Поиск по сайту

«Низкий поклон вам, ленинградцы!»


Авторcтво: Иванова Людмила Михайловна, воспитатель; Иванова Ирина Владимировна, воспитатель ГДОУ № 117 Выборгского района Санкт-Петербурга


В этом году весь мир отмечал 66-летие Великой Победы. Очень важно, чтобы память о подвиге советского народа оставалась жить в веках, чтобы о страшных днях войны, ужасе блокады нашего города и мужестве его защитников-ленинградцев знали наши дети, внуки и правнуки. Когда мы говорим о необходимости того, что никто не должен быть забыт, и ничто не должно быть забыто, особую ответственность мы возлагаем на плечи педагогов, ведь Учитель – это тот человек, кто обеспечивает передачу опыта от поколения к поколению. Под «Учителем» мы подразумеваем не только непосредственно школьного преподавателя и педагогов дополнительного образования, но и воспитателей дошкольных учреждений. И, может быть, последним отведена самая важная роль: впервые познакомить подрастающего гражданина России с тем, что пришлось пережить окруженному Ленинграду, рассказать о бессмертном подвиге тех, кто защищал наш город, работал и просто жил в нем в годы блокады.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию методические разработки занятий по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

                                 Занятие первое «Не смолкнет слава этих дней!»

Форма занятия – групповая фасилитированная дискуссия.

Цель: актуализация знаний детей о Великой Отечественной воне.

Задачи:

-Активизировать опыт, знания и словарный запас по теме: «ВОВ»; развивать устную речь, умение слушать и слышать товарищей, дополнять друг друга, давать личностно-субъективные оценки.

- Провоцировать детей на дальнейшую беседу, противопоставляя и обобщая их ответы. В ходе дискуссии получить запрос на следующее занятие, отследив и избрав для него ту тематику, которая была востребована детьми.

-Воспитывать чувство гордости за свою Родину, победившую фашизм; любовь и уважение к нашему народу.

-Привлечь возможности семьи, предложить детям расспросить своих родных о Великой Отечественной войне. Рассказы – записать, принесенные реликвии – сфотографировать.

Дидактический материал и оборудование:

Компьютер, иллюстрации в книгах, плакаты, письма военных лет, видеопрезентация «Был город – фронт. Была Блокада».

Ход занятия:

Воспитатель:

- Много войн прокатилось по земле русской. Но самой кровопролитной и самой жестокой была Великая Отечественная война.

- В каком году началась Великая Отечественная война? Сколько лет она длилась?

- От кого пришлось защищать нашу Родину?

- Что хотели от нашей Родины немецкие захватчики?

- Кто возглавлял немецкие войска?

- Что задумал Гитлер? Какие планы он строил со своими генералами?

Воспитатель:

/22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом.

Звучит фонограмма – голос Левитана: «От Советского Информбюро..», затем песня «Вставай, страна огромная».

Воспитатель:

Эта война была такой неожиданной, что многие уходили на фронт, даже не простившись с родными.

В планы Гитлера входило поработить нашу Родину, захватить территорию государства, уничтожить русскую нацию, стать хозяином, пленных превратить в рабов, растоптать землю, уничтожить страну./

- Кто принял на себя первый удар фашистов?

Воспитатель:

/Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, они держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли. В условиях круговой обороны, в глубоком тылу противника, стоял насмерть гарнизон легендарной Брестской крепости. Отважные войны, держали оборону даже тогда, когда были полностью разрушены крепостные сооружения. Засыпанные в подвалах, казематах, они пали./

- В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли, но вновь и вновь поднимались в атаку бойцы.

- Что несет война, каково людям воюющих стран?

Воспитатель:

/Война не щадила никого. Дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Война искалечила судьбы тысяч маленьких ребят, которые погибли, получили ранения. Они защищали свою родину наравне со старшими. Многие дети прибавляли себе возраста и уходили на фронт./

- Кто защищал Россию и воевал за нее?

Воспитатель:

/Можно ли было победить народ, чьи женщины вытаскивали с поля боя раненых солдат? Во время войны они были не только матерьми, дочерями, женами и сестрами, но и Солдатами!/

- Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Только в Беларуссии в партизанских отрядах состояли около 60 тысяч отважных советских патриоток.

- Как вы думаете, что делали солдаты в перерывах, между боями?

Воспитатель:

/Как редки минуты тишины на войне! И в эти редкие минуты каждый солдат вспоминал свой родной дом, семью, детишек, жену, невесту, свой родной край. Солдаты посылали домой письма-треугольнички/.

- Мы живем в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются, то там, то тут взрывы. Не всегда спокойно и на Российской земле. Именно сейчас необходимо заново переосмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну.Трудно найти семью, которую бы не обожгла горем война. Мы обязаны помнить об этих страшных событиях истории. Помнить и не допустить новой трагедии!

Во время Великой Отечественной войны в 1941-1944 годах город был отрезан от большой земли. Единственная ниточка – Дорога жизни – соединяла Ленинград с остальной страной по льду Ладожского озера. Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие летчики безнаказанно расстреливали с бреющего полета автомашины и бомбами разбивали лед на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулеметы, а также привлекло истребительную авиацию.

- Дети, а что такое блокада?

Воспитатель:

/Зима 1941-1942г. выдалась суровой. Блокада Ленинграда длилась 900 дней, погибло 800 тысяч человек, из них 400 тысяч детей./

- Что происходило в осажденном городе, каково было людям?

Воспитатель:

/От голода умирали люди. Важное значение для ленинградцев имела "Дорога жизни" по Ладожскому озеру. Было вывезено на Большую землю много детей. Среди них была и Таня Савичева/.

- Вспомните и расскажите про блокадный хлеб.

Воспитатель:

/Блокадная норма хлеба составляла в самую страшную зиму 1941 года 125-250 граммов хлеба. От голода с ноября 1941 по октябрь 1942 года в Ленинграде погибло 641803 человека. Голод, бомбежки не смогли сломить дух ленинградцев, выстоявших все 900 дней блокады/.

Демонстрируется фотография Пискаревского кладбища.

- Были ли вы тут когда-нибудь? С кем?

- И что делали?

Воспитатель:

/Пискаревское кладбище — основное место массовых захоронений ленинградцев, погибших во время блокады 1941-1944 гг., и воинов Ленинградского фронта/.

- Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. Живет, память о тех страшных днях, и в ваших семьях. Расспросите ваших близких о войне, о блокаде. Запомните их рассказы, а лучше, - попросите их записать, чтобы поделиться этими знаниями с нами. Может быть, вы, принесете не только рассказ, но и предметы, связанные с ВОВ. И мы создадим «Блокадный альбом», в него войдут рассказы ваших домочадцев, фотографии и ваши рисунки.

                                    Занятие второе «Великий подвиг Ленинградцев!»

(ознакомительно-интеллектуальное занятие, на котором заслушиваются истории, подготовленные детьми в семьях, а также, за счет новых знаний, расширяются представления детей о блокаде Ленинграда).

Задачи:

-Знакомство с героическими событиями блокадного Ленинграда; пробуждение в детях чувства сострадания и гордости за народ; формирование устойчивого, полного образного понятия «блокада»;

-Развивать устную речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

-Воспитывать уважение к старшему поколению – ветеранам Великой Отечественной войны, победивших фашизм и отстоявших для нас Родину; а также способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.

-Рассмотреть участие детей и женщин в ходе ВОВ; показать влияние музыкальных произведений военных лет на силу духа и мужество русских людей;

Дидактический материал и оборудование:

Компьютер; аудиозапись Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича; фото (ветеранов блокадников, памятника Д.Д.Шостаковичу, исполнение симфонии в блокадном городе и др.); видео, из интернета: Сергей Ларенков «Блокадный альбом» 1941-1944; «Блокада: Серия 3. Ленинградский метроном».

Ход занятия:

Воспитатель:

-Дети, с каждым годом тех, кто готов был отдать жизнь за наше будущее все меньше. Ведь мальчишкам и девчонкам, которым было тогда 13-15 лет, сейчас 83-85. А те, кто пошли на фронт в 20 и более лет – уже умерли. Давайте бережнее и внимательнее относиться к ним, им мы обязаны жизнью, и миром. Помните, самое страшное из всех бед – война. Постараемся ее не допустить.

-Вы просили подробнее поговорить о Блокаде. Давайте посмотрим видео и я буду делать комментарии по его ходу.

Показ видео.

Далее следует текст, который помогает рассказывать, комментировать исходя из кадров видео (текст может быть адоптирован, в соответствии с подготовленностью детей):

/Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец, в 55 километрах от Ленинграда. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".

Коммуникация приобрела стратегическое значение - по ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика. Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок.

С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24097 тонн зерна, муки и крупы, более 1130 тонн мяса и молочных продуктов и других грузов. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство.

Судов на Ладоге было крайне мало, и они не смогли существенно помочь голодающему городу. В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 миллиметров, но этого было недостаточно для открытия движения. Ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лед вышли конные обозы. 22 ноября на лед вышли машины. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101.

Соблюдая интервалы, на небольшой скорости машины поехали по следу лошадей. 23 ноября в Ленинград завезли только 19 тонн продовольствия. Дело в том, что лед был хрупок; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, тем не менее, несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, что позволило уменьшить давление на лед и увеличить количество груза. Помогли и морозы - если 25 ноября в город завезли 70 тонн продовольствия, то через месяц уже 800 тонн. За это время затонуло 40 грузовиков.

Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие летчики безнаказанно расстреливали с бреющего полета автомашины и бомбами разбивали лед на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулеметы, а также привлекло истребительную авиацию. Результаты не замедлили сказаться - 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено 2506 тонн грузов.

В начале апреля 1942 года растаял снег, и лед на озере покрылся водой - порой на 30-40 сантиметров. Но движение по Дороге жизни не прерывалось. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта. Всего с 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361309 тонн грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж.

«…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, топлива нет, вода замерзла, уборные не работают. Самое главное - мучает голод».

«…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идешь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я».

«Представляете, кто умирает, кто кричит, что больно. Крик такой стоит, вам не рассказать. Это страшно. Некоторые так кричали, плакали или выли, что страшно было».

«Кто-то умудрялся вырвать у полумертвой старушки хлебный талон, кто-то мародерствовал по квартирам. Но большинство ленинградцев честно работали и умирали на улицах и рабочих местах, давая выжить другим».

Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и, тем не менее, там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре - декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

В сентябре - октябре 1941 года немецкая авиация совершала по несколько налетов в день, и во всех случаях, независимо от количества появившихся самолетов, объявлялась воздушная тревога. Люди уходили в укрытия, подвалы и находились там по несколько часов до отбоя. Такое массовое отвлечение рабочих приводило к снижению темпов производства, и было принято решение при появлении одного-двух самолетов тревогу не объявлять. Сами рабочие настояли, чтобы работа не прекращалась даже при налете большого количества самолетов, если нет непосредственной угрозы заводу. Пришлось пойти и на такой риск - фронт требовал оружия.

В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет.

Зимой 1942 года было решено создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем стал скрипач и дирижер Карл Ильич Элиасберг. Зимой 1942 года он настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. 9 февраля его привезли в стационар на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия второй степени».

Но уже 9 апреля он провел репетицию созданного оркестра. Музыкантов искали по всему городу. Струнную группу подобрали довольно быстро, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось искать по фронтам. Позже музыкантов прикрепили к столовой горсовета – один раз в день они получали горячий обед.

2 июля 1942 года в Ленинград на самолете с Урала доставили партитуру Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Композитор начал писать ее в блокадном городе, но был эвакуирован в Свердловск из-за болезни.

Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые – это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.

25 марта 1942 года мобилизация всего трудоспособного населения на работы по очистке дворов, площадей и набережных. Измученные блокадой ленинградцы вышли на улицы и очистили город от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов - весна была на подходе, а вместе с ней в городе могли начаться эпидемии. К 15 апреля ленинградцы с помощью солдат местного гарнизона привели в порядок более 12 тысяч дворов, очистили свыше 3 миллионов квадратных метров улиц, площадей и набережных, вывезли около миллиона тонн мусора и снега. К концу месяца в Ленинграде начали ходить трамваи.

9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера Седьмой симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию – обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда/.

Давайте прослушаем эту симфонию!

Звучит аудиозапись Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.

После просмотра фильма и прослушивания аудиозаписи, предлагаем рассказать о том, что сообщили ребятам в их семьях. Дети делятся информацией и рассматривают принесенные реликвии, свидетельства военного времени – документы, фотографии, «живые истории» людей, чье детство и юность пришлись на годы Великой Отечественной Войны.

Выслушиваем рассказы, если кто-то может добавить и дополнить, досказываем. Предлагаем оставшиеся рассказы выслушать завтра. Делаем фотографии. По желанию детей рисуем впечатления: «Блокада Ленинграда». Собираем полученные материалы, в альбом, обложку для которого изготовили заранее.

                               Третье занятие «Памяти погибших, посвящаем»

(на занятие приглашаются родители)

Цель: воспитывать в молодом поколении основы духовности, нравственности и патриотизма.

Задачи:

-Воспитание чувства уважения, благодарности и признательности к участникам войны, укрепление преемственности поколений, формирование духовно-нравственных качеств личности.

-Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества.

-Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; рассматривать картины; слушать песни; выражать свои впечатления.

-Упражнять в подборе определений к слову солдат тем самым активизируя словарь, внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы.

-Закреплять знания о предметах, принадлежащих современным воинам.

Материал к занятию:

Песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача),

Иллюстрации с изображением памятников:

Русскому солдату в Берлине, маршалу Говорову, Родина - мать, на Пискаревском мемориальном кладбище, «Цвето́к жи́зни», «Разорванное Кольцо», памятники детям блокады;

Рассказ «Бронзовый солдат» Н.И. Подлесовой;

Дидактическая игра: «Что нужно современному солдату?» (карточки с изображением современного оружия (автомат, бинокль, каска, танк) и старинного оружия (меч, лук со стрелами, кольчуга, щит, булава)

Для каждого ребенка: пословицы, написанные крупно (для чтения).

Ход занятия:

Демонстрируется картина с изображением памятника воину освободителю в Трептов-парке, русскому солдату с девочкой на руках.

Дети рассматривают картину.

Воспитатель:

- Что вы видите на картине?

(Предполагаемые ответы: это – солдат, воин, мужчина)

Воспитатель:

- Почему вы думаете, что это солдат, воин?

(Предполагаемые ответы: он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч)

Воспитатель:

- Молодцы, дети, вы все внимательно рассмотрели. На картине изображен памятник русскому солдату. Кого он держит на руках?

(Предполагаемые ответы: ребенок, маленькая девочка)

Воспитатель:

- Почему девочка на руках у солдата?

Воспитатель выслушивает высказывания детей.

- Послушайте, какая история произошла во время войны: «… Во время боя, в Берлине, (это город в Германии) наш солдат увидел маленькую девочку, которая видно отстала от родных. Осталась одна-одинешенька посреди улицы, а кругом бой идет, бомбы рвутся, пули свистят. Видит наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он через улицу под пули, подхватил девочку на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня…» (отрывок из рассказа Л.Кассиль «Памятник советскому солдату»)

Когда война окончилась, установили памятник русскому солдату-богатырю, который спас маленькую девочку. Создают не только памятники, но и фильмы, рисуют картины, пишут книги, сочиняют песни о Великой Отечественной войне.

Звучит отрывок песни «Священная война».

Воспитатель:

- Почему приносят цветы к памятнику?

(Предполагаемые ответы: вспоминают тех, кто погиб, чтобы не забывать воинов, чтобы поклониться героям)

Воспитатель:

В памятные дни, а особенно в День Победы, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.

Давайте и мы вспомним их, и почтим их память, минутой молчания, под стук метронома.

Воспитатель предлагает послушать рассказ Надежды Ивановны Подлесовой «Бронзовый солдат».

Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног.

- Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка – это самый храбрый и самый главный солдат?

- Да, - ответил папа.- У этого солдата своя история….

- Расскажи, - попросил Андрейка.

И вот, что рассказал папа.

Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была. Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей.

Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле. Поклонился хлебам. Попрощался и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались.

Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья листвой, будто сказать что-то хотели.

Потом припал к земле и поцеловал ее:

-Прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам.

Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с собой носил.

Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат:

- Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте.

А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать.

- Что это у тебя? – спросили товарищи.

И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели.

И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое.

Рыбак услышал шум моря. Крестьянин – шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела.

И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за десятерых бился.

И прогнали они врага.

Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал.

Стали допрашивать его враги:

- Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие?

Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать.

Решили убить солдата враги.

Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях.

Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся, склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи желтые. И светил цветок, словно солнце.

Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к ней.

Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок.

Папа замолчал.

- Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он умер?

- Нет, - успокоил его папа. – Такие - не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас.

Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и вдруг сказал:

- А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!”

Кто главный герой этого рассказа?

Почему Человек не смог усидеть дома?

Что помогало солдату-Человеку в трудные минуты?

Какими словами можно сказать о характере героя?

Вот такие люди: смелые, отважные и сильные смогли победить врага, освободить нашу Родину и другие народы от фашистских захватчиков.

Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу?

- Всякому мила родная сторона.

- Родная землица и во сне снится.

Физкультминутка: «Каким должен быть воин»?

Дети становятся в круг и, предавая звезду по кругу, называют качества воина-защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)

Воспитатель:

Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам. Без чего солдат не сможет воевать?

(Предполагаемые ответы: солдату нужны пушки, сабли, ружье, пистолеты)

Воспитатель:

Правильно, недаром говорят: солдат без оружия – не солдат!

Дидактическая игра: «Что нужно современному солдату?» - карточки с изображением современного оружия (автомат, бинокль, каска, танк) и старинного оружия (меч, лук со стрелами, кольчуга, щит, булава).

Давайте поиграем в игру «Что нужно современному солдату?». Кружком закройте оружие и то, что было нужно богатырю в старину. Назовите, какие предметы остались? Кому и для чего они нужны?

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

Вы все задания выполнили правильно. Я хочу пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника солдатам Отечественной Войны в нашем городе. Поклонитесь их памяти!

Именно, чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи.

«Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись.

Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.

Кто бы ни был ты –

Рыбак, шахтер, ученый иль пастух, - навек запомни:

Здесь лежит твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня он сделал все, что мог;

Себя в бою не пожалел, а Родину сберег!»

(М.Исаковский)

Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением памятников и рассказывает о них.

1. -Памятник маршалу Говорову (площадь Стачек);

Воспитатель:

До войны улица называлась - Первая параллельная. В 1955 году получила имя маршала советского союза Леонида Говорова.

Легендарный военачальник начинал службу еще в царской армии, участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, затем в советско-финской кампании. Великую Отечественную встретил в чине генерал-майора. В июле 41-го, когда было необходимо остановить немецкое наступление, Говорова направляют на Западное стратегическое направление. Под его руководством создается система противотанковой обороны и разрабатываются наступательные операции наших войск. Осенью по просьбе Жукова Говорова назначают командующим пятой армией, в новой должности он создает под Москвой мощные оборонительные линии оборону и готовит силы для контрнаступления. В сорок третьем, когда перевес был уже на стороне советской армии, Говоров разрабатывает операцию «Искра». Цель прорвать блокаду Ленинграда, объединив усилия Ленинградского и Волховского фронтов. В 44-м за освобождение Карелии военачальнику присваивают звание маршала, а в сорок пятом за успешную наступательную операцию в Прибалтике Говоров становится Героем Советского союза. После войны маршал, имя которого стало легендой, продолжает службу: он становится заместителем министра обороны и командующим ПВО страны. Памятник Леониду Говорову находится на площади Стачек — неподалеку от улицы, названной в его честь.

2. -Пискаревское мемориальное кладбище

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискаревском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек погибших от голода и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налетов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв, среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 миллиона человек.

3. -«Цвето́к жи́зни» — мемориальный комплекс

На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов».

4. -Памятник Разорванное Кольцо

памятник, расположенный на берегу Ладожского озера. Сооружен в 1966 году восточнее деревни Ваганово, у Вагановского спуска. Именно в этом месте начинался сухопутный участок «Дороги жизни», во время Великой Отечественной войны единственной транспортной магистрали через Ладожское озеро. Каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6 000 тонн грузов. Композиция памятника представляет собой две железобетонные полуарки высотой 7 метров и весом 32 тонн. Арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними - «Дорогу жизни». На бетонном основании конструкции - следы протектора автомобильных шин, уходящие в сторону воды. Вблизи мемориала расположены два железобетонных шара, имитирующие прожектора. Рядом установлено подлинное зенитное орудие калибра 45 мм. На гранитном камне, у подножия кольца выбиты строки поэта Бронислава Кежуна:

Потомок, знай: в суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

5. -Памятники детям блокады. 1. Открыт 08.09.2010 в сквере (Яблоневом саду) на Наличной улице, д. 55 в СПб. 2, это на Васильевском острове. Авторы Галина Додонова и Владимир Реппо. Памятник представляет собой фигуру девочки в шали, и стелу символизирующую окна блокадного Ленинграда. 2. На Смоленском кладбище открыт 27.01.2009 (везде показывать рисунки).

6. -Музей блокады.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. (Адрес: Соляной пер., д. 9)

Памятная табличка на Аничковом мосту, Памятная табличка на ступенях Исаакиевского собора, Церковь в память о днях блокады….

Далее – даем слово родителям, которые рассказывают о том, как дети готовились к этому занятию, как сумели привлечь всю семью к этой подготовке, какие чувства при этом они испытывали. Все вместе мы доделываем «Блокадный альбом» и вслух размышляем о том, что забывать этих страшных событий, которые пережил наш город – нельзя; мы говорим о том, как прекрасен сегодня наш Петербург, и понимаем, кому мы обязаны этой красотой… Низкий поклон Вам, ЛЕНИНГРАДЦЫ!

Список используемой литературы:

1. «Человек в блокаде. Новые свидетельства» В. М. Ковальчук, С-Пб, Издательство «Остров», 2008 год, 272 стр.;

2. «Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края» (учебник для начальной школы) Л. К. Ермолаева, И. З. Захваткина, И. М. Лебедева, Н. Г. Шейко, С-Пб, изд. «СМИО Пресс», 2008 год, 176 стр.;

3. «Победа Ленинграда. Из блокады – к весне 45-го» В. М. Давид, С-Пб, Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2009 год, 156 стр.;

4. «Духовный подвиг защитников Ленинграда» М. В. Ежов, М. И. Фролов, С-Пб, Издательство «Знание», 2010 год, 192 стр.;

5. Журнал «История Петербурга», рубрика: «История блокады Ленинграда», изд. «Нестор», 2008 год.

Сайты:

http://vip.lenta.ru/topic/victory/blokada.htm

http://www.encspb.ru- Карты «Зеленый пояс славы» с Дорогой Жизни.


Приложения:
Презентация

Поделиться: