Поиск по сайту

«Имеющий глаза, да увидит, имеющий уши, да услышит» или эмоциональная зрелость педагога


Авторcтво: Масленникова Екатерина Леонидовна, директор негосударственного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский Детско-юношеский Лекторий".


В современном технократическом обществе развитию интеллектуальной сферы человека вообще, да и педагога в частности, отводиться приоритетное направление.

Безусловно, знающий человек является гарантом развития общества.

Но примеры истории и жизни не раз показывали нам, что знания, без зрелой эмоциональной сферы превращают человека в тот всеми любимый предмет, без которого сейчас немыслима жизнь человека: электронный носитель информации, а именно компьютер.

Другим вариантом жизненного сценария может быть как отсутствие системных знаний, так и отсутствие умения зрело и осознано радоваться миру во всех его проявлениях, делиться этой радостью принятия с другими, принимать уроки жизни осознано и терпеливо.

Зрелость личности во всех психологических теориях определялась всегда, как способность адекватно воспринимать себя и окружающих, умение делать выводы из своих и чужих поступков, умения видеть глубинные мотивы, двигающие собой и другими людьми.

В учительском труде, как ни в каком другом, эмоциональная зрелость человека, составляет часть педагогического инструментария.

Мир учащихся – это, прежде всего мир эмоций, он первичен по законам развития ребенка. Взрослые, которые не научились рефлексировать по поводу своего эмоционального состояния, склоны к большей рационализации и интеллектуализации процесса взаимодействия.

Часто, изучая ту или иную педагогическую статью или методическую разработку, слушая чье-то выступление, можно вычленить эмоциональные проблемы самого автора.

Каковы же ступени эмоциональной зрелости педагога?

Проявление собственных чувств учителем и отражение им чувств учеников исследовал Роберт Каркуфф. Он выделил четыре уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствии с тем, насколько полно и грамотно они отража­ют и проявляют чувства. Вот эта классификация:

Самый низкий уровень зрелости

В этом случае учитель:

• игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность,

• его собственные высказывания не соответствуют чувствам, они не искренни, за исключением тех случаев, когда он осуждает и ругает кого-то.

Второй уровень зрелости

В этом случае учитель:

• реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает,

• в высказываниях иногда бывает искренним, но положительные эмоции старается не обнаруживать.

Третий уровень зрелости

В этом случае учитель:

• реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это до­вольно точно и часто,

• не боится выражать чувства и положительные, и отрицатель­ные, но не подтверждает это словесными высказываниями (выражает чувство невербально).

Четвертый, самый высокий уровень зрелости

В этом случае учитель:

• реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая тем самым ученику осознать, почему он чувствует то, что он чувствует.

• дает искреннюю реакцию, как на вербальном, так и на невер­бальном уровне, как положительную, так и отрицательную, причем отрицательная реакция не унижает чувства собствен­ного достоинства ученика.

Для того, чтобы достигнуть четвертого уровня зрелости, педагог, в частности, должен жить в формате постоянной саморефлексии и педагогической рефлексии, что на самом деле, очень сложно: необходимо перестраивать весь внутренний мир и прислушиваться к внутреннему камертону.

Однако, «Ах обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»: большинство педагогов, которые выполняли задание, связанное с определением своего уровня эмоциональной зрелости во время тренинга, ставили себя на четвертый уровень. Следующим этапом работы в этом задании, необходимо было в предложенной ситуации определить свои чувства и чувства ученика.

По оценкам группы, те, кто выбирал себе сами четвертый уровень, демонстрировали, в крайнем случае, второй уровень зрелости.

Педагогические мифы и педагогические иллюзии являются огромным барьером на пути развития эмоциональной зрелости педагога.

В условиях внедрения президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», где выдвинут тезис «новой школе – нового учителя», развитие эмоциональной зрелости педагога есть шаг каждого на пути обновления, как самого себя, так и системы образования в целом.

терного для личностного общения (Schmuck,R.& Schmuck,P.,1971).

Это нашло отражение и в педагогике. Поскольку при традиционном под­ходе к обучению учитель оказывался в положении овеществленном, то есть в положении предмета с заданными свойствами, он такой же подход реализовывал по отношению к ученику. Кстати, для этого большие возмож­ности давала психодиагностика учащихся: существовало и существует множество методик, выявляющих особенности когнитивных и эмоцио­нальных, мотивационных и поведенческих аспектов личности ученика. В основе этого лежал подход, обьективирующий личность ученика и свою собственную личность.

Психология «третьего лица» — это знания о Нем, ученике, о механизмах его психики, но не о Нас. Таким образом, «Ты-ориентированная» педагоги­ка (или «личностно-ориентированная педагогика») предположила, что предметом содержательной подготовки учителя должны стать не высшие психические функции и даже не Личность ребенка, взятые сами по себе, а процессы психотехнического и диалогового взаимодействия его как учи­теля с психикой, душой, личностью ребенка. Вслед за базовыми теорети­ческими работами уже в 70-е гг. появилось большое число конкретных тех­нологических воплощений описанного подхода. В дошкольной педагогике удивительно интересными оказались работы венгерских детских психоло­гов Маргит Кечке, Эвы Хьювиш. Эти авторы по-новому определили роль воспитателя и родителей ребенка. Они учили взрослого видеть ситуации, в которых малыш действительно нуждался в помощи и отличать их от ситу­аций творческого самостоятельного поиска решения проблемы, когда по­мощь не требуется. Венгерские психологи считают, что взрослые слишком грубо обрывают самостоятельную исследовательскую деятельность детей и слишком навязчиво предлагают им готовые решения. Воспитателям ка­жется, что в этом заключается их педагогическое назначение, в то время как это — лишь следствие их психологической «слепоты». Навыки такого особого видения и поддержки стали содержанием практического курса переучивания воспитателей детских дошкольных учреждений.

Роль эмоций

Огромное значение в личностно-ориентированной педагогике уделяет­ся эмоциям. Если в традиционной педагогике всякие эмоции мешали про­цессу усвоения знаний, то теперь прозвучал лозунг: «Эффективная педагогика это аффективная педагогика». Равнодушный к чувствам и пережи­ваниям учеников педагог сталкивается с большими трудностями в препо­давании своего предмета. Напротив, чем опытнее и мудрее учитель, тем больше внимания на уроке он уделит эмоциональной обстановке класса в целом и каждого ученика в отдельности. Проявление собственных чувств учителем и отражение им чувств учеников исследовал Роберт Каркуфф. Он выделил четыре уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствии с тем, насколько полно и грамотно они отража­ют и проявляют чувства. Вот эта классификация;

Самый низкий уровень квалификации.

В этом случае учитель:

• игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность,

• его собственные высказывания не соответствуют чувствам, они не искренни, за исключением тех случаев, когда он осуждает и ругает кого-то.

Второй уровень квалификации.

В этом случае учитель:

• реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает,

• в высказываниях иногда бывает искренним, но положительные эмоции старается не обнаруживать.

Третий уровень квалификации.

В этом случае учитель:

• реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это довольно точно и часто,

• не боится выражать чувства и положительные, и отрицатель­ные, но не подтверждает это словесными высказываниями (выражает чувство невербально).

Четвертый, самый высокий уровень мастерства.

В этом случае учитель:

• реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая тем самым ученику осознать, почему он чувствует то, что он чувствует,

• дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и на невер­бальном уровне, как положительную, так и отрицательную, причем отрицательная реакция не унижает чувства собствен­ного достоинства ученика.

Эта классификация разрушает миф о сдержанности учителя и запрете на выражение чувств.

Технология обучения психотехническим навыкам

В американской педагогике заслуга создания системы психотехничес­ких навыков для учителя принадлежит Томасу Гордону (Th.Gordon). Для по­становки специальных вопросов о знаниях и умениях, составляющих ком­муникативную компетентность учителя, по мнению Т.Гордона, нужно раз­решить принципиальный вопрос: каковы критерии эффективного взаимо­действия? Что это — умение влиять на людей, неизменно добиваться сво­их целей в любом общении, быть постоянно корректным и уступчивым, из­бегать конфликтов, или что-то другое? Т.Гордон предлагает такое опреде­ление: «Эффективным (или конструктивным является такое взаимодейст­вие, которое повышает (или не снижает) самоуважения каждого из партне­ров» (Th.Gordon. Teacher Effectiveness Training. N.Y.1975).

Система навыков, владение которой обеспечивает внутреннюю свободу обоих участников общения — и педагога, и ученика — воплощена Т.Гордоном в курс, называемый Systematic Training for Effective Teaching (Система­тический Тренинг Учительской Эффективности) — «STET».

Уже на основании ставшей классической монографии Т.Гордона возник­ло множество прикладных обучающих курсов. Вот как описывается один их них (описание взято из Каталога American Guidance Service):

Приглашая к занятиям по программе, учителей просят задать себе та­кие вопросы:

• Почему мои ученики ведут себя так, а не иначе?

• Как я мог бы оказать поддержку своим ученикам?

• Как реагировать на проявления чувств моими учениками?

• Как мне понять класс как коллектив?

• Как удовлетворить нужды каждого из учеников?

• Как помочь им стать дисциплинированными?

• Как включить родителей в процесс воспитания их детей?

А конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, во­просы:

а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?

б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?

в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.

3. Это традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе «Книги рекордов Гиннеса», в которую вносятся имена ребят, пе­дагогов, родителей по самым различным номинациям.

Например, дети определяют человека, который получил самое боль­шое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое боль­шое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.

4. Это традиция, когда в начале учебного года ребята класса пишут со­чинения на тему «Моя школа в моей жизни», а в конце учебного года — «Мои пожелания людям, с которыми я общаюсь», «Самый интересный урок в этом учебном году», «Учитель, рядом с которым всегда тепло».

5. Это традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у кото­рого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.

6. Это традиция, когда ребята вместе с классным руководителем выраба­тывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?

а) Учиться честно говорить о своих ошибках.

б) Быть объективнымк себе и другим.

в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.

г) Уметь сопереживать.

д) Проявлять терпение и терпимость.

7. Это традиции, когда в классе существует «Праздник добрых пожела­ний», который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем ра­ботникам школы.

Список традиций класса можно было бы продолжить. Главное их на­значение — сделать общение учащихся и учителей полезным и необхо­димым.

Поделиться: