Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Новые стандарты исторического образования: что делать? С чего начать?
Среднюю школу ждет переход к новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) по всем предметам. Новый ФГОС предполагает качественно новую модель образования, какой никогда не знала история школы в России. Главными всегда были ориентиры формирования знаний (знаниевая модель). В соответствии с ней, в центре образовательного процесса находился учитель, ведущий за собой учеников по дороге знаний. Теперь организация обучения должна строиться таким образом, чтобы ученики изучали прошлое в процессе собственной деятельности, приобретая информацию из разных источников знаний. Учитель становится человеком, который создает условия для этой работы школьников, стимулирует развитие их познавательного интереса к предмету, помогает осваивать способы самостоятельной деятельности, диагностирует и корректирует достижения учащихся. Учителя нередко спрашивают: нужна ли такая кардинальная перестройка в образовании, ведь советская школа давала хорошие результаты. Знания по истории учеников, обучавшихся по линейной системе образования, были значительно лучше тех, которые сейчас есть у старшеклассников. И это, действительно, так. Но следует учитывать те новые факторы, которых не существовало при старой системе обучения. Важно дать себе ясный отчет в следующем. 1. Вам предстоит обучать учеников истории в условиях, когда объем часов, отводимый на предмет, достиг своего минимума - 14 часов в неделю. Такого историческое образование на знало с XVIII века. 2. При обучении по концентрической системе снизилось качество знаний о прошлом: по успешности сдачи экзамена по истории мы занимаем 3 место с конца, уступая последние места математике и русскому языку. 3. Книжная культура восприятия учащимися истории, как и других предметов, неуклонно снижается. Ей на смену приходит приобретение информации на аудиовизуальных, преимущественно на электронных носителях. По данным современных исследований это приводит к тому, что знания о прошлом становятся фрагментарными, несистематизированными, из года в год отмечается снижение способности учеников к логическому построению материала, к умениям делать выводы и обобщения, объяснять сущность исторических явлений и даже связно излагать информацию повествовательного характера. Сказывается переход к тестовой форме итоговой информации. Учебники, несмотря на их вариативность, перестают играть роль главного носителя учебной информации. По данным социальных исследований учащихся первое место ими отводится сведениям, приобретаемым на уроке, на втором месте – медиа- источники и лишь на третьем месте находится учебник. Можно приводить еще много фактов, свидетельствующих о проблемах в изучении истории, но пока остановимся. Хватит вздыхать о тех факторах, которые не зависят от желаний учителей. Ведь учителя – историки лучше других должны понимать, что такое объективная реальность. Конечно, хорошо бы вернуть линейную систему обучения, увеличить часы на изучение предмета, ведь она, история, имеет нехорошую привычку с каждой минутой наращивать знания о прошлом. Хорошо бы оторвать школьников от компьютерных игр, в которых Александр Невский почему-то сражается с Наполеоном, или закрыть, как амбразуру, своим телом экран телевизора, где озверевшие римляне или викинги с перекошенными от злобы лицами ходят по колено в человеческой крови. А еще лучше отправить на другую планету тех, кто услужливо предлагает ученикам в Интернете шпаргалки и рефераты по истории, убивая тем самым у школьников способность к развитию памяти, мышления, отрезает путь ученику к самостоятельному исследованию. Но! Нужно осознать, что это новые объективные условия нашей работы и думать надо о том, как работать, сообразуясь именно с ними. Переход на новую модель образования будет происходить достаточно медленно, так как требуется длительная работа по созданию новых программ, нового поколения учебников и новых УМК. Первые попытки дать учителям новые программы и рекомендации по истории требуют дальнейшего совершенствования. Например, во введении в Примерные программы по истории к новому поколению стандартов (Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 класс. М.:просвещение,2010) достаточно четко и хорошо изложены цели и задачи изучения нашего предмета в школе, требования к планированию и результатам освоения содержания. В целом, за небольшими исключениями убедительно выглядят и программы самого исторического содержания к курсам истории России и Всеобщей истории для основной школы. Однако, Примерное планирование курсов истории, где предпринята попытка дать поурочно характеристику основных видов деятельности учеников - те самые главные рекомендации, в которых более всего нуждается учитель, пока что оставляет желать лучшего. Они не всегда соответствуют познавательным возможностям учеников. Например, самостоятельно систематизировать материал о целом историческом периоде в истории России или объяснять причины и сущность исторических процессов вряд ли под силу ученикам 6 класса. Сама форма рекомендаций «излагать», «раскрывать», «объяснять», «оценивать», «собирать информацию» и т.д. не позволяет учителям понять, как, на каких опорных уроках систематически, поэтапно формировать эти самые умения работать с источниками исторических знаний, критически анализировать, систематизировать и оценивать информацию и т.д. В программах по истории к комплексу учебников «Вентана-Граф» еще в 2006 году была предложена по классам система поэтапного формирования умений, которая как раз позволяет понять, какие умения и в какой последовательности от класса к классу следует развивать у школьников. Но эта программа нуждается в обновлении в связи с новыми стандартами, а сами требования к развитию учащихся, представленные по курсам истории, требуют конкретизации на уровне тематических планирований. Поэтому пока не появится новых рекомендаций, учителям придется самим перспективно планировать свою деятельность в новых условиях. Многое о том, как это лучше делать, подробно излагалось уже давно, в пособии О.Н. Журавлевой и рекомендуем к нему обратиться (См.: Журавлева О.Н. Проектирование технологии модульного обучения: Из опыта работы (Методические рекомендации к изучению темы «Россия в конце Х1Х-начале ХХ в» курса истории Отечества, 10 класс.). СПб: Сезам, 1998). Современная жизнь внесла новые требования в деятельности учителей по проектированию учебного процесса. Ваше новое перспективное планирование не может ограничиваться определением тем уроков, сроков их изучения, и планами раскрытия основного содержания. При этом теперь перспективному планированию подлежит не только деятельность учителя, но и учащихся Обратимся сначала к планированию деятельности учителя. Помимо указанных выше традиционных вопросов проектирования учебного процесса, учителю следует определиться в использовании потенциала межпредметных и межкурсовых связей. В советской системе межпредметные связи по содержанию обязательно учитывались при планировании. В современных условиях вариативности учебных программ и ориентации на развитие универсальных умений установление этих связей становится особо важным и наполняется новым содержанием. Например, учителю истории 5 класса важно осознавать, что при проведении урока «Счет лет» школьники, как правило, еще не изучали на уроках математики действий с отрицательными числами. Поэтому следует получить консультацию математиков, как правильно объяснить последовательность действий при счете лет до нашей эры и провести основательное закрепление умений их осуществлять. Географию в основной школе ученики начнут изучать только в 6 классе, поэтому умения находить и давать описания частям света, географическим объектам также впервые формируется и закрепляется на уроках истории Древнего мира. Аналогичным образом многие проблемы развития речи, например, описание портрета (исторического лица), начинают впервые решаться на уроках истории. В этих случаях учитель истории устанавливает опережающие преемственные связи. Их мы устанавливаем не только при формировании умений, но и при раскрытии учебного исторического содержания. Например, в 8 классе при изучении вопросов культуры XIX в. нам надо объяснять заслуги Лобачевского тогда, когда на уроках математики ученики еще не знают о неэвклидовой геометрии. Также учителю истории предстоит раскрывать значение творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, когда главные произведения этих писателей еще не известны школьникам из уроков литературы. Практика показывает, что учителя слабо используют возможность установления последующих связей, когда необходимые знания и умения впервые осваиваются на других предметах. Например, из уроков русского языка ученики к 5 классу уже должны знать, как составлять план текста, различать некоторые виды текстов и т.д. Слабо используется потенциал межпредметных связей в области обществознания, где школьники знакомятся со многими социологическими, экономическими, социологическими понятиями раньше, чем они будут изучаться в курсах истории. Осознанное установление межпредметных связей учителем позволит в одних случаях выбрать правильные приемы обучения с учетом того, что школьники впервые знакомятся с данным содержанием (умением). С другой стороны, когда знания и умения уже сформированы при изучении другого предмета, важно не осваивать их вновь в курсе истории, а обеспечивать опыт самостоятельной деятельности учеников по применению знаний и умений, что и будет способствовать становлению компетентностей школьников. (См.6пример планирования межпредметных связей в таблице 1). Современное планирование также должно обеспечивать систему работы учителя по формированию умений. Специальные уроки для овладения учениками способами учебной работы четко обозначены только для 5 класса, где, как правило, существует раздел «Введение в историю». В других курсах такие вводные уроки предусматриваются не всегда. Вместе с тем, с каждым годом уровень требований к освоению новых способов познавательной деятельности растет. Поэтому важно выделять урок, чтобы создать ориентационную основу для самостоятельной деятельности школьников на каждом этапе изучения прошлого. При дальнейшем изучении курса необходимо на уроках выделять специальные модули уроков для развития умений, так как процесс их освоения школьниками требует содержания и приемов, отличных от тех, при помощи которых формируются знания по истории. При освоении учениками нового учебного умения, например, способности устанавливать причинно-следственные связи, надо создать мотивацию для овладения незнакомым способом учебной работы, дать знания о рациональных приемах его выполнения в виде памятки или правила, показать образец правильного выполнения входящих в него операций. В дальнейшем важно найти уроки, где будет возможность для отработки и закрепления нового умения сначала с опорой на памятку или с помощью учителя, а потом в процессе самостоятельной работы учеников. В обучении истории перспективное планирование процесса формирования умений имеет свои особенности и особую значимость. Например, в преподавании русского языка сразу после изучении правила грамматики или синтаксиса следуют уроки по его применению. У нас дело обстоит иначе от одного урока, где требуется, к примеру, умение работать с картой до другого может пройти много времени. При этом наши исследования показывают, формируемые в истории умения сложны по структуре настолько, что полного овладения ими невозможно порой достичь даже в рамках одного учебного года. Например, чтобы школьники освоили правильные приемы ведения конспекта лекций, надо сначала долго учить их составлению плана урока, написанию тезисов, умению отбирать и кратко фиксировать основные факты и т.д. Все это свидетельствует о важности перспективного планирования процесса поэтапного формирования умений в обучении истории. Новые стандарты ориентируют на формирование очень широкого круга умений информационных, мыслительных, коммуникативных и т.д. Чтобы оптимизировать процесс их формирования следует для каждого класса определять доминанты целей развивающего обучения. Наши исследования показали, что для 5-8 классов таковыми могут стать задачи формирования информационных умений, так как их освоение в большей степени соответствует уровню возрастных познавательных возможностей учащихся основной школы. Интеллектуальные действия на этом этапе отрабатываются в такой степени, в какой они связаны с восприятием и осмыслением приобретаемых знаний. В полном объеме обучение учеников способам мыслительной деятельности лучше осуществлять в старших классах. Именно в юношеском возрасте происходит становление способности к рефлексии, возникает интерес к самому процессу мышления и готовность к овладению соответствующими умениями. Ведущие задачи для развития в каждом классе диктуются собственно историческим содержанием курсов истории. Например, в 5 классе важно научить различать виды учебных источников исторических знаний по способам предъявления информации - вещественные, устные, изобразительные, письменные. Возможно, научить пятиклассников извлекать из них информацию. В 6 классе уже можно приступать к освоению школьниками умений различать тексты первичных и вторичных источников знаний, определять особенности работы с повествовательными источниками (летописи, хроники), с законодательными текстами (Русская правда, Судебники и т.д.), в 7 классе можно научить их работать с мемуарами, а также различать особенности использования художественной литературы и научно-популярной, в 8 -перейти к освоению умений изучать произведения общественно-политической мысли, а в 9 - приобщить к работе с периодической печатью. Отдельно хочется заметить, что учителя истории, в основном, уделяют внимание работе с текстами, и это справедливо, так как формирование книжно-вербальной культуры восприятия играет определяющую роль в развитии мышления школьников. Вместе с тем, как уже отмечалось, у современных школьников преобладают визуальные способы познания, но это еще не визуальная культура. Всем известна формула, что наши ученики зачастую «смотрят, но не видят, слушают, но не слышат». Поэтому важно учителю в своей работе предусмотреть обучение школьников умениям давать описание и исторический анализ изобразительных, видео –, условно графических (включая карты) источников информации. Уже давно доказано что визуально воспринимаемая информация только тогда эффективно усваивается, запоминается и присваивается человеком, когда она облекается в речевую форму. Ориентиром для определения круга умений при изучении истории может стать изложенная по классам программа их формирования в сборнике Программа. История.5-11 классы. Составители: Т.П.Андреевская, О. Н. Журавлева, Н.Н. Лазукова. - М.: Вентана-Граф, 2006. Объем нормативных знаний по истории, с которыми ученики одной параллели приступают к изучению нового курса, учителю, как правило, более менее известен. Но, если педагог не работал с данным классом ранее, то уровень сформированности умений школьников он представляет лишь в самом общем виде. Поэтому целесообразно при планировании первых уроков предусмотреть диагностику готовности школьников к решению новых задач развивающего обучения и внести, при необходимости, коррективы в программу формирования умений. Получить первое общее представление об уровне подготовки незнакомых учеников можно самым простым образом – предложить им на первых уроках поочередно читать текст по теме урока (в старших классах для этого не обязательно использовать текст учебника, можно предложить документ или научно-популярную статью). Нужно просить школьников тут же излагать своими словами прочитанное, в старших классах еще и ставить вопросы к воспроизведенному тексту. По скорости и осмысленности чтения, по способности воспринимать и объяснять встречающиеся там термины и понятия¸ определить главное содержание и выражать смысл текста при помощи устной речи, легко можно выявить сильных средних и слабых учащихся и их соотношение в классе. Диагностика исходного уровня умений необходима также для того, чтобы в планировании предусматривались приемы для ликвидации существующих пробелов в освоении способов учебной работы на предшествующем этапе обучения. Допустим, в 8 классе учитель планирует освоение учениками умений самостоятельно изучать произведения общественной мысли, так как предположительно ранее они должны были уже освоить работу с повествовательными, событийными источниками, с художественной литературой. Анализ выполненных на первых уроках диагностических заданий, показал, что ученики бегло читают адаптированный (учебный) текст, умеют воспроизвести его основное событийное содержание, найти в источнике ответ на поставленный репродуктивный вопрос, знают виды первоисточников, характерных для изучения средневековой истории. Вместе с тем, они пока еще не видят зависимости содержания от вида источника, не осознают необходимость полного уяснения значения новых терминов и понятий в тексте, могут оставить без внимания незнакомые по смыслу предложения, способны поставить к тексту только репродуктивные вопросы и сделать из текста лишь непосредственные выводы. Ученики уже умеют критически относиться к источникам мифологического, легендарного характера, но еще не осознают различий между художественной и научно-популярной литературой. Поэтому дополнительно в своем планировании учителю нужно предусмотреть возможность для формирования умений разбираться в значении встречающихся в тексте понятий, без этого самостоятельное чтение произведений общественной мысли будет невозможно, следует также научить школьников видеть различия информации художественного текста и исторического и т.д. Таким образом, задачи развивающего обучения при планировании школьных курсов определяются, помимо нормативных требований стандартов, возможностью установления межпредметных связей, уровнем познавательных возможностей учеников, доминирующим развивающим потенциалом курса истории (См. об этом подробнее: Теория и методика обучения истории. Словарь – справочник. Под ред.В.В. Барабанова, Н.Н.Лазуковой. М.: Высшая школа, 2007; Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории// Преподавание истории и обществознания в школе 2002. № 1). От уровня освоения тех или иных умений зависит, так же, как от содержания, выбор учителем форм обучения, типов уроков. Например, как бы не хотелось учителю провести замечательную игру «Погружение в истории», где ученики принимают решение от исторического лица, например, решают вопрос о присоединении Новгорода к Москве на Новгородское вече, но это не всегда возможно. Нужно, чтобы школьники сначала научились создавать биографию исторического лица, пересказывать исторический текст от имени героя прошлого, были бы способны вникнуть в особенности интересов различных социальных групп и т.д. Поэтому, чтобы приблизиться к игре «Погружение в историю», сначала следует использовать более простые игровые приемы. Например, пусть «заговорят» герои Невской битвы» и расскажут о своих подвигах (есть много соответствующих адаптированных для детей текстов из «Жития Александра Невского»), или по готовому тексту, по ролям «произнесут речи» князей в Любече, а затем проанализируют правомерность принятого на съезде решения. Аналогичным образом нуждается в выстраивании системы планирование и других более традиционных форм обучения. Например, прежде, чем проводить урок лабораторного типа в полном его объеме (ученики должны уметь самостоятельно составить план работы, правильно выбрать источники, дать их анализ, отобрать и систематизировать информацию относящуюся к теме и т.д.), нужно сначала ограничиться изучением фрагмента текста под руководством учителя или по памятке (как работать с документом), научить школьников правильно отбирать источник информации и т.д. Следовательно, важно перспективно планировать формы обучения, чтобы каждый раз ученики делали возможный для них шаг в освоении новых умений. Переход школ на модель развивающего обучения невозможен без привнесения в структуру учебного содержания, помимо собственно исторических знаний, сведений о способах учебной деятельности и определенного круга материалов из вспомогательных исторических дисциплин (хронологии, источниковедения, историографии и т.д.). Без этого сформировать у учеников осознанные умения невозможно. Одним из главных критериев освоения учениками способов обучения является именно способность ученика объяснить словами, как он выполняет то или иное действие. На сегодняшний день знания о способах учебной деятельности (в виде памяток) введены систематически, для каждого класса, только в линии учебников истории Вентана-Граф. Из самого содержания текстов и вопросов параграфов учебников этой линии становится очевидным, где и как формировать у школьников знания о рациональных приемах работы. При работе с другими учебниками учителю важно самому определиться с тем, когда и где он начнет работу в данном направлении. Сами памятки можно посмотреть в учебниках указанной линии, а также, более подробно и полно для старших классов - в книге Кузин Д.В., Лазукова Н.Н. Учимся приобретать и осмыслять знания. Пособие для учителей и учащихся. (СПб.: Корона-Принт,1998), а для средних классов в электронном учебно – методическом пособии «Учимся изучать историю» издательства «Новый диск», выпущенном в 2010 году. Безусловно, составление перспективного планирования для новой модели обучения очень большой труд, который под силу специалистам, а не учителям с их большой каждодневной учебной нагрузкой. Руководителям учреждений ни в коем случае нельзя требовать такого объема перспективного планирования, который будет показан далее от учителей. Вместе с тем, каждый творчески работающий педагог никогда не будет ограничиваться тем, что ему предложат свыше. В целях знакомства учителей с возможными направлениями современного перспективного планирования здесь показываются примеры его создания для программы и учебника по курсу истории России XIX – н. XX вв. издательства «Вентана-граф». Таблица 1. Примеры возможного перспективного планирования деятельности учителя при изучении раздела «Российская империя в первой половине XIX в.» История России. 8 класс (Программа. История России с древнейших времен до наших дней 5-8 класс. Авторы составители Т.П.,Андреевская, О.Н.Журавлева, Н.Н.Лазукова.- М., 2006. Учебник Н. Н. Лазукова, О.Н.Журавлева. История России. 8 класс. М.: «Вентана-Граф», 2010 г).
В материалах о новых стандартах ставится задача перспективного планирования самостоятельной познавательной деятельности учеников при освоении ими школьных курсов. В связи с этим рекомендуется уже перед изучением каждой большой темы курса истории предъявить ученикам перечень нормативных знаний и умений, которыми он должен овладеть на данном этапе обучения. (См. пример таблица 2 графа 2.). Именно уровень освоения этого перечня знаний и умений будет являться критериями для аттестации ученика в рамках изученной темы. Помимо этого рекомендуется стимулировать индивидуальную, групповую (например, проектную) творческую деятельность учеников, предлагая им выбрать ту или иную форму работы в рамках изучаемого раздела курса. (См. пример таблица 3 графа 3.). Таблица 2. Примеры возможного планирования деятельности учащихся при изучении раздела «Российская империя в первой половине XIX в. «(фрагменты) История России. 8 класс.
Нужно учесть, что ученики охотно работают с аудиовизуальными источниками информации, но пока что они хаотично смотрят «видики» и блуждают в потемках Интернета. Кому, если не учителю, не использовать эти увлечения школьников для пользы дела? Правда, для этого нужно самому хорошо разобраться в предоставляемых ученикам медиа ресурсах (об этой проблеме см. статью О.А. Волгина в настоящем сборнике) Кстати, в лучших французских и американских учебниках истории, а отчасти и китайских управление изучением школьниками дополнительной информации уже давно осуществляется. Например, во французских учебниках истории после каждого раздела учениками пишется, что можно по изученной теме прочитать, посмотреть, и даже послушать, а китайские авторы учебников указывают, какой информацией Интернет можно воспользоваться. Вот как, к примеру, можно представить восьмиклассникам список источников информации к обозначенным ранее темам курса истории России: Как лучше изучать тему «Россия в первой половине XIX века» 1. Что читать: Справочная и научно-популярная литература: Энциклопедия для детей, т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М.: Аванта +. 2002. Лубченков Ю. Н. Война 1812 года. М.: Белый город: 2008 Эйдельман Н.Я. Твой XIX век (любое издание) и т.д.
Художественная литература: 1. Мережковский Александр I Роман. (любое издание) 2. Л.Н.Толстой Война и мир. Роман (любое издание) и т. д.
2. Что смотреть: Художественные фильмы: «Бедный, бедный Павел». Режиссер Виталий Мельников 2003 Кутузов (фильм) Режиссёр Владимир Петров.1943. Война и мир. Режиссер Сергей Бондарчук. 1967 Ватерлоо Режиссер Сергей Бондарчук. 1970. Эскадрон гусар летучих. Режиссёр Станислав Ростоцкий 1980. и т.д. Русская история в зеркале изобразительного искусства Электронный сайт. Век XIX http://history.sgu.ru/?q=rus_hist/
Документальные и научно-популярные фильмы. Российская Империя. НТВ (16 Серий) Проект Леонида Парфенова "Российская Империя Российская Империя 06 - Павел IРоссийская Империя 07 - Александр I (01)Российская Империя 08 - Александр I (02) и т.д.
3. Что слушать: С.С. Прокофьев. Опера «Война и мир»
Где искать информацию в сети Интернет 1. Единое окно доступа к образовательным ресурсов http://window.edu.ru/ 2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. История России http://katalog.iot.ru/index.php?cat=59 3. Национальная историческая энциклопедия http://interpretive.ru/ 4. Русский биографический словарь http:// www.rulex.ru 5. Энциклопедия русской живописи http://www.artsait.ru/index.htm 6. Русская история в зеркале изобразительного искусства http://history.sgu.ru/?q=rus_hist/ 7. Интернет-проект «1812 год» http://www.museum.ru/museum/1812 и т.д.
Представляется, что такие рекомендации школьникам о возможных источниках информации, сопровождаемые заданиями для самостоятельной работы с ними, помогут использовать любовь учеников к телевидению и Интерет в образовательных целях.
Переход к модели обучения на основе деятельного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Традиционная схема преподавания такова: определение учителем плана урока – введение им готовой информации с опорой на дополнительные источники знаний – организацию освоения и закрепления при помощи вопросов, направленных на формирование знаний – анализ педагогом результатов деятельности школьников. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками) своей деятельности на уроке – выбор ими (или обоснование выбора) источников информации (заранее адаптированных для урока, но не содержащих готовых ответов на задаваемые вопросы) - освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. В связи с этим становится актуальным вопрос о том, как обеспечить учебный процесс такими средствами обучения, чтобы школьники не получали информацию в готовом виде от учителя, а извлекали ее из разнообразных источников. Одним из путей решения этой проблемы является создание презентаций к урокам. К сожалению, анализ находящихся в сетях Интернет этих средств обучения свидетельствует, что в большинстве случаев методика представления в них источников информации осуществляется в рамках знаниевой модели организации учебного процесса, пути предъявления материала и работы с ним мало чем отличаются от того, как ранее диафильмы и диапозитивы иллюстрировали основное содержание урока. Вместе с тем, без электронной поддержки учебного процесса, при условии грамотного использования огромного образовательного потенциала компьютерных средств обучения, невозможен переход на новую модель образования. Так как в традиционном режиме учитель никогда не сможет из урока в урок обеспечивать учеников разнообразными источниками информации для их самостоятельной работы. О качественно иных путях создания и разработки презентаций на основе развивающих технологий см. в статье Е.Б.Дьяковой в данном выпуске журнала. Сейчас появляются электронные пособия нового поколения. К таким можно отнести созданный (в рамках проекта НФПК) издательством «Новый диск» инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) по истории Древнего мира для 5 класса Его главное достоинство заключается в том, что он обеспечивает полное методическое сопровождение учителя и самостоятельной деятельности учеников на протяжении всего процесса изучения курса истории Ученикам дается рабочая книга, в которой предусматриваются задания для организации познавательной деятельности по изучению курса истории на уроках и дома, а также творческие задания для самостоятельной индивидуальной и групповой (проектной) работы. При этом в рабочей книге содержатся подробные рекомендации, как творческие задания можно выполнять (например, как подготовить «представление» трагедии в древнегреческом театре. (См. пример выше). Содержательную основу для познавательной деятельности учеников предоставляют электронные словари, материал в которых строго ориентирован на определенные виды заданий, даваемых школьникам. Например, если ученикам предлагается подготовиться к «уроку в древнегреческой школе», то в словарях они находят сведения о литературных произведениях, о познаниях древних в математике, об их музыке, танцах, занятиях борьбой и т.д. Учитель получает из ИУМК электронные программы для всех уроков, большая часть из них представлена в виде интерактивных презентаций, другая – в виде диалоговых программ, предполагающих проведение уроков в компьютерных классах, где каждый ученик обучается индивидуально, а учитель получает в электронном журнале сведения от итогах выполнения заданий каждым школьником. Если обнаруживаются пробелы в знаниях и умениях учеников, то им предоставляются компьютерные тренинги, которые позволяют отработать и закрепить необходимые при изучении истории способы учебных действий, например, так закрепляются умения вести счет лет, работать с картой, с исторически источниками. Частично данный ИУМК помещен в Интернет, в Единую коллекцию образовательных ресурсов (Инновационный учебно-методический комплекс. История Древнего мира. 5 класс. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044/?inter>). На этих же принципах основывается и уже упомянутый программно-методический комплекс «Учимся изучать историю» выпущенный издательством «Новый Диск». В нем впервые представлены диалоговые учебные программы для вводных уроков по истории Древнего мира. В программе «Счет лет в истории» Клио с Уранией обучают школьников тайнам хронологии. В другой программе «Историческая карта» Глобус учит школьников разбираться в видах карт, помогает им освоить части света, условные обозначения и многое другое. В программе «Исторические источники» ученики попадают в Хранилище древностей, где учатся работать с различными источниками исторических знаний. При этом если школьники покажут слабое освоение этих основных программ, то им будут предложены соответствующие дополнительные программы или тренинги, а главное словарь «Учись учиться». В этом словаре содержится большое количество памяток о рациональных способах учебной деятельности и примеры правильного выполнения учебных действий. Методические рекомендации к комплексу ориентируют учителя в том, как электронные средства обучения можно использовать в дальнейшем на протяжении всего учебного года. Из сказанного становится очевидным, что переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий. Но самое трудное, как показали наши эксперименты по апробации ИУМК, это перестройка сознания учителя. По существу ему нужно научиться так организовывать обучение, чтобы сам он как можно больше молчал, а его ученики рассказывали ему про историю. В начале учебного года преподаватели экспериментаторы постоянно спрашивали у нас: «А где же на уроке Я? Меня здесь нет!». Но постепенно, убеждаясь в том, что ученики осваивают предмет очень успешно, постоянно выполняют добровольно творческие задания, а при этом еще взялись за чтение исторических книг, учителя становились приверженцами новой системы обучения. Вряд ли кто из вас встречался с такими фактами: 1. Когда учителя экспериментатора вызвали во время урока к директору, то школьники продолжили работу с презентацией «Древняя Спарта» сами. Вернувшийся в класс педагог так и простоял у дверей, слушая ответы учеников.2.Аналогичная история повторилась в другой экспериментальной школе уже в 6 классе. Когда ученик стал отвечать на вопросы презентации о Невской битве, он забрал у учителя пульт управления и дальше уже сам продолжал занятие, привлекая к обсуждению вопросов урока одноклассников. Причем у трети школьников на столах лежали исторические книги, которые они добровольно принесли на урок. 3. Пятиклассники еще одной экспериментальной школы явились после окончания учебного года к учителю и потребовали проведения дополнительного урока по Древнему миру, так как они не успели продемонстрировать выполнение всех заданий из рабочей книги. Так что трудности и трудозатраты на освоение новой системы обучения вполне могут окупиться! Удачи вам!Поделиться: |