Авторcтво: Малышевская Мария Федоровна, к. п. н., заслуженный учитель Российской Федерации, заведующая ГДОУ детского сада № 121 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
В контексте «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утверждённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 года № 655, поставлен ряд основополагающих требований к структуре и разделам обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования. В результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планируется, что ребёнок может приобрести следующие качества: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками.
Задачу формирования духовно развитой, социально-активной, творческой личности можно решить только в том случае если найти взаимосвязь между методологией и методикой отбора содержания образования как личностно-значимого и смыслообразующего для ребенка в каждый конкретный период его жизнедеятельности. Без такого содержания растущий человек не может развить способности, связанные с самоопределением в мире культуры и истории. Преемственная связь поколений — необходимое условие существования этого уровня бытия в сознании личности. Чтобы человек действительно умел ставить свои цели в жизни, он должен уметь понимать себя как человека, живущего в полноте времен. Ответственность за свои поступки — вот тот нравственный императив, через который осуществляется связь не только с настоящим, но и прошедшим, и будущим.
Несмотря на наличие достаточно глубоких представлений о различных аспектах человеческой природы в таких областях научного знания как философия, психология, социология, педагогика, эти науки не однозначно трактуют закономерности развития человека в онтогенезе в целом, и в дошкольном детстве, в частности. Об этом свидетельствует и восприятие взрослыми мира детства и детей.
Даже в рамках педагогической науки сегодня существуют несколько точек зрения на сущность и содержание этого уровня образования: как этапа подготовки детей к школе; как периода развития личности ребенка; как этапа формирования у детей механизмов и способов эффективной адаптации к социуму посредством овладения ценностными представлениями, нормами, правилами. А это, в свою очередь, приводит к сложности определения содержательного аспекта реформирования дошкольного образования.
Организация образовательного процесса с позиций личностных смыслов ребенка дошкольного возраста — это психолого-педагогическое обеспечение тех культурно-социальных ситуаций развития, которые могут быть представлены как стадии культурного развития детей.
Первая стадия культурного развития ребенка определяется соотношением мышления и речи, обусловливающим переход от доречевого периода детства к речевому.
Вторая стадия определяется изобразительной деятельностью, обусловливающей переход от доизобразительного периода детства к художественно-изобразительному.
1. Культурно-социальная ситуация (стадия) развития ребенка дошкольного возраста является образовательным пространством культуры, которое может быть рассмотрено с точки зрения сензитивных периодов в жизнедеятельности ребенка как области содержания образования. Дошкольный возраст включает два наиболее благоприятных для обучения периода. Первый — для обучения ребенка речи. Второй — для обучения ребенка изображению.
Сензитивный период для обучения ребенка речи длится от полутора до трех лет и становится первой образовательной (содержательной) областью дошкольного образования.
Сензитивный период для обучения ребенка изображению длится от четырех с половиной до пяти лет и становится второй образовательной (содержательной) областью.
2. Речевое общение детей и их художественно-изобразительная деятельность как смыслообразующие линии в содержании образования ребенка дошкольного возраста включают следующие структурные единицы:
· Феномен культуры · Культурно-социальная ситуация · Образовательная область · Образовательная среда · Образовательные компоненты · Образовательные уровни.
3. Оценка эффективности содержания дошкольного образования с позиций личностных смыслов детей — это выявление соответствия:
· образовательного процесса уровню и особенностям развития ребенка, его жизненным циклам как этапам социализации;
· образовательных компонентов и уровней сензитивным периодам овладения ребенком социальными способами бытия, его естественными формами;
· методов и организационных форм обучения культурно-социальным ситуациям развития ребенка, овладевающего социальными способами бытия, его цивилизационными формами.
Проблема формирования содержания дошкольного образования с позиций личностных смыслов ребенка актуализирована главной целью модернизации российского образования: создание механизма устойчивого развития системы образования. Это возможно только при условии, если цели обучения и образования будут «приходить» не извне, а исходить из актуальных потребностей, мотивов, интересов человека, восходящего к самому себе в актах самопознания культуры.
Формирования содержания дошкольного образования с позиций личностных смыслов ребенка основывается на известных научных направлениях, связанные с именами М.М. Бахтина, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.В. Лурия, С.Л. Рубинштейна. Применение философско-антропологических и психолого-педагогических оснований для стандартизации дошкольного образования помогает установить связь содержания образования с главными вопросами бытия ребенка конкретного возраста, с мотивами поведения в наиболее ответственные моменты его развития.
Культурно-историческая и философско-антропологическая традиции понимания человеческого бытия движутся к пониманию смысла образования как становлению самосознания личности, самоформированию личности в актах самопознания культуры, что предполагает наличие у человека неких образовательных доминант, своего рода социально-антропологических оснований жизненного пути человека как пути образовательного. Понятие «жизненный путь» вбирает в себя, так называемые, критические периоды детства, когда психика ребенка отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к определенным внешним и внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия. В этой связи, определение жизненного пути ребенка — это, прежде всего, выявление тех социально-психологических качеств, которые в определенном возрасте можно и нужно выработать у ребенка, используя имеющиеся потребности, интересы и виды деятельности.
Исходный семиотический механизм развития ребенка дошкольного возраста заложен в пользовании собственными именами: ребенок получает возможность быть «только собой», вещью (собственным именем), а с ней и удивительно абсолютную уверенность в праве нерушимого обладания всем тем, что попало в поле его зрения, действий и интересов.
Без этой особой конкретности детского сознания, за которой возникает во всей своей полноте уникальный мир собственных имен, нет способности к живому обобщению, нет возможности игры этой способностью, за которой слово отделяется от вещи, рождая в своем естестве предмет мысли, а главное, нет одухотворяющего начала личностного знания — одной из важнейших доминант культуры.
Мир собственных имен — это две уникальные «встречи» ребенка, определяющие весь социально-психический строй его личности. Первая — с феноменом слова. Вторая — с феноменом изображения. Они не даны от природы, и могут состояться только как своего рода пробуждение или озарение в силовом поле между ребенком и знаком-символом. Никто не может сказать, что он ими владеет, но именно через них сохраняется глубиннейшая связь каждого отдельного человека и человечества в целом с учетом долгого исторического пути его развития. Именно слово и образ рождают ощущение жизни во всех ее проявлениях, во всем, что говорится, о чем думается и что делается, но и позволяют каждому быть самим собой. Это те инварианты, которые определяют круг потребностей ребенка в каждый текущий момент его жизни, а также служат основой его собственной мотивации.
Организация образовательного процесса с позиций личностных смыслов ребенка дошкольного возраста — это психолого-педагогическое обеспечение тех культурно-социальных ситуаций развития, которые могут быть представлены как стадии культурного развития детей.
Первая стадия культурного развития ребенка определяется соотношением мышления и речи, обусловливающим переход от доречевого периода детства к речевому, а конкретно, от слов-ситуаций, к словам-предметам и действиям и словам-понятиям. Эта стадия включает четыре речевые ситуации: первая — от рождения до первого года жизни; вторая — от года до полутора лет; третья — от полутора до трех лет; четвертая — детей трех–семилетнего возраста.
Вторая стадия культурного развития ребенка определяется изобразительной деятельностью, обусловливающей переход от доизобразительного периода детства к изобразительному и художественно-изобразительному, а конкретно, от изображения как результата манипуляции предметами и материалами, оставляющими и фиксирующими след, к изображению как образу предмета и изображению как образу явления. Эта стадия включает четыре ситуации художественно-изобразительной деятельности: первая, изобразительная, — с момента рождения до трехлетнего возраст; вторая, художественно-изобразительная, — от трех до трех с половиной лет; третья, художественно-изобразительная, — от трех с половиной до пяти лет; четвертая, художественно-изобразительная, — от пятилетнего до семилетнего возраста. Каждая художественно-изобразительная ситуация обеспечивается педагогическим сопровождением, которое включает: основания и виды деятельности, а для третьей и четвертой ситуаций — еще и материалы, и художественные средства.
Каждая нормативная модель организации образовательного процесса как культурно-социальные ситуации развития ребенка дошкольного возраста – это образовательное пространство культуры, обладающее особой мотивацией к личностным ориентациям, т.е. чувствительностью (сензитивностью) к личностным смыслам. Следовательно, о каждом сензитивном периоде жизнедеятельности ребенка можно говорить как об области содержания образования.
Сензитивный период для обучения ребенка речи длится от полутора до трех лет и становится первой образовательной областью. Речевое общение детей как содержание образования ребенка дошкольного возраста структурируется следующими смысловыми единицами:
Феномен культуры: слово.
Культурно-социальная ситуация: понимание.
Образовательная область: речевое общение.
Образовательная среда: 1) детский фольклор и его авторский литературно-художественный аналог; 2) мир природы.
Образовательные компоненты: 1) слова-ситуации; 2) слова - название предмета и (или) выражение определенного желания; 3) слова-понятия.
Образовательные уровни:
· психо-физический уровень: 1) фонематический слух; 2) рефлексы голосового аппарата (подражание); 3) функциональное употребление слова;
· лексический уровень: 1) называние предметов по их непосредственным проявлениям; 2) оперирование понятиями, формирующимися как на обобщении непосредственного жизненного опыта ребенка, так и на овладении им логическим строем устной речи;
· нормативный уровень: 1) произносительные нормы языка, обеспечивающие единообразие его звукового оформления (уточнение произношения звуков и их сочетаний; ударение, интонация); 2) грамматический строй языка: говорение (активный словарь/выразительные возможности устной речи/), слушание (пассивный словарь/понимание/).
Сензитивный период для обучения ребенка изображению длится от четырех с половиной до пяти лет и становится второй образовательной областью. Художественно-изобразительная деятельность детей как содержание образования ребенка дошкольного возраста структурируется следующими смысловыми единицами:
Феномен культуры: изображение.
Культурно-социальная ситуация: художественно-эмоциональное состояние.
Образовательная область: речевое общение.
Образовательная среда: 1) детский фольклор и его авторский литературно-художественный аналог; 2) мир природы.
Образовательные компоненты: 1) предметы и материалы, оставляющие и фиксирующие след; 2) предметное изображение (образ предмета); 3) сюжетное изображение (образ-явления).
Образовательные уровни:
· психофизический уровень: 1) манипуляция (предметно-орудийная деятельность) различными предметами, оставляющими и фиксирующими след, манипуляция предметами; 2) зрительно контролируемое изображение предметов по их непосредственным проявлениям;
· лексический уровень: 1) изображения отдельных предметов; 2) передача в изображении эмоционального состояния;
· нормативный уровень: 1) использование различных художественных средств, 2) использование различных материалов.
Оценка эффективности содержания дошкольного образования с позиций личностных смыслов детей — это выявление его соответствия уровням развития ребенка в контексте психофизиологического, социо-культурного, культурно-исторического подходов, т.е. выявление соответствия:
· образовательного процесса уровню и особенностям развития ребенка, его жизненным циклам как этапам социализации;
· образовательных компонентов и уровней сензитивным периодам овладения ребенком социальными способами бытия, его естественными формами;
· методов и организационных форм обучения культурно-социальным ситуациям развития ребенка, овладевающего социальными способами бытия, его цивилизационными формами.
Поделиться: