Авторcтво: Берг Любовь Евгеньевна; Безбородова Ольга Федоровна, директор; Щепилова Светлана Николаевна, ГС(К)ОУ № 584 "Озерки" Выборгского района Санкт-Петербурга |
Программа духовно-нравственного развития и гражданского воспитания ГСКОУ школы №584 «Озерки» «Мы можем» представляет собой обобщение многолетнего продуктивного опыта работы специалистов школы по формированию воспитательно-образовательной среды, способной дать детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в полной мере почувствовать свободу в реализации своих желаний и возможностей.
«Если поверить в чудо однажды…»– с этих слов начинается гимн нашей школы, и именно вера в чудо побуждает родителей детей-инвалидов, «особых детей», как принято называть сейчас, привести их в школу, и вместе с ними и педагогами начать долгий путь к самостоятельности и жизненной реализации.
Итак, вера рождает желание, а желание побуждает к действию.
Действие – главное слово для детей с ОВЗ VI вида. Как трудно, будучи обездвиженным побудить себя к действию! Как трудно поверить и воплотить в жизнь, но, с другой стороны, как легко бездействовать, и как страшно осознать, что дорога эта в никуда. Остается одно – двигаться вперед!
Современное общество выдвигает новый идеал современного человека – это человек деятельный и компетентный. Конечно, деятельность и компетентность завить от знаний, но кроме «академических» знаний важны «жизненные знания», и особенно они нужны людям с ОВЗ.
В контексте гуманистической парадигмы воспитание является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека (В.А. Сластенин). Ребенок становится активным субъектом воспитания, играющим определяющую роль в собственном развитии.
Воспитание (от древнерусского «възъпитание» – т.е. умение извлекать спрятанное) – это деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании.
Воспитание – процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициативы. Раскрыть внутренний ресурс ребенка возможно только во взаимодействии, и именно взаимодействие является основой воспитательного процесса.
Цель воспитательного процесса – самореализация школьника. Формы воспитания – это реальные процессы, связанные с организацией воспитательной деятельности. Воспитательные технологии – это продуманная во всех деталях совместная деятельность воспитателя и воспитанников.
Именно совместная деятельность стала основным принципом построения образовательных и воспитательной программ нашей школы. Помочь ребенку познать окружающий мир, пробудить в нём желание стать активным участником этого мира – главная задача нашей работы. Реализация этого направления приводит к таким, похожим на чудо, результатам как сдача ЕГЭ, получение аттестата зрелости, выбор профессии, профессиональное обучение в СУЗах и ВУЗах СПб, победы на Всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях, участие в параолимпийских играх, работа, создание семьи, общественное признание и получение премии «За жизненный подвиг». И это все наши дети – дети с ОВЗ, инвалиды-опорники.
Не случайно название программы «Мы можем». Ее цель – воспитание социально активного, деятельного, высоконравственного, ответственного, творческого и компетентного гражданина России. Одна из главных задач – формирование мотивации к активному вхождению учащихся в социум, ответственному участию в общественной жизни страны, осознанию себя гражданином России. Наш выпускник – не потребитель, а активный гражданин, стремящийся быть полезным обществу, умеющий быть открытым к окружающему социуму.
«Мы можем» верят наши ученики, видя перед собой пример своих педагогов, ощущая себя личностью активной и социально востребованной.
Программа включает в себя большой раздел работы с семьей учащихся. «Мы вместе», такое название имеет данное направление воспитательной работы, так как именно семья является базовой основой формирования личности учащихся. Активность, деятельность семьи во многом определяет судьбу выпускников школы.
Как некогда герой Антуана де Сент- Экзюпери Маленький принц отправился в далекое путешествие знакомиться с другими планетами, и понял, что его планета самая красивая, лучшая и родная, так и ребенок, окунувшись в многообразие и богатство мира, должен усвоить основные ценности: Отечество, долг, нравственность. Этому способствует реализация направлений воспитательной работы по патриотическому воспитанию, воспитанию гражданина России.
Социальная солидарность – очень важное направление воспитательной работы с учащимися с ОВЗ, подразумевает не только расширение социокультурного пространства школьников, но и освоение ими основных социальных ролей, осознание себя деятельной частью общества, стремящейся познать мир и личностно в нем реализоваться.
Обособленность быта, замкнутость круга общения инвалида-опорника, недоступность социальной среды – главные препятствия на пути его социализации и самореализации. Направление «Мы можем» раскрывает главную суть воспитательного процесса – взаимодеймодействие. «Мы можем» только когда мы вместе, в коллективе, в обществе.
«От участия к победе» – направление воспитательной работы, основанное на здоровьесберегающих технологиях. В здоровом теле здоровый дух, а что делать, если недуг перешел в образ жизни? Ответ один – формировать активную жизненную позицию, и тогда любые «вершины» по плечу, даже олимпийские.
Но самая главная победа в этом направлении работы – победа над собой, над страхами и сомнениями, над обидами и отчаянием, победа, ведущая к активной полноценной жизни в современном мире.
Надо только вовремя сказать себе и поверить «Мы можем».
Программа духовно-нравственного развития и гражданского воспитания учащихся «Мы можем»
1.Законодательная база:
Программа духовно-нравственного развития и гражданского воспитания учащихся «Мы можем» ГС (К) ОУ школы № 584 «Озерки» разработана в соответствии с Конституцией РФ ст.28, 29 (о свободе совести и свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях (ст.3, п.1, ст.5, п.4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре»,
«Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (ФГОС второго поколения, 2010г.)
2. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
История современной России сложна и противоречива. За последние годы в жизни нашей страны произошли крупные социально-политические изменения, и, как следствие, как важные позитивные перемены, так и негативные явления в обществе. В соответствие с Конституцией Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Но, обладая свободой и правами, гражданин должен осознавать и исполнять свои обязанности. Негативным явлением, в современной ситуации является непонимание роли и значимости исполнения обязанностей со стороны граждан в полном объеме, явный «перевес» в сторону желания реализовывать лишь свои права. Такой дисбаланс ведет к выработке пассивной, потребительской позиции, к существенному недостатку сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствию корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Период смены старой советской идеологии повлек за собой снижение общественной нравственности, гражданского самосознания, отношения людей к обществу, государству, закону и труду, отношения человека к человеку. Поспешное копирование западных форм жизни не привело к продуктивным результатам, отдаливисторически сложившуюся ранее систему ценностных ориентиров, представляющую россиян как единую историко-культурную и социальную общность.
На настоящий момент актуальной воспитательной задачей является возрождение и духовно-нравственная консолидация российского общества, и ведущую роль в ее решении отводится такому социальному институту как школа. Именно в детстве и юношестве, а значит, в школе, формируются основы системы ценностей духовно-нравственного и гражданского воспитания, которые должны опираться на преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох.
Современный человек – это человек деятельный и компетентный, являющийся гражданином, принимающим «судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», 2010г)
В настоящее время разработана общая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ, согласно которой «самым общим результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из ее образовательного пространства». Резолюция всероссийского совещания, посвященного вопросам разработки и внедрения специальных стандартов для обучающихся с ОВЗ (М.,2010г) признала обоснованность специальных требований к результатам образования в области формирования жизненной компетенции детей с ОВЗ, подчеркивая четкое выделение взаимодополняющих компонентов образования детей с ОВЗ: «академического» и «жизненной компетенции». Выделение компонента «жизненной компетенции» становится главным вектором, определяющим программу воспитания учащихся с ОВЗ.
Проблема формирования и развития «жизненных компетенций» особенно актуальна для категории детей с нарушением опроно-двигательного аппарата. Именно эта категория претерпевает наибольшие трудности в социализации и развитии. Неизбежно встают множественные вопросы. Как «ввести в культуру» ребенка-опорника при отсутствии доступности среды, как развить познавательный интерес при ограниченном круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность, напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая свое будущее?
Для этого необходима система образования с одной стороны стабильная и, одновременно, гибкая, динамичная, реагирующая на изменение условий, применяющая различного рода инновации.
В области духовно-нравственного воспитания обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата приоритетным является создание условий для развития таких свойств личности как чувство собственного достоинства, коммуникативность, самостоятельность и деятельность. Именно деятельность ребенка, его желание сделать что-то самостоятельно, узнать что-то новое, поверить в свои силы, ощутить поддержку родителей, добиться результатов, поможет ему ощутить себя личностью. Именно личностное становление учащихся является основой формирования и развития их познавательной потребности, социальной открытости и гражданской активности.
Программа духовно-нравственного развития и гражданского воспитания представляет собой важнейший ресурс успешной социализации детей с ОВЗ и является итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы с целью воспитания у учащихся активной жизненной позиции и высоких духовно-нравственных качеств.
Название программы «Мы можем» не случайно, так как, только поверив в свои силы, ребенок с ОВЗ сможет ощутить себя личностью, гражданином своей страны, а значит, сможет реализовать свои права и обязанности по отношению к себе самому, своей семье, обществу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Формируя гражданина, мы, прежде всего, формируем человека.
4. Этапы реализации Программы:
I – подготовительный (2011 – 2012)
II – практический (2012 – 2014)
III – обобщающий (2014 – 2015)
4. Цель программы – воспитание социально активного, деятельного, высоконравственного, ответственного, творческого и компетентного гражданина России.
Задачи:
– создание воспитательной системы, обеспечивающей социально- педагогическую поддержку становления и личностного развития
учащихся;
– воспитание учащихся в соответствии с современным воспитательным идеалом личности гражданина России, формируя такие качества как чувство собственного достоинства, человечность, жизнестойкость, толерантность, честность и трудолюбие.
– формирование представлений и развитие общественных отношений на основе гражданских, национальных, нравственных, духовных ценностей и правовой культуры личности учащихся;
– формирование мотивации к активному вхождению учащихся в социум, ответственному участию в общественной жизни страны, осознанию себя гражданином России.
5. Принципы Программы:
– принцип нравственного примера педагога
– принцип гражданственности и гражданской активности
– принцип социально-педагогического партнерства
– принцип индивидуально-личностного развития
– принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания
(целостность учебно-воспитательного процесса)
– принцип социальной востребованности
– принцип возрастного подхода
– принцип деятельностного подхода
– принцип преемственности
6. Ожидаемые результаты
основные понятия, соответствующие содержанию социального заказа
|
этапы формиро-вания
|
направления
воспитательной работы
|
ожидаемые результаты
|
· Нация и национальное государств
· Национальное самосознание и национальная идентичность
· Патриотизм и гражданское общество
· Многообразие культур и народов
· Межэтнический мир и согласие
· Социализация
· Развитие и воспитание
· Базовые моральные ценности и духовно- нравственное развитие личности
|
Начальная школа
|
Патриотическое воспитание учащихся
|
1.усвоение на образно-эмоциональном уровне системы основных понятий:
– Отечество;
– Малая Родина;
- Долг;
- Нравственность.
2. формирование чувства гордости за свою страну, сопричастности к ее истории и культурному наследию, необходимости быть активным гражданином своей страны, готовым служить Отечеству.
|
|
Воспитание гражданина России
|
1.усвоение основных знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России;
2.формирование представлений о значении основополагающих документов международного права в сфере прав человека и ребенка;
3. знание основных прав человека и гражданина;
4. Знакомство с правовой инфраструктурой общества, информацией о государственных и общественных правозащитных организациях;
5.Освоение основных правил личной безопасности и правил поведения в общественных местах,
6. Формирование мотивации на изучение и выполнение правил поведения в обществе;
7. Осознание понятий: «закон», «Конституция – Основной Закон государства»
8. Осознанное восприятие личной и общественной ответственности за совершение аморальных и противоправных действий (бездействий).
|
|
Социальная солидарность
|
1. Личностное восприятие собственного «я» частью общества, формирование представлений о личной и национальной свободе,
чести и достоинстве.
2.Освоение основных социальных ролей, соответствующих возрасту, нормам и правилам общественного поведения и средствам взаимодействия;
3.сформированность мотивации на конструктивные способы самореализации,
позитивную самооценку, самоуважение;
4. участие в общественной деятельности школы, её традициях, праздниках, учебно-образовательных проектах;
5.сформированность познавательной мотивации и личного деятельного проявления.
6. умение общения со сверстниками
|
|
«Мы вместе» (сотрудничество с семьей)
|
1.знание и понимание роли семьи в личной жизни и жизни общества;
2.создание условий для развития мотивации к позитивным видам проявления заботы о близких и родных;
3.проявление уважения и интереса к истории своей семьи;
4.включение семьи учащегося в процесс его социализации, к активному её участию в УВП и социальном общении ребенка,
5. расширение форм сотрудничества семьи со школой.
|
|
«Мир вокруг нас»
|
1.формирование базовых знаний об обществе и его структуре;
2. мотивация к труду, как условию развития человека, общества, страны;
3.сформированность потребности к общественно-полезным поступкам;
4. расширение представлений о многообразии культур и народов внутри страны и в мире;
5. формирование бережного отношения к окружающей природе, формирования навыка ее защиты.
|
|
«Мы можем»
|
1.умение оценивать личностные достижения, контролировать эмоциональные проявления в соответствии с правилами и нормами поведения в обществе;
2. выбор интересов в соответствии с возможностями;
3. расширение поля реализации своих достижений;
4. навык коллективной деятельности.
|
|
«От участия к Победе»
|
1.формирование основных личностных ориентиров здорового образа жизни; 2.формирование мотивации и потребности активной жизненной позиции, занятий спортом;
3. потребность участия в общественно значимых мероприятиях спортивно-оздоровительного характера.
|
Основная и средняя школа
|
Патриотическое воспитание учащихся
|
1.расширение знаний об Отечестве, его историко-культурном прошлом и настоящем периоде;
2.расширение осознанности понятий:
«Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», « служение Отечеству»;
3. осознанное понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности, уникальности Российского государства и общества;
4. уровень готовности к непосредственному участию в созидательной деятельности в интересах общественности и Отечества;
5. умение проявлять гражданскую и патриотическую позицию;
6. сформированность позитивного отношения и осознанность роли Вооруженных сил России в жизни общества, знание боевой истории страны и воинской доблести Российской Армии.
|
|
Воспитание гражданина России
|
1.умение реализации знаний о правах и обязанностях человека и гражданина России, возможностях и методах защиты прав личности;
2. навык применения регулирующих отношений между государством и личностью;
3. наличие представлений о роли гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений;
4. сформированность практико-ориентированных знаний об охране правопорядка государственными органами, видах и формах юридической ответственности граждан;
5.расширение знаний о деяниях, составляющих угрозу безопасности личности и правил, направленных на охрану личной безопасности от преступных посягательств;
6. наличие четких ценностных ориентиров духовно-нравственной направленности.
|
|
Социальная солидарность
|
1. проявление навыков социального опыта, социальных ролей, норм и правил общественного поведения;
2. готовность учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и возможностями, с учетом потребности рынка труда;
3. уровень проявления учащихся в общественной деятельности школы, приобщённости их к школьным традициям, участие в проектной деятельности;
4. способность противостояния негативным воздействиям социальной среды;
5.овладение способами и приемами самостоятельного поиска информации.
|
|
|
«Мы вместе» (сотрудничество с семьей)
|
1.восприятие ценностей семейно-брачного института общества
2.сформированность родительской компетентности, социализация семей учащихся, расширение форм сотрудничества со школой;
3. консультативная помощь и психолого-педагогическая поддержка семьи в профессиональной ориентации учащегося, выбора дальнейшего жизненного направления в соответствии с потенциалом, склонностями, способностями и компетенциями выпускника.
|
|
|
«Мир вокруг нас»
|
1.овладение учащимися нравственными знаниями, опытом общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к самостоятельному духовно-нравственному развитию;
2. сформированность собственной картины толерантного мировоззрения;
3.сформированность представлений о вере, духовности, разнообразии религий, ценности религиозного мировоззрения;.
4.сформированность экологического сознания;
5. понимание красоты, гармонии в искусстве и культуре человеческих отношений.
|
|
|
«Мы можем»
|
1.сформирвоанность рефлексивных качеств личности;
2.сформированность интересов и предпочтений (в соответствие с возрастом);
3.владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач.
4. оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых и эстетических норм;
5. умение применять свои права и исполнение обязанностей, устойчивая мотивация к участию в общественной и творческой деятельности ученического коллектива.
|
|
|
«От участия к Победе»
.
|
1.самостоятельное проявление культуры экологически сообразного, здорового и безопасного образа жизни;
2. самостоятельная деятельность по реализации системы двигательной активности, физической культуры и спорта, на основе осознания собственных возможностей;
3.умение организации жизненного пространства в процессе достижения целей, на основе потребности активного деятельного жизненного подхода.
|
7. Механизм реализации Программы:
– Поддержание и расширение школьных традиций;
– Развитие инновационного потенциала системы воспитания и образования;
– Деятельность учащихся:
- информационные проекты
- учебные проекты
- социальные проекты (в том числе инклюзивные)
- семейные проекты
- творческие проекты
- внутришкольное управление (в том числе ШУС)
– Коллективная творческая деятельность;
– Взаимосвязь и сотрудничество школы и семьи в процессе воспитания;
– Пропаганда здорового образа жизни и занятий спортом.
- Основные направления работы:
I Патриотическое воспитание учащихся:
Учебные проекты, конференции.
Интегрированные уроки.
Уроки мужества (включая памятные даты).
Тематические праздники, мероприятия: «День освобождения Ленинграда от вражеской блокады», «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы», «День рождения Города», «День рождения школы»
Конкурсы творческих работ.
Литературные конкурсы.
Экскурсии.
Дополнительное образование – кружок «Краеведение», «Школьный музей». «Книга памяти» – выставочная экспозиция в школьном музее, посвященная истории В.О.В.
II Воспитание гражданина России:
Общешкольные внеклассные мероприятия:
«День народного единства;
«Международный день толерантности;
«День Конституции РФ»;
«День Героев Отечества»;
«День прав человека».
Учебные проекты, конференции.
Интегрированные уроки.
Тематические занятия (в рамках внеурочной деятельности и ГПД).
III Социальная солидарность:
– Сотрудничество с ДДЮ Приморского р-на (совместная проектная деятельность);
– Сотрудничество с ДДТ «Союз» Выборгского р-на (образовательная программа «Маленький пешеход» РОЦБДД «Перекресток»);
– Сотрудничество с ДДЮТ Выборгского района (дополнительная образовательная программа – реабилитационный туризм);
– Музейная педагогика:
- Сотрудничество с Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов (организация передвижных выставок, лекционных занятий);
- Сотрудничество со школьным отделом ГУК «Исаакиевский собор» по программе «Музей четырех соборов» (уроки-экскурсии, интерактивные лекции);
- Сотрудничество с музеем А.А.Ахматовой в Фонтанном доме
(международные творческие проекты);
– Сотрудничество с Благотворительными Общественными Фондами и организациями (Фондом М. Шемякина – международные творческие проекты;
Ассоциация общественных объединений «Большая медведица» – расширение культурологического пространства учащихся);
– Участие в Международных и городских фестивалях;
– Участие в учебных олимпиадах и конкурсах;
– Сотрудничество с Центральной библиотекой им. А. Серафимовича и Центральной Детской библиотекой Выборгского р-на.
IV «Мы вместе» – сотрудничество с семьей, воспитание культуры семейных ценностей:
– Взаимодействие школы и семьи (родительские собрания, анкетирование, посещение родителями внеклассных мероприятий, работа попечительского совета школы);
– Привлечение родителей к сотрудничеству (семейные проекты, активное участие в учебных и творческих проектах, праздниках, тренинги для родителей совместно с детьми, участие в семейных конкурсах, педагогическая и психологическая поддержка семьи, организация выпускных вечеров);
– Воспитание любви к своей семье:
· Тематические занятия (в рамках внеурочной деятельности и ГПД).
· Конкурсы творческих работ.
· Литературные конкурсы.
· Общешкольные внеклассные мероприятия:
«День пожилого человека»
«День матери»
«Праздник для бабушек и мам, посвященный
Международному женскому дню 8 Марта»
V «Мир вокруг нас» – формирование научной картины мира и экологического сознания, представлений о духовной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения и межконфессионной толерантности, многообразии культур и народов, международном сотрудничестве
– интегрированные уроки;
– интерактивные уроки;
– уроки экскурсии;
– школьный дискуссионный клуб;
– учебные семинары и конференции;
– защита учебных проектов;
– тематические занятия (в рамках внеурочной деятельности и ГПД);
– тематические праздники, мероприятия;
– работа с этнокалендарем;
– организация тематических выставок и встреч в школьной библиотеке.
VI «Мы можем» – реабилитация творчеством, организация внеурочной деятельности школьников
– школьные творческие проекты и конкурсы;
– организация деятельности школьного самоуправления (ШУС);
– проведение праздничных мероприятий (внеурочная деятельность школьников);
– организация школьниками экскурсий по школе, изучение истории школы;
– поддержание и расширение школьных традиций:
«День знаний»
«День учителя»
«День рождения школы»
Проведение мероприятий в рамках декады инвалидов
«Новогодняя Елка»
«Последний звонок»
VII «От участия к Победе» – развитие спортивных увлечений учащихся
– работа кружка «Танцы на колясках»
– работа спортивной секции по игре в Бочча
– работа кружка «Шашки»
– тематические занятия (в рамках внеурочной деятельности и ГПД).
– школьный спортивный праздник «День здоровья»
– неделя спорта
– соревнования начальной школы «Зимушка-Зима»
– дружеские встречи с хоккейной командой СКА и ФСК БасКи
(баскетбол на колясках)
– участи в районных, городских, всероссийских и международных соревнованиях;
– информационно-просветительская работа школы по пропаганде
здорового образа жизни.
VIII Внедрение инновационных технологий
– работа общешкольного сайта при участии самих учащихся;
– работа школьного радиоузла: информация ШУСа, тематические внутришкольные радиопередачи;
– использование мультимедийных технологий и Интернет-ресурсов;
– применение интегрированного подхода в работе ШУСа (6, 7, 8 виды ОП совместно) для усиления сопричастности учащихся к организации УВП;
– создание ШУСа, как инклюзивной деятельностной среды старшеклассников;
– расширение социальной среды и практическое освоение жизненных компетенций на уроках учебного курса СБО (Социально-бытовая ориентировка);
– использование базы школы как инструмента социализации учащихся в вопросах профориентации и знакомства с профессиями;
– успешный опыт сдачи ЕГЭ (6 лет);
– работа «Театральной гостиной» как альтернативной общедоступной театральной среды в рамках работы ГПД;
– создание школьной костюмерной, как инструмента художественно-образного развития учащихся и средства погружения их в импровизационно-творческую среду;
– Информационный проект – школьная стенгазета «Калейдоскоп «Озерков», регулярно выпускаемая старшеклассниками.
- Диагностика (формы диагностики)
Поделиться: