Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ
1. Категориальное определение «духовно-нравственный» в нормативных документах российского образования: справка, предваряющая методологический анализ категорий.
А именно: статья 14 п.2 закона «Об образовании» вводит категорию «духовно-нравственная личность», статья 9 п.6 – категорию «духовно-нравственное развитие». Статья 14 касается содержания образования, статья 9 – образовательных программ. 14 п.2. Содержание образования должно обеспечивать:
9 п.6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. (п. 6 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) Разработка методологического содержания педагогических категорий «духовно-нравственное развитие» и «формирование духовно-нравственной личности» начата в документах, которые составляют часть пакета документации ФГОС второго поколения, подготовленной авторским коллективом под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. Авторы разработки - А.Я. Данилюк, член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Педагогика»; А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО, научный руководитель Института стратегических исследований в образовании РАО, генеральный директор издательства «Просвещение»; В.А. Тишков, академик РАН, член Общественной палаты Российской Федерации, президент Академии педагогических и социальных наук. Первая версия документа вышла под титулом «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» и опубликована в «Учительской газете» 9 июня 2009 года в статье под названием «Гражданин и патриот». Вторая – и на сегодняшний день окончательная – версия имеет другое название: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования». Этот документ с ремаркой «Проект» вышел в издательстве «Просвещение» в 2009 году в серии «Стандарты второго поколения», основанной в 2008 году. Выпуск издания осуществлен в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005) реализуемого Российской академией образования по заказу Федерального агентства по образованию.
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
2. «Духовно-нравственное воспитание» или «духовно-нравственное развитие и воспитание»?
Появление этих категорий в правовых документах симптоматично; этот факт сигнализирует о решимости государства принять ответственность за нравственное измерение жизни общества, за обеспечение устойчивости ее ценностных основ. В Послании Федеральному собранию 2008 г. Президент России обозначил две основные институциональные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституцию страны и систему образования, прежде всего общеобразовательную школу. В Преамбуле Конституции ее субъект - многонациональный народ Российской Федерации - манифестирует ценностные основы своего бытия как фундамент конституционного строя, как нравственный базис российской государственности. Школа же принимает ответственность за незыблемость ценностной основы народной жизни в смене поколений, она призвана найти способы передачи этих ценностей новым поколениям. Категория «духовность» в общественно-педагогическом дискурсе последних лет по большей части связывается именно с развитием ценностно-смысловой сферы личности. Говоря о духовно-нравственном измерении бытия человека, размышляют о единстве свободы и ответственности человеческой личности, о путях вхождения новых поколений в полноту культурного наследия поколений предшествующих. Акцентируется внимание на освоении человеческого способа бытия в культуре и истории, где человек являет себя как существо свободное, созидающее и ответственное за жизнь мира. Немалое внимание уделяется также религиозной перспективе бытия человека в мире, где человек осмысляет себя в иерархическом соподчинении и в предстоянии Высшему началу бытия. Категория «духовно-нравственное развитие» в девятой статье закона «Об образовании» определяет иерархическую структуру результатов образования. Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, должны обеспечить во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, и в третьих – качество подготовки обучающихся. Такая формулировка предписанных результатов деятельности образовательных систем имплицитно содержит в себе целых ряд методологических предпосылок, экспликация которых задает новую методологию образования. Методология – в самом общем смысле – это теория и рефлексивная практика организации мышления и деятельности, индивидуальных и коллективных. Новая методология, на которую нацеливает закон, призвана создать такую теорию и практику педагогического мышления и деятельности, которая сумеет обеспечить специфический эффект образования, определенный через иерархическую структуру его результатов: духовно-нравственное развитие, воспитание, качество подготовки. Обращает на себя внимание разность двух категорий, помещенных в тексте закона через запятую: духовно-нравственное развитие и воспитание. В тексте закона нет категории «духовно-нравственное воспитание», которая сегодня стала уже привычной. Духовно-нравственное воспитание – относительно новая категория в педагогике - постепенно завоевывала позиции в течение последних двух десятилетий. За последние 15 лет защищено множество докторских и кандидатских диссертаций по педагогике, в которых исследуется в педагогическом ключе связь духовности и нравственности. В исследованиях вводятся категории духовно-нравственного воспитания, духовного становления, воспитания духовности, нравственного поведения, нравственного развития. Категория духовно-нравственного воспитания особенно часто обсуждаются в русле проблем этнопедагогики и приобщения к культуре традиционных религий России. На региональных уровнях – уровень субъекта Федерации, муниципальный уровень - принимаются программы духовно-нравственного воспитания. Разрабатываются программы духовно-нравственного воспитания также на уровне образовательных учреждений. Во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» установлена номинация «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания». Лицензированы программы педагогической магистратуры «Духовно-нравственное воспитание» (РГПУ им. А.И. Герцена). Тем не менее, редакция закона «Об образовании» 2007 года не включает этой категории. В ней заданы две категории: духовно-нравственное развитие и воспитание. Логика обсуждения способов реализации новых ФГОС демонстрирует, что педагогическое сообщество зачастую не вполне осознает ключевой смысл категориальной схемы, в которой закон определяет нормативный результат образования. Педагогическое сообщество склонно осваивать эти категории в логике «духовно-нравственного воспитания» как специфического направления воспитательной деятельности. Педагогическая реальность в целом тяготеет к тому, чтобы представить «духовно-нравственное воспитание» как одно из многочисленных направлений воспитания, - наряду с патриотическим, гражданско-правовым, с воспитанием толерантности, с профилактикой зависимостей и т.д. Нам представляется, что это подход тупиковый. Следуя по этому пути, мы утрачиваем потенциал методологического развития, заложенный в новых категориях, внесенных в закон.
Выделим ряд важных с методологической позиции аспектов концепции ДНРВ:
1. Определение статуса Концепции ДНРВ. Задается через определение места программы воспитания в структуре образовательной программы ОУ и ее основных концептов.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования» составляет часть документации ФГОС нового поколения. Нормативный статус данного документа – методологическая основа разработки программ воспитания и социализации в составе образовательных программ ОУ. Однако ее концептуальный статус отличается от нормативного. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В тексте «Примерной программе воспитания и социализации», составляющей один из документов ФГОС, утвержденных согласно порядку, определенному Законом «Об образовании» данная Концепция определяется как основа ее проектирования. Концепция ДНРВ задает методологические подходы в разработке программы воспитания. Согласно новым ФГОС, в ряду «учебных программ и материалов к ним», составляющих в совокупности образовательную программу ОУ, появляется особый документ - программа воспитания. Это некая отдельная программа, отдельный документ в ряду других программ. Однако этот документ – особенный. От программ предметных учебных дисциплин его отличает следующая специфика: он описывает способ интеграции отдельных программ, определяющих набор осуществляемых ОУ деятельностей, в системное целое. Программа воспитания – это методология интеграции совокупности элементов в систему. Система же есть не простая последовательность и набор элементов, но последовательность, приведенная в особенную связь, благодаря которой появляется новое качество набора элементов - системный эффект. Таким образом, программа воспитания – проблема и сверхзадача в проектировании образовательной программы ОУ.
В тезаурусе Концепции ДНРВ понятие духовно-нравственного развития определяется в Концепции как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом». Духовно-нравственное развитие – сфера персональной ответственности личности, автономная зона личного риска и личностных приобретений, суверенное пространство ответственного социального субъекта, область реализации нравственного принципа единства свободы и ответственности человека. Категория «формирования», примененная к процессу духовно-нравственного развития, будет отличаться от категории формирования способностей, принятой в деятельностном подходе. В новой перспективе речь идет о формообразующем процессе, который носит авторский характер. Для его описания необходимы категории, разработанные в философии ХХ века – жизненного пути человека, жизнестроительства, жизненных горизонтов личности, гуманитарного праксиса. Каково же место педагогической реальности в этом процессе авторского становления духа и нравственности в человеке? Концепция ДНРВ предлагает категорию «педагогическая ответственность». Для раскрытия представления о педагогической ответственности целесообразно применять парадигму двудоминантной педагогики – мы должны говорить о межсубъектном взаимодействии, о двудоминантном целеполагании, о диалоговом типе формирования ценностного сознания, о смысловом пространстве взаимодействия самостоятельных субъектов образовательного процесса. Выделение трех аспектов в сфере педагогической ответственности позволяет выделить три группы проблем, которые требуют теоретической и методологической разработки в педагогической науке и практике: - проблема формирования современной российской идентичности - проблема манифестации и согласования ценностно-смысловых основ воспитания в пространстве локального сообщества ОУ в процессе реального взаимодействия социальных субъектов воспитания - проблема педагогического освоения проективности человеческого бытия, согласованного целеполагания личностного развития и развития страны. В частности, в аспекте российской идентичности необходим творческий поиск моделей идентичности самобытной российской цивилизации. Ценностная структура этой идентичности задана в Преамбуле Российской Конституции. Недаром Преамбула приводится в Концепции полностью. Анализ Преамбулы позволяет условно выделить два компонента этой идентичности, тесно взаимосвязанных, но относительно самостоятельных и предполагающих специфические педагогические стратегии. Это компонент гражданской идентичности и аспект культурно-исторической идентичности. Права и свободы личности, демократическая основа государственности, суверенность государства, социальная ответственность, благосостояние страны, членство в мировом сообществе – и тому подобные категории - задают аспект гражданской идентичности. «Почитание памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «общность судьбы на родной земле», «ответственность за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями» - этот ряд понятий задает перспективу формирования культурно-исторической идентичности гражданина России. Эти компоненты подлежат педагогической интерпретации в конкретных моделях организации образовательной деятельности и описании ее результатов.
Концепция определяет национальный воспитательный идеал и подчеркивает его преемственность по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох а также его адекватность внешним и внутренним вызовам России. «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». В Концепции определяется, что содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Они определяются как базовые национальные ценности.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. . 4. Новое видение места системы образования в пространстве культуры и истории задается в концепции общественного договора и раскрывается как логика освоения культурных традиций России через взаимодействие социальных субъектов воспитания. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет ключевые культурные традиции России как источник нравственности и человечности. Она ориентирует педагогчиеское сообщество на педагогические стратегии формирования ценностно-смысловой сферы человека, которые соотносят становление мотивационных, когнитивных и эмоциональных структур личности с деятельностным освоением ключевых традиций культуры. Концепция последовательно развивает понимание традиций культуры, в том числе традиционных религий России, как специфического ресурса развития образования в содержательном и деятельностном ключе. Взаимодействие с социальными субъектами воспитания рассматривается как способ интеграции в едином воспитательном процессе семейных традиций, традиционных религий, локальных сообществ, профессиональных и корпоративных традиций. Школа должна приобщить растущего человека к источникам нравственности и человечности. Эти источники – области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Носителями базовых национальных ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к освоению ключевых культурных традиций России, в том числе религиозных
Заключение
Она дает реальные возможности актуализировать педагогический потенциал ключевых культурных традиций России и сформировать интегрированное образовательное пространство на началах, конструктивного диалога носителей различных культурных перспектив, в том числе на основе религиозного мировоззрения, во взаимодействии и заинтересованном сотрудничестве. Реализация этих возможностей улучшит нравственное состояние общества, создаст основу динамичного развития страны на основе ценностных приоритетов духа и нравственности, традиционных для самобытного цивилизационного пути России.
Поделиться: |