Поиск по сайту

Организация деятельности учащихся по созданию социально значимых проектов «Через образование к активной гражданственности»


Авторcтво: Новикова Валентина Николаевна, заместитель директора по НМР ГОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга


Многолетний опыт школы по гражданско-правовому образованию дал возможность выявить наиболее эффективные формы воспитания гражданина. Одна из оправдавших форм – организация деятельности учащихся по разработке и реализации социально значимых проектов.

В гимназии я являюсь руководителем городского ресурсного центра по гражданско-правовому образованию.

В рамках своей деятельности большое внимание уделяю социальному проектированию.

Проектную технологию относят к технологиям нового времени, нового века, так как она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.

Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению.

Социальное проектирование – одна из форм, которая может быть применена при разработке системы воспитательной работы. Тематика проектов в этом случае очень часто предлагается самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Социальное проектирование играет роль «подготовительных курсов» к жизни в гражданском обществе, катализатора самостоятельного формирования системы ценностного отношения к миру. Каждый участник проекта имеет свое мнение и возможность выбрать траекторию поведения. Проектная технология – один из успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в структуре общества.

Целями проектной деятельности являются:

· Создание условий для социализации, адаптации, самовыражения обучающихся и педагогов в образовательном пространстве школы.

· Развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами для решения познавательных, исследовательских, творческих проблем (обучения и воспитания).

· Формирование навыков проектирования у учащихся.

· Воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, потребности участия в решении актуальных вопросов социума.

Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования учащихся. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что главными условиями для продуктивной работы над социальными проектами являются следующие умения и навыки школьников:

· видения проблемы, ее значимости и актуальности для социума;

· нахождения оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;

· освоения позитивных способов общения и взаимопомощи;

· объективной оценки своего личного вклада в коллективное дело;

· понимания значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта; осознания социальной значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.

Явная и ценностная ориентация социального проектирования – это гуманизм. Ведь разрабатывается и осуществляется проект человеком и для человека. Сделать свою жизнь прекрасней своими руками, ощутить себя творцом – значит узнать, что такое счастье!

Активно над проектами работает начальная школа. Достаточно будет только перечислить проекты, которые были разработаны и реализованы учащимися и учителями 3-4 классов:

v «Встал, привел себя в порядок, приведи в порядок свою Планету»

v «Все мы разные»

v «Как нам дружно жить в нашем школьном коллективе»

v «Русские народные игры»

v «Язык родной, дружи со мной»

v «Закон и окружающая среда»

v «Предсказания погоды»

v «Путешествие по страницам Красной книги»

v «Мир дому твоему»

v «Если хочешь быть здоров»

v «Ровесник, я тебя знаю»

v «Помогите людям перейти дорогу!!!»

Учащиеся 8-10 классов работали над проектами:

v «Сделаем школу чистой»

v «Чтобы ожили стены»

v «Школьная форма: за и против»

v «Слово и дело»

v « Скейт – парк»

v «Добрый день календаря»

v «Начни с себя»

v «Знак дружбы»

v «Собака – друг человека»

v «Другие и мы»

v «Они такие же дети, как и мы»

v «Покаяние. Памяти павших посвящается»

Защита проектов уч-ся проходит в рамках творческого конкурса «Гимназические чтения», а лучшие были представлены на Всероссийскую акцию «Я – гражданин России».

Проектное образование, реализуемое через мотивированное включение учащихся в разработку учебных и социально значимых проектов, является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения.

Российскому обществу предстоит обрести и накопить новый опыт взаимодействия в конфигурации «личность – общество – власть». Иными словами – обрести новую систему ценностей. Оптимальным местом, где можно освоить опыт правового взаимодействия, становится школа, если открывает возможности совместной деятельности детей и взрослых.

Необходимо отметить, что не только общество с помощью образования транслирует молодому поколению новые традиции, но и школа может предложить обществу новый опыт социального взаимодействия.

В работе ресурсного центра ОУ определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса, цель которого – воспитание детей в духе глубокого осознания и соблюдения прав человека.

Данная система воспитания направлена на развитие нравственных качеств личности, в том числе и активной гражданской позиции.

Взаимодействие школы с внешним социумом происходит на основе системы, реализуемой ОУ, которая включает в себя разнообразные методы, такие как социальные проекты, интерактивные занятия, игры в системе гражданско-правового образования.

В основном, по сложившейся практике, социальные проекты готовили учащиеся 8-10 классов и были связаны с Всероссийской акцией «Я – гражданин России». Многолетние наблюдения за этой деятельностью позволяют сделать вывод о глубоком влиянии данного вида деятельности на учащихся. Это позволило педагогическому коллективу ОУ наметить со следующего года включение в создание социальных проектов учащихся начальной школы и 5-7 классов средней школы.

Социальное проектирование занимает ключевое место в работе по воспитанию гражданина.

Как показали наблюдения, собеседования, анкетирование, анализ с участниками социальных проектов:

- происходят изменения личностного отношения к окружающему миру:

- погружение в процесс работы способствует росту их социальной компетентности;

- приобретение навыков самоорганизации и самоуправления.

В процессе собеседований учащиеся отмечали:

- Мы убедились в том, что и от нас что-то зависит, мы можем повлиять на изменение окружающего нас пространства в лучшую сторону;

- Нам очень понравилось работать сообща, вместе решать какие-либо проблемы;

- Работа над проектами дала понимание необходимости воспитания своей гражданской позиции;

- Научились работать с архивными материалами, делать презентации;

- Научились работать в правовом поле.

В порядке эксперимента в предыдущие годы было организовано социальное проектирование в отдельных 5-7 классах и 4 классах начальной школы, что дало положительные результаты и показало заинтересованность в этом виде деятельности. В связи с этим мы считаем необходимость внести социальные проекты в качестве компонента в образовательную программу - социальное проектирование, охватывающее все ступени школьного образования, определив для каждой ступени доступный для каждого возраста круг проблем (этапов) для социальных проектов.

Рекомендуемые направления работы над проектами:

№ п/п

Тематика социальных проектов

2-5 кл.

6-7 кл.

8-10 кл.

1.

Толерантность

+

+

+

2.

Круг друзей

+

+

+

3.

Милосердие

+

+

+

4.

Объекты заботы:

- природа,

- люди,

- животные,

- ОУ (создание музея соц. проектов, улучшение уклада жизни ОУ)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

Память о войне

+

+

+

6.

Открываем страницы истории


+

+

7.

Безопасность на дорогах

+

+

+

8.

Облагородим и улучшим окружающую среду

+

+

+

9.

Готовимся стать избирателями



+

10.

Любимый город

+

+

+


Поделиться: