Авторcтво: Ефанова Наталия Борисовна, учитель начальных классов ГОУ СОШ № 301; Стариков Сергей А, капитан-наставник класса ГОУ СОШ № 301 Фрунзенского района Санкт-Петербурга |
Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине,
преданность своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.
Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский). Воспитание и обучение на основе духовности, нравственности, патриотизма имеют свою историю в российской педагогике (Шляхетский и Морской кадетские корпуса, Царскосельский лицей, гимназия Мая).
Петербургская концепция воспитания описывает портрет юного петербуржца следующим образом: это гражданин своего города, Отечества, человек, призванный решать личные и социальные проблемы в XXI веке, носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира и Вселенной.
В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создание педагогических условий для развития человека. Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика.
Наш класс необычный – морской. Возник он в 2004 году, когда в первый класс пришли 18 мальчишек и шесть девочек. На первом родительском собрании была предложена идея создания морского класса, представлена примерная программа обучения и воспитания детей. Родители детально ознакомились с ней, в анкетах высказали свое мнение по данной проблеме. Они с одобрением отнеслись к нашей идее обучения и воспитания на основе морских традиций. Класс существует шесть лет, за это время была создана программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат». Программа Класса Юных Моряков разрабатывалась в рамках проекта «Наследники морской славы», реализуемой Межрегиональным общественным фондом «Центр Национальной Славы России». В программе учитывается и активно используется культурно-образовательный потенциал Санкт-Петербурга, города Морской Славы.
Программа деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат» представляет единую систему организации образовательной и воспитательной деятельности младших школьников, маленьких жителей города с морской историей и глубокими военно-морскими традициями. Выбор тематики обусловлен особенностью городской культурно-образовательной среды; широкими возможностями предпрофильного и профильного обучения в морском городе; интересом детей ко всему, что связано с морем. Наша цель: создание условий для индивидуально-личностного роста ребенка через систему морского воспитания.
При всем многообразии существующих инновационных идей воспитания ребенка школьного возраста, программа морского воспитания, прежде всего, система формирования базовых гуманистических ценностей: свободы, добра, чести, любви, уважения, позволяющих ребенку комфортно прибывать в школе, раскрывая свои индивидуальные способности в коллективной деятельности класса. Ребенок приобретает способность самостоятельно оценивать ситуацию, принимать решения, строить свою жизнь, иными словами, осуществлять проектную деятельность. А главное, у него есть право на ошибку, что и формирует ответственность, а значит и свободу.
Учитывается и активно используется культурно-образовательный потенциал Санкт-Петербурга, города с морской биографией, в котором отразилась вся история становления и развития регулярного военно-морского флота России, города мастеров морских профессий. Используется уникальная возможность знакомства с такими людьми, с плодами их созидательного труда. Одна из ключевых фигур Класса морского воспитания — капитан-наставник, который представляет модель мужского подхода в воспитании в «женской» образовательной среде и своим примером вовлекает отцов в жизнедеятельность Класса Юных Моряков. В класс приходят не только моряки, отдавшие всю жизнь флоту, которые делятся с детьми своими воспоминаниями, приносят фотографии, вещи, книги, но и курсанты, и ребята, отслужившие в рядах ВМФ. В семьях кюмовцев тоже нашлись люди, причастные к морю (папы и дедушки, служившие во флоте, дядя – старший механик ледокола). Они с удовольствием рассказывают о своей службе, работе. Все знают как трудно завлечь в школу родителей, а особенно, мужчин. Наши папы и дедушки стали частыми гостями в классе.
Мы стараемся создать условия для привлечения всех членов семьи к событиям класса, к подготовке и проведению праздников, поездок, встреч; формирования у них чувства общей ответственности за воспитание и образование ребенка, общее стремление к ожидаемым результатам.
Особенно важен аспект мотивации младших школьников к учебной деятельности. Учет интереса детей младшего школьного возраста к морским путешествиям, легендам, к тому, что принято называть морской романтикой, способствует осознанной вовлеченности детей в учебную и внеучебную деятельность, позволяя сделать пребывание ребенка в школе самыми интересными часами его жизни, что сказывается и на качестве учебы. Тут необходима заинтересованность и помощь родителей. На уроках чтения мы много читаем сказок, и сами сочиняем их. Темы сказок также подсказывают наши уроки по истории города, экскурсии, занятия в музеях, на кораблях. Но сами дети в первом классе еще не могли достаточно хорошо выразить свои мысли, эмоции, они нуждались в помощи старших. Поэтому к сочинению сказок я стараюсь привлечь родителей. Прекрасна идея сотрудничества детей и родителей – духовного общения в семье. Возникает радостное сотрудничество. Кроме того, социологические исследования показывают, что современный «среднестатический» родитель общается со своим ребенком всего 8 часов в месяц! Во втором-третьем классе дети все меньше и меньше стали прибегать к помощи родителей.
Задания по морскому делу тоже требуют внимания родителей, многие мамы, папы стали сами интересоваться всем, что связано с морем: приносят в школу различные заметки найденные в Интернете, книгах, покупают ребятам книги о морях и их обитателях.
С первого класса мы ежемесячно посещаем лекции в Эрмитаже, различные музеи города, занятия на действующих кораблях. С нами неотлучно ездят и родители, которые вместе с детьми учатся на этих экскурсиях. Домашние задания становятся важной практической деятельностью для детей, способной пробудить у них активный интерес к истории Санкт-Петербурга, стимулировать развитие творческого воображения, фантазии, видеть окружающий мир и переживать увиденное. Они учат детей самостоятельно работать на экспозиции музея, понимать ценность музейных предметов. В конечном итоге, они способствуют формированию бережного отношения к наследию родного города, уважению к семье и родителям.
Познание города, осуществляемое через историю собственной семьи, становится живым, понятным и близким для каждого ребенка. Хорошо ли знают дети своих предков? Помнят ли их имена, фамилии? В домашнем задании ребенку вместе с родителями мы предложили провести исследования своей родословной. Задание оказалось трудным для многих семей: не все смогли назвать имена родных дальше прадедов. Многие родители стали интересоваться прошлым своей семьи у родных старшего поколения. В нашем классе оказалось, что у нескольких детей прабабушки и прадедушки участвовали в защите Ленинграда, были первооткрывателями Ладожской «Дороги жизни». На открытом уроке «Морякам Балтики посвящается…» ребята с гордостью рассказывали о своих родных, которые пережили Отечественную войну, показывали фотографии, медали и ордена, которые хранятся у них дома. Это очень важно для семьи. Работы показали, что дети и взрослые с энтузиазмом включились в исследование на заданную тему, ведь в каждой семье есть вещи, которые дороги тем, кто рядом с ними живет. Делаются удивительные для всей семьи открытия. Ребята посмотрели на своих домашних другими глазами. Они казались такими привычными, и вдруг - бабушка, дедушка – герои! Появилось желание сохранить память, дорогую для семьи вещь, передать ее как реликвию следующему поколению. Пока живет память в семье, живы и воспоминания о событиях и людях давно ушедших дней. Во многих рассказах преломляется и история семьи, и история города, и история государства. Поиск и изучение домашних «тайн» затронул душу каждого. Сочинения детей о войне, о героях, сражавшихся за нашу Родину невозможно читать без волнения.
Очень много дают нам и музыкальные занятия. Подготовка к выступлениям перед родителями, ветеранами, другими школьниками, работа над различными композициями, помогает ребенку постепенно осваивать элементы общечеловеческой культуры. Освоение творческой этики направлено на формирование у школьников навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Ребенок, включенный в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех; формируются умение правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи; формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир. Все эти качества самым тесным образом связаны с воспитанием у ребенка чувства гражданской ответственности за все, что происходит в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является сам. Родители активно участвуют в наших выступлениях, помогают шить костюмы, делать декорации, сопровождают нас на выездных концертах.
Радость – великая воспитательница. Она необходима для роста и развития детей. Внеурочная жизнь нашего класса приносит им эту радость во время подготовки и проведения вместе со своими родителями и учителями конкурсов, праздников, походов, экскурсий, традиционных семейных посиделок, на которых присутствуют не только родители, но и бабушки, дедушки. Спортивные праздники (иногда с выездом на природу) сплачивают не только детей, но и родителей. Поэтому родители – соавторы, соисполнители, участники, а не зрители на классных праздниках. Мы стараемся развить у родителей потребность в содержательном досуге вместе с детьми, вызвать у взрослых желание быть ближе к своим детям.
Наша учебно-воспитательная программа способствует укреплению семейных связей, просвещению родителей, формированию единого воспитательного пространства семьи и школы; раскрытию индивидуальных особенностей ребенка и развитию личности родителя; созданию атмосферы сопереживания, совместного бытиявзрослых и детей.
Опыт реализации программы в Классе Юных Моряков подтверждает эффективность подобной работы и целесообразность её внедрения.
Классный руководитель Класса Юных Моряков Н.Б. Ефанова
Капитан-наставник Класса Юных Моряков С.А. Стариков
Санкт-Петербург,
ГОУ СОШ №301
Фрунзенского района.
Поделиться: