащих на поверхности задач образовательной отрасли «художественное творчество». Он пользуется указанной формой работы также и для того, чтобы обратить внимание детей на возможные источники опасности в ходе создания коллективного панно, сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях.
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими детьми. Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми людьми, учитывая, что у детей сложились представления, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считают, что опасными бывают люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки и юноши не могут причинить вреда, так же как любой человек с открытой и дружелюбной улыбкой. Целесообразно провести беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Например, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина служанка перевоплощается в добрую старушку; Золушка, испачканная сажей, одетая в лохмотья была добра; Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось заколдованным принцем.
«Познание». Из объяснений педагога ребенок должен усвоить, есть предметы, которыми категорически запрещено пользоваться (спички, газ, розетки, электроприборы); предметы, которыми необходимо научиться правильно пользоваться; предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, сигареты, спиртные напитки, кислоты, колюще-режущие предметы).
Педагогу необходимо рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. Главное, объяснить, человек – часть природы. Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить, что невыполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты, овощи, мой руки перед едой) может уберечь от болезней. Детям младшего возраста можно в качестве примера напомнить известную сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке («не пей из копытца – козленочком станешь»). Сказка поможет осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.
С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно провести опыты с микроскопом, лупой, с фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к грязной воде.
Задача педагога научить детей ответственному, бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать об опасностях, связанных с некоторыми растениями или контактах с животными. Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях. Им надо объяснить, что необходимо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), т. к. в результате ухудшающейся экологической обстановки, например, кислотных дождей, опасным может оказаться неядовитое растение. Также следует проводить тему грибов съедобных и несъедобных. Особенно осторожными детям необходимо быть при контактах с животными.
Как известно, ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности.
Для целей экологического образования в той или иной степени могут быть использованы все виды детской деятельности, что отражается и в методических подходах. Можно выделить ряд принципов, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию. Принцип научности, принцип позитивизма, принцип проблемности, принцип системности, принцип наглядности, гуманистический принцип, принцип последовательности, принцип интеграции, принцип безопасности.
Принцип безопасности предполагает, что используемые педагогом формы и методы должны быть безопасными для ребенка. Известны случаи, когда дети без поправки на возраст, вовлекались в исследования, изначально рассчитанные на школьников. Например, в одном из дошкольных учреждений дети 5-6 лет отбирали пробы из заведомо грязных источников. Более того, детям предлагалось понюхать и рассмотреть пробы. Такой подход может оказаться крайне опасным для здоровья ребенка. Практическая деятельность должна исключать потенциально опасные территории и методы работы. Принцип безопасности подразумевает, что воспитатель не забывает о призыве «не навреди природе». В процессе организуемых наблюдений, опытов не должны пострадать объекты природы.
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой
2. Приказ №655 Минобрнауки от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Поделиться: