Авторcтво: Челак Евгения Николаевна, к.п.н., директор ГОУ СОШ № 124 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Е. Н. Челак
к.п.н., директор гоу школы №124 с углубленным изучением английского языка выборгского района санкт-петербурга
Наше общество сегодня находится в состоянии, которое ученые классифицируют как информационно-технологическую революцию, суть которой заключается в повсеместном внедрении информационной технологии: в использовании микропроцессоров и микрокомпьютерных средств обработки информации, а также в вытеснении человека из процесса производства.
Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности — «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Особенно интенсивно данный процесс происходит в период перехода к информационному обществу, развития глобальной сети Интернет, когда может реально возникнуть опасность подмены человека машиной, усиления процесса его самоотчуждения.
С техническим прогрессом связана группа проблем, определяющих новую миссию образования. Перед педагогическим сообществом стоит задача определить приоритеты развития образования, которые позволят разрешить противоречие между человеком и техникой, привести его к гармонии с самим собой и с окружающим миром.
В некоторых исследованиях наблюдается попытка отнести личность преподавателя лишь к условиям, средствам обучения. Так, В.П.Беспалько определяет в качестве одного из элементов педагогической системы «преподавателей или опосредующих их педагогическую деятельность средств обучения». Снижение роли преподавателя, постепенного вытеснения его техническими средствами обучения несостоятельно.
В современном мире педагог — очень сложная профессия, требующая глубоких и серьезных знаний, полной отдачи сил и энергии, терпения и мужества.
Общеизвестна степень влияния учителя на ребенка и его родителей на всех этапах школьной жизни: от почти безграничной в начальной школе до, в значительной степени, судьбоносной в основной и старшей школе.
Для ребенка, пришедшего в первый класс, учитель является наиболее влиятельным человеком, который обладает энциклопедическими познаниями во всех областях жизни, что создает ему в глазах ученика моральный авторитет. Социологи отмечают наличие "эффекта первой учительницы", который проявляется в том, что некоторые события школьных лет (как положительные, так и негативные) запечатлеваются в памяти людей надолго, оказывая на них существенное влияние на протяжении всей жизни.
Личность учителя оказывает существенное воздействие на подростков и старших школьников: на формирование самооценки школьника, процессы его самоидентификации, самопознания, становления отношений со сверстниками и взрослыми, выбор профессии и выработку жизненных смыслов и планов, т.е. на все важнейшие процессы жизнедеятельности, определяющие его личную и профессиональную судьбу.
Все это позволяет характеризовать учительство как профессиональную группу, имеющую очень серьезное влияние с весьма длительной протяженностью его воздействия на развивающуюся личность.
Даже в современных моделях обучения (дистанционное, компьютерное), в которых роль педагога внешне незаметна, его личность остается полноценным субъектом педагогического процесса, создателем и творцом данных моделей, осуществляющим опосредованное взаимодействие с обучающимися с помощью технических средств. От мастерства преподавателя, его общей и профессионально-педагогической культуры, уровня развития профессиональных способностей зависит педагогический процесс, эффективность функционирования педагогической системы.
Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен. Прежде всего, к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности, и близкое к нему понятие «профессиональная компетентность», которое отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм.
Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие у педагога лишь узкоспециальной компетентности. Компетентность преподавателя можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от профессии, компетентности в той сфере профессиональной деятельности, которой он обучает учащихся, и психолого-педагогической компетентности.
Основой профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя обычно считают педагогическую умелость ‑ владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса.
Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство можно рассматривать как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности.
Индикаторами основ педагогического мастерства являются (по Тарасевич Н. Н.)
· педагогическая направленность (стремление к совершенствованию человека, желание понять других, интерес к организации совместной работы, потребность в самоутверждении);
· профессиональные знания (психологии, педагогики, конкретного предмета и методики его преподавания);
· педагогические способности (общительность, наблюдательность, эмоциональная стабильность, прогнозирование);
· педагогическая техника (техника речи, пантомимическая техника, техника саморегуляции, организаторская техника, техника педагогического воздействия, техника контактного взаимодействия).
Рассматривая обширный перечень требований, которые предъявляются к личности учителя, известный педагог В. Н. Сорока-Росинский справедливо замечал: «Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему следует обладать. Имеются они у него на 100% — отличный педагог, на 75% — хороший, на 50% — посредственный, ниже 50% — плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода — каждый в своем стиле... Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые стороны, и все особенности своего орудия, т.е. своей личности, как учителя и воспитателя». Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог стремится максимально адаптировать ее к своим возможностям, особенностям, опираясь, прежде всего, на те способности, которые более всего развиты у него.
Важнейшим условием становления профессионального мастерства преподавателя является определение индивидуального стиля своей педагогической деятельности, под которым принято понимать обусловленную природными особенностями человека устойчивую систему задач, способов и тактик деятельности, обеспечивающих эффективность его труда (Е.А. Климов, А. К. Маркова).
Профессионалом можно считать учителя, который личностно расположен и предан педагогической профессии; успешно решает задачи обучения и воспитания, используя современные технологии; достигает необходимых результатов; осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней, осознанно развивая свою индивидуальность средствами профессии, вместе с тем осознает перспективу, зону своего ближайшего развития; социально активен в обществе, решая проблемы внутри профессии и связанные с ней; не боится попадать в условия конкуренции образовательных услуг. Иными словами, учитель — профессионал высокого класса — это специалист, овладевший высоким уровнем педагогического мастерства, сознательно развивающий и изменяющий свой индивидуальный творческий вклад в дело обучения и воспитания, стимулирующий в обществе интерес к учительской профессии.
«То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, уменье, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе — вот что увлекает ребят в наибольшей степени”,— писал А. С. Макаренко.
Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, работы над своей творческой индивидуальностью, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры. Учитель не может, не имеет права останавливаться в своем научном, духовном, педагогическом росте.
Творческий опыт работы наших учителей в современных условиях настолько разнообразен, что послужил отдельной темой для данного издания.
Напутствием педагогу в трудном пути профессионального и личностного становления могут стать «Заповеди творческой личности», предложенные П. Вайнцвайгом:
Будь хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том, в чем можешь.
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
Строй свои отношения с людьми на доверии.
Развивай свои творческие способности.
Культивируй в себе смелость.
Заботься о своем здоровье.
Не теряй веру в себя.
Старайся мыслить позитивно.
Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Поделиться: