Авторcтво: Масленникова Екатерина Леонидовна, директор негосударственного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский Детско-юношеский Лекторий". |
В современном технократическом обществе развитию интеллектуальной сферы человека вообще, да и педагога в частности, отводиться приоритетное направление.
Безусловно, знающий человек является гарантом развития общества.
Но примеры истории и жизни не раз показывали нам, что знания, без зрелой эмоциональной сферы превращают человека в тот всеми любимый предмет, без которого сейчас немыслима жизнь человека: электронный носитель информации, а именно компьютер.
Другим вариантом жизненного сценария может быть как отсутствие системных знаний, так и отсутствие умения зрело и осознано радоваться миру во всех его проявлениях, делиться этой радостью принятия с другими, принимать уроки жизни осознано и терпеливо.
Зрелость личности во всех психологических теориях определялась всегда, как способность адекватно воспринимать себя и окружающих, умение делать выводы из своих и чужих поступков, умения видеть глубинные мотивы, двигающие собой и другими людьми.
В учительском труде, как ни в каком другом, эмоциональная зрелость человека, составляет часть педагогического инструментария.
Мир учащихся – это, прежде всего мир эмоций, он первичен по законам развития ребенка. Взрослые, которые не научились рефлексировать по поводу своего эмоционального состояния, склоны к большей рационализации и интеллектуализации процесса взаимодействия.
Часто, изучая ту или иную педагогическую статью или методическую разработку, слушая чье-то выступление, можно вычленить эмоциональные проблемы самого автора.
Каковы же ступени эмоциональной зрелости педагога?
Проявление собственных чувств учителем и отражение им чувств учеников исследовал Роберт Каркуфф. Он выделил четыре уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствии с тем, насколько полно и грамотно они отражают и проявляют чувства. Вот эта классификация:
Самый низкий уровень зрелости
В этом случае учитель:
• игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность,
• его собственные высказывания не соответствуют чувствам, они не искренни, за исключением тех случаев, когда он осуждает и ругает кого-то.
Второй уровень зрелости
В этом случае учитель:
• реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает,
• в высказываниях иногда бывает искренним, но положительные эмоции старается не обнаруживать.
Третий уровень зрелости
В этом случае учитель:
• реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это довольно точно и часто,
• не боится выражать чувства и положительные, и отрицательные, но не подтверждает это словесными высказываниями (выражает чувство невербально).
Четвертый, самый высокий уровень зрелости
В этом случае учитель:
• реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая тем самым ученику осознать, почему он чувствует то, что он чувствует.
• дает искреннюю реакцию, как на вербальном, так и на невербальном уровне, как положительную, так и отрицательную, причем отрицательная реакция не унижает чувства собственного достоинства ученика.
Для того, чтобы достигнуть четвертого уровня зрелости, педагог, в частности, должен жить в формате постоянной саморефлексии и педагогической рефлексии, что на самом деле, очень сложно: необходимо перестраивать весь внутренний мир и прислушиваться к внутреннему камертону.
Однако, «Ах обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»: большинство педагогов, которые выполняли задание, связанное с определением своего уровня эмоциональной зрелости во время тренинга, ставили себя на четвертый уровень. Следующим этапом работы в этом задании, необходимо было в предложенной ситуации определить свои чувства и чувства ученика.
По оценкам группы, те, кто выбирал себе сами четвертый уровень, демонстрировали, в крайнем случае, второй уровень зрелости.
Педагогические мифы и педагогические иллюзии являются огромным барьером на пути развития эмоциональной зрелости педагога.
В условиях внедрения президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», где выдвинут тезис «новой школе – нового учителя», развитие эмоциональной зрелости педагога есть шаг каждого на пути обновления, как самого себя, так и системы образования в целом.
терного для личностного общения (Schmuck,R.& Schmuck,P.,1971).
Это нашло отражение и в педагогике. Поскольку при традиционном подходе к обучению учитель оказывался в положении овеществленном, то есть в положении предмета с заданными свойствами, он такой же подход реализовывал по отношению к ученику. Кстати, для этого большие возможности давала психодиагностика учащихся: существовало и существует множество методик, выявляющих особенности когнитивных и эмоциональных, мотивационных и поведенческих аспектов личности ученика. В основе этого лежал подход, обьективирующий личность ученика и свою собственную личность.
Психология «третьего лица» — это знания о Нем, ученике, о механизмах его психики, но не о Нас. Таким образом, «Ты-ориентированная» педагогика (или «личностно-ориентированная педагогика») предположила, что предметом содержательной подготовки учителя должны стать не высшие психические функции и даже не Личность ребенка, взятые сами по себе, а процессы психотехнического и диалогового взаимодействия его как учителя с психикой, душой, личностью ребенка. Вслед за базовыми теоретическими работами уже в 70-е гг. появилось большое число конкретных технологических воплощений описанного подхода. В дошкольной педагогике удивительно интересными оказались работы венгерских детских психологов Маргит Кечке, Эвы Хьювиш. Эти авторы по-новому определили роль воспитателя и родителей ребенка. Они учили взрослого видеть ситуации, в которых малыш действительно нуждался в помощи и отличать их от ситуаций творческого самостоятельного поиска решения проблемы, когда помощь не требуется. Венгерские психологи считают, что взрослые слишком грубо обрывают самостоятельную исследовательскую деятельность детей и слишком навязчиво предлагают им готовые решения. Воспитателям кажется, что в этом заключается их педагогическое назначение, в то время как это — лишь следствие их психологической «слепоты». Навыки такого особого видения и поддержки стали содержанием практического курса переучивания воспитателей детских дошкольных учреждений.
Роль эмоций
Огромное значение в личностно-ориентированной педагогике уделяется эмоциям. Если в традиционной педагогике всякие эмоции мешали процессу усвоения знаний, то теперь прозвучал лозунг: «Эффективная педагогика это аффективная педагогика». Равнодушный к чувствам и переживаниям учеников педагог сталкивается с большими трудностями в преподавании своего предмета. Напротив, чем опытнее и мудрее учитель, тем больше внимания на уроке он уделит эмоциональной обстановке класса в целом и каждого ученика в отдельности. Проявление собственных чувств учителем и отражение им чувств учеников исследовал Роберт Каркуфф. Он выделил четыре уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствии с тем, насколько полно и грамотно они отражают и проявляют чувства. Вот эта классификация;
Самый низкий уровень квалификации.
В этом случае учитель:
• игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность,
• его собственные высказывания не соответствуют чувствам, они не искренни, за исключением тех случаев, когда он осуждает и ругает кого-то.
Второй уровень квалификации.
В этом случае учитель:
• реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает,
• в высказываниях иногда бывает искренним, но положительные эмоции старается не обнаруживать.
Третий уровень квалификации.
В этом случае учитель:
• реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это довольно точно и часто,
• не боится выражать чувства и положительные, и отрицательные, но не подтверждает это словесными высказываниями (выражает чувство невербально).
Четвертый, самый высокий уровень мастерства.
В этом случае учитель:
• реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая тем самым ученику осознать, почему он чувствует то, что он чувствует,
• дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и на невербальном уровне, как положительную, так и отрицательную, причем отрицательная реакция не унижает чувства собственного достоинства ученика.
Эта классификация разрушает миф о сдержанности учителя и запрете на выражение чувств.
Технология обучения психотехническим навыкам
В американской педагогике заслуга создания системы психотехнических навыков для учителя принадлежит Томасу Гордону (Th.Gordon). Для постановки специальных вопросов о знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность учителя, по мнению Т.Гордона, нужно разрешить принципиальный вопрос: каковы критерии эффективного взаимодействия? Что это — умение влиять на людей, неизменно добиваться своих целей в любом общении, быть постоянно корректным и уступчивым, избегать конфликтов, или что-то другое? Т.Гордон предлагает такое определение: «Эффективным (или конструктивным является такое взаимодействие, которое повышает (или не снижает) самоуважения каждого из партнеров» (Th.Gordon. Teacher Effectiveness Training. N.Y.1975).
Система навыков, владение которой обеспечивает внутреннюю свободу обоих участников общения — и педагога, и ученика — воплощена Т.Гордоном в курс, называемый Systematic Training for Effective Teaching (Систематический Тренинг Учительской Эффективности) — «STET».
Уже на основании ставшей классической монографии Т.Гордона возникло множество прикладных обучающих курсов. Вот как описывается один их них (описание взято из Каталога American Guidance Service):
Приглашая к занятиям по программе, учителей просят задать себе такие вопросы:
• Почему мои ученики ведут себя так, а не иначе?
• Как я мог бы оказать поддержку своим ученикам?
• Как реагировать на проявления чувств моими учениками?
• Как мне понять класс как коллектив?
• Как удовлетворить нужды каждого из учеников?
• Как помочь им стать дисциплинированными?
• Как включить родителей в процесс воспитания их детей?
А конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:
а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.
3. Это традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе «Книги рекордов Гиннеса», в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям.
Например, дети определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.
4. Это традиция, когда в начале учебного года ребята класса пишут сочинения на тему «Моя школа в моей жизни», а в конце учебного года — «Мои пожелания людям, с которыми я общаюсь», «Самый интересный урок в этом учебном году», «Учитель, рядом с которым всегда тепло».
5. Это традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.
6. Это традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?
а) Учиться честно говорить о своих ошибках.
б) Быть объективнымк себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.
7. Это традиции, когда в классе существует «Праздник добрых пожеланий», который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.
Список традиций класса можно было бы продолжить. Главное их назначение — сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.
Поделиться: