Поиск по сайту

Формирование и развитие творческих способностей учащихся на уроках английской литературы


Авторcтво: Куликова Елена Леоновна, учитель русского языка и литературы ГОУ № 83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга


  Русский язык – наша духовная родина, надо любить и беречь его. Одним из средств спасения русского языка является изучение его в контексте мировой литературы. Необходимо стремиться использовать любую возможность для сравнения и сопоставления творчества русских писателей с зарубежными.

  Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с зарубежной литературой, даст уверенность в себе, умение критически усваивать духовные ценности прошлого и настоящего. А критика неразрывно связана с творчеством.

  Поэтому методика преподавания английской литературы в школе с углубленным изучением иностранных языков предполагает творческое соревнование учеников с изучаемыми авторами. Нет кощунства в том, что дети, недавно научившиеся читать и писать, будут состязаться в стихосложении с Э. Лиром, Р. Бернсом, в сочинении сказок с Л. Кэрроллом, Д. Биссетом, А. Милном. Ведь сказочники всех времен потому и могли создавать свои волшебные истории, что в глубине души оставались детьми. А детям, в свою очередь, свойственно желание стать взрослыми, решать важные вопросы, сталкиваться с серьезными проблемами, самостоятельно принимать решения. Творчество объединяет детей и взрослых. Но это очень трудоемкий процесс, требующий многих знаний, умений, помимо таланта, который есть в каждом ребенке. Недаром Л.Н. Толстой утверждал, что учиться творчеству нужно у детей.

  В делах творческих не бывает мелочей, ненужных знаний. Здесь важно все: и овладение языком, на котором написаны произведения (английским, в данном случае), и знакомство с работой переводчиков, и изучение образной системы, которая лежит в основе всех произведений, и прослеживание эволюции жанров – от простейшей басни (притчи, были, анекдота) к повести, роману, пьесе, к виртуозным словесным конструкциям. В этой связи представляется необходимым знакомство учащихся с литературоведческими терминами. Причем вводить понятия в игровой форме возможно уже в пятом классе. Целесообразно как можно раньше начать пользоваться категорией художественного образа. Необходимо растолковать само понятие «образ» - термин необычайно содержательный и многозначный. Подбор «гнезд» однокоренных слов приведет к пониманию – мы сами творцы образов, а поможет нам воображение, слово, рожденное от того же корня. Структура образа разнообразна: это и словесное изображение, кстати, тоже слово из «гнезда», и зримое, пластическое (в живописи, скульптуре), и невидимое, звуковое (в музыке).

  В процессе создания образа творец следует плану работы, опирается на предчувствие, соотносит процесс творения с мыслями и чувствами, порой приходящими свыше. Метафора – «рождение» книги как нельзя лучше отражает суть творчества. Это процесс очень серьезный, мучительный, а результат его может быть прекрасным.

  Любой предмет в школе – это, прежде всего, путь к познанию. Пути, как известно, бывают разные, но, важно, что цель одна – создание всесторонне развитой гармоничной личности, человека, способного мыслить, чувствовать, творить, с развитым воображением, широким кругозором, сформированным эстетическим вкусом.

  Программа по английской литературе построена по жанрово-тематическому принципу.

· 5 класс – «Неслышно девочка идет по сказочной стране» - Человек познает мир и самого себя – сказки победившего прочного добра, стихи;

· 6 класс – «Он придет, он будет добрым, ласковым, ветер перемен» - Человек взрослеет и познает мир взрослых и мир детей – истории совершенного добра, истинной веры, великой любви – фэнтэзи, баллады;

· 7 класс – «Значит, нужные книги ты в детстве читал» - Возможности человека (сила характера, сила чувства, сила ума) – истории о подвигах, бескорыстии, чести, доблести - рассказы, повести, романы;

· 8 класс – «Весь мир театр» - Человек и время (человек в истории, вечные проблемы. «бродячие сюжеты») – От Возрождения к Романтизму – драматургия, лирика.

Задачи, поставленные перед учащимися, изучающими английскую литературу, можно представить в виде схемы:

Рисунок1.jpg

  Уроки английской литературы призваны создать условия для детского творчества.

Достижению цели подчинены следующие методы и формы работы:

· ознакомление с наиболее характерными произведениями английской литературы различных жанров:

5 класс – народные песенки, лимерики, волшебные сказки, сказки-перевертыши, сказки-нонсенсы, сказки о животных, эксцентриада;

6 класс – «умные» сказки, сказки-фэнтэзи, сказки-притчи;

7 класс – баллады, исторические романы, приключенческие романы, социально-психологические романы, философско-сатирические романы, автобиографические повести;

8 класс – сонеты, трагедии, комедии, драмы, поэмы;

· выработка навыка создания жанрового произведения с использованием памяток.

· создание страниц «Моей книги»

· создание своих произведений.

· создание презентаций.

  Уроки английской литературы в школе имеют свои особенности. В процессе изучения творчества английских писателей необходимо:

· концентрированно, насыщенно использовать отведенное программой время (один час в неделю);

· рассматривать лишь те вопросы, которые не могут быть поставлены на материале только русской литературы, но при этом прослеживать взаимосвязь и взаимопроникновение культур.

· приобщить учащихся к мировому историко-литературному процессу, проследить некие широкие закономерности таким образом, чтобы все узнанное на уроках русской литературы вписывалось в процесс изучения английской литературы;

· акцентировать внимание учащихся на художественном облике эпохи, своеобразии и неповторимости ее искусства;

· одной из задач, решаемых в процессе преподавания, является приобщение к понятию мировая литература, частью которой является русская, поэтому сама структура урока по творчеству западного писателя принципиально отличается от привычной схемы урока по русской литературе;

· урок начинается с характеристики эпохи, причем из реалий английской истории берутся только те, которые работают на общую концепцию эпохи.

Таким образом, изучение творчества английских писателей дает возможность сформировать представление и расширить знание о литературном жанре (эпос, лирика, драма), представленном в английской литературе самобытно, полно, глубоко.

Работа по развитию творческих способностей учащихся подчинена определенной системе. На уроках ребятам предлагаются следующие формы работ:

· создать иллюстрацию к произведению;

· сочинить лимерик;

· придумать своего героя сказки (портрет, характер…);

· создать интересную ситуацию → придумать сюжет истории;

· сформировать словарь

- эпитетов

- простых истин и правдивых небылиц

- игры со словами (любимые, умные, веселые, страшные, хитрые, добрые слова)

- «гнезд» однокоренных слов

- имен;

· составить кроссворд (герои, литературные термины, географические названия, фамилии писателей);

· составить проблемные вопросы;

· сочинить свою сказку

- в форме комиксов

- «легенды» к карте путешествий

- в традиционной форме;

· сочинить акростих;

· придумать ролевую игру;

· сочинить балладу;

· создать карту путешествий;

· написать послание потомкам;

· описать рыцарский турнир;

· сочинить поэму;

· провести сопоставительный анализ историй;

· сочинить сонет;

· сочинить пьесу;

· сочинить притчу.

  Важным в творческом процессе представляется умение грамотно построить диалог между героями произведения. Здесь поможет создание на уроке художественно-игровых речевых ситуаций, приближенных к формам искусства – например «воображаемые встречи», часы воспоминаний и т.д. Они связаны с попыткой проникновения в художественную структуру произведения, со вступлением в общение с героями, с попыткой стать свидетелями их воображаемого диалога и тем самым глубже постичь их внутренний мир, систему взаимоотношений и взаимооценок, непосредственно ощутить воздействие языка произведения на строй речи, и впоследствии использовать данное умение в собственном творчестве. Важно научиться распознавать художественную структуру произведения, воспроизводить речевой стиль эпохи.

  Создание речевых ситуаций на уроке способствует развитию эмоционально-образной речи школьника, интенсивному обогащению словарного запаса, прогрессу в общекультурном развитии, формированию умений строить высказывания разных жанров, стилей.

  Важно ввести ребенка в мир художественной литературы, подарить радость общения с результатом творчества писателей всего мира, английских в том числе, дать почувствовать каждому ребенку свою индивидуальность, испытать счастье, поняв, что и он сам может творить.


Поделиться: