Авторcтво: Эмануэль Юлия Владимировна, ассистент кафедры клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, к.м.н.; Эмануэль Татьяна Сергеевна, методист НМЦ Выборгского района, руководитель проекта "Здоровый школьник" ООО "ИНТОКС" |
1. Актуальность здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении
В настоящее время обеспечение здоровья нации становится одним из главных факторов развития страны. Закономерно, что в числе приоритетных национальных проектов – проект «Здоровье». Здоровье нации всегда отождествляется со здоровьем детей, так как состояние здоровья подрастающего поколения предопределяет генофонд общества и определяет количественные и качественные характеристики будущего населения. Любое общество, не заботящееся о здоровье детей, обрекает себя на деградацию.
Формирование здоровья с детского возраста важно также в связи с тем, что именно в раннем детстве закладываются его основы, привычки и навыки здорового образа жизни, а также культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал.
К сожалению, в сфере здоровья подрастающего поколения в российском обществе сложились негативные тенденции. В образовательные учреждения дети приходят отнюдь не с первой группой здоровья. На протяжении 11 лет пребывания в школе у школьников диагностируют хронические заболевания. Это обусловливается сочетанием генетических предрасположенностей и факторов, способствующих их реализации. Поэтому современное образование столкнулось со сравнительно новой задачей: необходимо не только обучить подрастающее поколение, но и создать условия для устойчивого здоровья школьников. На решение данной задачи направлена здоровьесберегающая деятельность в образовательных учреждениях.
Сегодня многие говорят о том, что одна из главнейших проблем в школе – перегрузки. Однако, согласно исследованиям МИОО (Московского института открытого образования), гораздо большую опасность представляют собой недогрузки. Любая функциональная недогрузка вызывает активную деятельность другого вида, а неработающий орган атрофируется. Поэтому в большинстве случаев нужно не снижать нагрузки, а прогнозировать их объем и интенсивность и адаптировать ребенка к имеющимся. Для школьников актуально учитывать индивидуальные особенности реагирования организма на нагрузки, принимая во внимание и такие параметры, как генетические и средовые факторы, неравномерности темпа развития и созревания функциональных систем, половые различия и т.д. Такой подход позволяет адаптировать школьников к достойному уровню нагрузок без их сокращения.
Проблемы с успеваемостью и поведением на уроках во многом обусловлены физиологическими особенностями ученика. Зачастую это - функциональные изменения, которые по отдельности укладываются в возрастную норму, однако в совокупности дают снижение качества жизни школьника. При невмешательстве в данную ситуацию дальнейшее развитие событий может быть плачевным: или у ребенка развивается какое-либо заболевание и он попадает в руки врачей, или же ребенок перестает бороться с этой трудностью и делается неуспевающим, агрессивным и трудно-контактным подростком.
В связи с вышесказанным, сегодня большое внимание уделяется консолидации усилий педагогов и медиков для сохранения и укрепления здоровья школьников. С этой целью создаются Центры и службы здоровья, готовятся квалифицированные кадры, а также реализуются мероприятия в сфере культуры здоровья школьников.
2. Саногенетический мониторинг здоровья школьников
2.1. Общие положения.
Саногенетический мониторинг (далее СГМ) – комплексное, многопараметровое обследование функционального состояния основных сберегающих здоровье систем организма ребенка для:
- возможной коррекции при выявлении нарушений адаптации;
- формирования нацеленности на культуру здоровья (под культурой здоровья мы понимаем индивидуализацию здорового образа жизни).
Опираясь на классификацию мониторингов Института возрастной физиологии Российской академии образования (ИВФ РАО), саногенетический мониторинг можно отнести к группе функциональных школьных мониторингов.
Очевидно, что большинство проблем со здоровьем начинают складываться в детском возрасте. Вовремя подобрано индивидуальное стимулирующее воздействие позволяет предотвратить развитие различных заболеваний за счет высокой пластичности организма и динамичности функций. Важным звеном влияния здорового образа жизни на состояние организма человека является функция регуляции. Патологический процесс в той или иной системе организма может быть обусловлен не только патогенным воздействием на данную систему, но и дизрегуляционным влиянием со стороны других систем. Поэтому обследование должно быть ориентировано не на одну, а на все вовлеченные в патологический процесс системы. Таким образом, речь идет не о моно- , а о полисистемном и многоуровневом анализе. Чем более широким будет этот анализ, тем больше информации можно получить о состоянии здоровья, резервных и адаптивных возможностях организма. При этом важно определить выраженность обнаруживаемых признаков дизрегуляции и их корреляцию.
Сама постановка вопроса о сбережении здоровья школьников уже предполагает два аспекта – педагогический и медицинский, т.е. находится на стыке двух разных дисциплин. Участниками СГМ являются учащиеся образовательного учреждения, педагоги, родители, специалисты по информатике, медицинские работники, специалисты по физической культуре и т.д. Таким образом, комплексный мониторинг консолидирует усилия всех участников образовательного процесса для достижения целей здоровьесбережения.
Методика саногенетического мониторинга основана на применении приборной базы и экспертной компьютерной системы, использующей принципы медицинской информатики – системы поддержки принятия эффективных решений. Примечательно, что при проведении саногенетического мониторинга возникают вопросы не по установке диагноза и лечению конкретных заболеваний, а по предотвращению необходимости лечебных (лекарственных, инвазивных) воздействий. При этом адекватность нагрузок возможностям детского организма необходимо оценивать в процессе непосредственной деятельности школьника. Образно говоря, подсчет пульса у участников мониторинга необходимо проводить в процессе нагрузок, а не вечером в поликлинике.
Таким образом, саногенетический мониторинг является скрининговым методом обследования. В данном случае скриниговый метод подразумевает выделение двух групп: достаточно адаптированных детей и школьников с нарушенной адаптацией. При этом достоверность выявления учащихся, адекватно переносящих нагрузки, выше, чем требующих дополнительного внимания. При повторных проявлениях признаков дисадаптации у ребенка и неэффективности предлагаемых мер воздействия, привлекаются медицинские работники. Руководство образовательного учреждения, получив объективную оценку степени адаптации учеников, может улучшить обучающие технологии и создать действительно сберегающую здоровье среду для детей.
Следует отметить, что мониторинг должен проводиться минимум два раза в год, что позволяет отследить состояние основных функциональных систем организма в динамике и сделать выводы о целесообразности использования образовательных технологий в данном образовательном учреждении, об адекватности и достаточности здоровьесберегающей деятельности в данном образовательном учреждении.
Основными составляющими СГМ являются:
- физиологическое обследование на приборной базе.
- обработка данных обследования школьников (в экспертной системе СГМ).
- выдача адресных рекомендаций.
- идеологическое воспитание культуры здоровья школьников.
Таким образом, саногенетический мониторинг представляет собой комплексную оценку состояния здоровья школьника для последующей коррекции состояния основных функциональных систем организма и формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни.
2.2. Физиологическое обследование на приборной базе саногенетического мониторинга
Саногенетический мониторинг основывается на использовании аппаратного комплекса, который позволяет в экспертном режиме и в условиях реального образовательного процесса отслеживать динамику функциональной достаточности основных систем организма: обмена веществ, сердечного ритма, кровяного давления, легочной вентиляции и психомоторного статуса учащихся.
Одновременное исследование (в динамике) функционирования разных систем жизнедеятельности детей и подростков обеспечивает выявление признаков функционального напряжения организма на стадиях, задолго предшествующих возникновению большинства донозологических и патологических процессов (интоксикационные, обменные, аутоиммунные заболевания, болезни сердца, сосудов, легких и пр.). Простота управления комплексом и полная автоматизация исследований обеспечивают доступность данного комплекса для широкого круга лиц, занимающихся вопросами гигиены и охраны здоровья детей и подростков. С внедрением комплекса в практику физиолого-гигиенической оценки образовательных технологий решаются проблемы индивидуального уровня здоровья с позиций функциональной достаточности адаптационных резервов организма.
В состав аппаратного комплекса саногенетического мониторинга входят следующие приборы:
- САКР (спироартериокардиоритмограф) – прибор, одновременно оценивающий функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и ее нейровегетативной регуляции в совокупности с состоянием системы дыхания (рис.1);
- УПМД (устройство оценки психомоторной активности человека по двигательным тестам) – прибор, оценивающий точность, скорость и плавность движений, а также скорость реакции на звук и на свет (рис.2);
- ТОДП (топограф компьютерный оптический бесконтактный для определения деформации позвоночника);
- ЛКС (спектрометр лазерный корреляционный для биологических жидкостей при оценке адекватности метаболизма).
Основными особенностями приборной базы являются:
- экспрессность (оперативность сбора и обработки информации);
- многопараметровость (возможность оценивать и учитывать взаимовлияние различных характеристик основных здоровьесберегающих систем организма ребенка);
- мобильность (возможность быстрого монтажа и демонтажа приборов к месту обследования);
- автоматизация измерений (минимизация затрат квалифицированного труда и процента ошибки);
- неинвазивность (методы обследования без проникающего воздействия и без нарушения телесной целостности).
Примечательно, что приборы «САКР» и «УПМД» размещаются во всех ГОУ – участниках программы «Здоровый школьник», в то время как приборы «ТОДП» и «ЛКС» находятся в ресурсном центре и обслуживают несколько образовательных учреждений. При этом «ТОДП» должен быть привезен в конкретное образовательное учреждение, а для обследования на приборе «ЛКС» достаточно собрать биологическую жидкость (в условиях СГМ – это ротоглотчные смывы).
Следует отметить, что для индивидуализации оценки полученных данных необходима информация по антропометрическим показателям ребенка (вес, рост). В сборе этих данных принимают участие медицинские специалисты самого образовательного учреждения.
Таким образом, приборная база саногенетического мониторинга обеспечивает динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащегося и позволяет оценить адаптационные возможности организма ребенка.
2.3. Обработка данных обследования школьников (экспертная система СГМ).
Для осуществления экспертизы необходимо не только обеспечить диагностику основных здоровьесберегающих функций организма, но и проанализировать полученные многопараметровые и многоуровневые показатели с помощью адекватных методов анализа и формирования экспертных программ.
Сегодня к формированию экспертных программ предъявлены следующие основные требования: необходимость основываться на современных методах медицинской информатики – Date manning (метод извлечения знаний из базы данных), а также необходимость осуществления обработки полученной базы данных путем сравнения данных ребенка не с популяционными нормами, а с индивидуальной нормой на основе частых корреляций.
Обработка данных обследования по представленной приборной базе СГМ осуществляется с помощью пакета программ «Экспертная система СГМ», отвечающих вышеперечисленным требованиям. Примечательно, что данная программа интегрирует данные с вышеуказанных приборов СГМ, в результате чего для каждого обследованного школьника формируется «санотип» (тип здоровья, рис. 3) по основным регулирующим системам организма. Использование экспертной системы СГМ позволяет определять характер и степень напряженности саногенетических функций с учетом их внутри- и межсистемных взаимодействий (корреляций).
Следует отметить, что обработка данных с приборов саногенетического мониторинга, осуществляемая в экспертной системе СГМ, проста в использовании и доступна обученным разработчиками лицам.
2.4. Выдача адресных рекомендаций.
При обнаружении признаков нарушения адаптации экспертная система выдает адресные рекомендации – красочные комплексы физических упражнений, оформленные в виде сказки.
Таблица 1. Наименования адресных рекомендаций
Параметры санотипа
|
Наименование адресных рекомендаций
по результатам СГМ
|
Антропометрия
|
Комплекс корректирующих мероприятий при избыточной массе тела у детей
Комплекс корректирующих мероприятий при недостаточности антропометрических показателей у детей
|
Сердце
|
Комплекс корректирующих мероприятий при функциональных нарушениях в системе регуляции сердечной деятельности у детей
|
Сердечный ритм
|
Комплекс корректирующих мероприятий при функциональных нарушениях в вегетативной регуляции (симпатикотония или парасимпатикотония)
|
Периферическое кровообращение
|
Комплекс корректирующих мероприятий при функциональных нарушениях в системе периферического кровообращения (гипофункция или гиперфункция) у детей
|
Регуляция артериального давления
|
Комплекс корректирующих мероприятий при функциональных нарушениях в вегетативной регуляции (симпатикотония или парасимпатикотония)
|
Система дыхания
|
Комплекс корректирующих упражнений при функциональных нарушениях системы дыхания у детей (нарушение вентиляции легких)
Комплекс корректирующих мероприятий при функциональных нарушениях системы дыхания (обструктивный синдром)у детей
|
Психомоторные функции
|
Комплекс корректирующих мероприятий при функциональных нарушениях психомоторной функции у детей
|
Каждый комплекс содержит в себе 3 группы упражнений, каждая из которых рассчитана на 1 месяц. Таким образом, через 3 месяца выполнений рекомендаций снова проводится обследование на приборной базе и анализируется динамика состояния здоровья. Красочная форма подачи материала мотивирует младших школьников на выполнение упражнений, а «сказочный» сюжет позволяет лучше запомнить порядок упражнений.
2.5. Идеологическое воспитание культуры здоровья школьников.
Под культурой здоровья понимается осознанное восприятие здоровья как ценности и самомотивация к здоровому образу жизни. Можно выделить следующие мероприятия, проводимые с целью повышения интереса к здоровью и формированию культуры здоровья в рамках внедрения саногенетического мониторинга: урок здоровья для младших школьников, тематические классные часы для учеников средней и старшей школы, работа с Дневниками здоровья, фестивали по здоровьесбережению и др.
Урок здоровья для младших школьников – занятие, посвященное тематике здоровья. Школьники работают в мини-группах и раскрывают для себя следующие аспекты здоровья: соматический, психологический, социальный, творческий и интеллектуальный. В процессе занятий детям не навязывается какая-то точка зрения, и ответы на актуальные вопросы здоровьесозидания они дают сами. Акцент смещается со слов «нужно, должны» на понятия «зачем, для чего»: школьникам не говорится «нужно заниматься зарядкой!», а задается вопрос «Почему нужно заниматься зарядкой?», и ответ на него дети дают сами. Посредством такого интерактивного подхода достигается вовлечение школьников в вопросы здоровья, повышение их интереса к данной тематике.
Следует отметить, что при внедрении саногенетического мониторинга в образовательных учреждениях-участниках проекта «Здоровый школьник» проводятся уроки здоровья, на которых некоторое время отводится на ознакомление детей с приборной базой. Благодаря этому на мониторинг здоровья дети приходят с интересом, сопровождая свое появление в классе следующими вопросами: «Где обещанные «крокодилы» на руки, волшебное кольцо и маска?». Оптимальный формат проведения уроков здоровья в рамках учебного плана образовательного учреждения – классный час. Дополнительно тематике здоровья можно отводить 5-10 минут на обычном уроке.
Тематические классные часы для средней и старшей школы направлены также на воспитание культуры здоровья. Такие уроки наполнены ролевыми играми, юмором, развитием внимания и фантазии, а также полезной информацией о состоянии здоровья.
Кроме того, в ГОУ (государственных образовательных учреждениях) – участниках программы «Здоровый школьник» проводятся фестивали по здоровьесбережению как технологии формирования культуры здоровья у участников образовательного процесса. Сценарий фестиваля заключается в том, чтоученики путешествуют по станциям (урокам), на каждой из которых раскрываются те или иные аспекты комплексного понятия здоровья (в единстве соматического, психологического, социального, интеллектуального, творческого и нравственного аспектов). Таким образом, каждый класс проходит 3 секции из каждой группы: соматическое, творческое и интеллектуальное здоровье. Каждую секцию ведут несколько ведущих-волонтеров (студенты в выпускники РГПУ им. А.И. Герцена и других вузов СПб). Педагоги выступают в качестве зрителей-экспертов, присутствующих с целью рассмотрения опыта проведения фестиваля для его последующего применения в своем ГОУ.
3. Опыт применения саногенетического мониторинга в образовательных учреждениях
Пилотным районом, по решению администрации города, был выбран Выборгский район. Совокупно в 2010 году на территории Санкт-Петербурга в программе участвуют: 17 ГОУ Выборгского района, 6 ГОУ Курортного района и 5 ГОУ разных районов СПб.
Практикуется следующая схема внедрения СГМ в школы города. Первый этап - проведение собраний с администрацией ГОУ. Данное совещание призвано информировать администрацию ГОУ о проекте «Здоровый школьник» и его основных составляющих, а также продемонстрировать приборный комплекс.
На втором этапе проводятся родительские собрания с классами-участниками саногенетического мониторинга здоровья. На подобных собраниях родители получают возможность ознакомиться с основными составляющими проекта и получить необходимую информацию для подписания информированного согласия на участие ребенка в проекте «Здоровый школьник».
Параллельно с проведением родительских собраний проходит обучение выделенных специалистов ГОУ работе на оборудовании: приборах саногенетического мониторинга: САКР, УПМД; обработке данных в автоматической экспертной системе; работе с системой БОС (биологическая обратная связь) и т.д. Кроме того, педагоги проходят обучение на курсах повышения квалификации в объеме 24 часа.
Далее следует проведение Урока здоровья для учеников классов-участников саногенетического мониторинга. Основная задача Урока здоровья - вовлечь детей в вопросы здоровьесбережения, а также ознакомить с приборной базой саногенетического мониторинга.
После реализации подготовительных этапов наступает непосредственно проведение мониторинга в ГОУ, координация и консультации в период и по итогам обследования. Саногенетический мониторинг здоровья школьников проводят обученные специалисты ГОУ при непосредственной помощи со стороны разработчиков. После проведения обследования данные обрабатываются в экспертной системе. По результатам СГМ, все дети с выявленными отклонениями в состоянии здоровья получают индивидуальные рекомендации, которые передаются родителям классными руководителями.
Примечательно, что на этом работа не останавливается, так как ведется образовательно-воспитательной деятельность с учениками школы, а также организуются межшкольные мероприятия: фестивали, семинары, круглые столы и т.д. Ведь основной задачей мониторинга является воздействие на состояние здоровья школьников в единстве соматического, социального, психологического, интеллектуального, творческого и нравственного аспектов здоровья. В этой связи особую актуальность приобретает воспитательная деятельность по здоровьесбережению. Так, в период с октября 2009 по февраль 2011 года организован и проведен целый ряд мероприятий по воспитанию культуры здоровья: было проведено 5 фестивалей по здоровьесбережению «РазБеГ – Развитие Без Границ»: в ГС(К)ОУ № 33 (октябрь 2009), Сиверском детском доме (ноябрь 2009), ГС(К)ОУ №487 (декабрь 2009), ГОУ №62 (декабрь 2010), ГС(К)ОУ №6 (февраль 2011). Всего в фестивале «РазБеГ» приняли участие около 530 учеников. Кроме того, проведена серия игровых фотосессий как элемент фототерапии для учеников школы-интерната слабослышащих № 33; занятия с младшими и старшими школьниками по тематике здоровьесбережения и т.д.
Таким образом, ведется комплексная работа по внедрению проекта «Здоровый школьник» в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
4. Результаты саногенетического сопровождения образовательного процесса
Практическое применение саногенетического мониторинга в образовательных учреждениях позволяет достичь результаты по следующим основным направлениям.
Результаты по здоровьесберегающей деятельности:
- повышение сопротивляемости организма учащихся к различным заболеваниям;
- нормализация и предотвращение развития начальных форм патологических изменений у учащихся;
- обеспечение ранней диагностики болезней и оздоровление детей групп «риска»;
- снижение утомляемости и повышение работоспособности учащихся;
- раскрытие творческого потенциала каждого ученика посредством определения физиологических резервов его организма и определение путей достижения целей конкретного ученика;
Научно-педагогические результаты:
- разработка и внедрение новых аспектов в учебную, внеклассную деятельность школы, носящих здоровьесберегающий характер;
- повышение мотивации учащихся к обучению, увеличение способностей достижения поставленных целей;
- повышение степени эффективности образовательного процесса посредством выявления зон риска и адресной коррекции;
Социальные результаты:
- улучшение состояния здоровья детского населения;
- повышение внимания к вопросам здоровья.
Таким образом, на основании саногенетического мониторинга образовательное учреждение получает:
- получает научно обоснованные подтверждения оптимальности нагрузок и подходов в образовании, применяемых в данном учебном заведении,
- составляет комплексную картину состояния здоровья отдельного ученика, класса и школы в целом,
- выявляет требующие корректировки аспекты,
- формирует индивидуальные рекомендации для детей с нарушенной адаптацией и «Маршрут здоровья» для школы в целом.
Поделиться: