Поиск по сайту

Использование мониторов сердечного ритма «POLAR» в деятельности в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения


Авторcтво: Волосникова Татьяна Вадимовна, заведующая ГДОУ № 139; Простотина Светлана Николаевна, руководитель физического воспитания ГДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга


Т.В.Волосникова, С.Н.Простотина

Творческим коллективом педагогов дошкольного образовательного учреждения №139 Выборгского района Санкт-Петербурга «Рекреационный центр детского творчества» совместно с преподавателями кафедры оздоровительной физической культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, было проведено исследование, посвященное изучению возможности использования мониторов сердечного ритма «POLAR S625X» в образовательном и оздоровительном процессе дошкольного учреждения.

В последние годы наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей дошкольного возраста, что повышает потребность у педагогов в разработке новых подходов к содержанию программного материала по физической культуре с учетом уровня физического развития и функциональных возможностей организма современных детей.

В настоящее время, благодаря интеграции России в мировое научно-педагогическое сообщество, перед отечественными учеными открываются новые возможности использования в научных исследованиях в области физической культуры дошкольников различных приборов и аппаратов. Одним из наиболее перспективных направлений можно считать ис­пользование мониторов сердечного ритма для оценки реакции организма детей на различные физические нагрузки и выполнение физических уп­ражнений разной степени сложности.

Монитор сердечного ритма «POLAR S625X» технически совершенное устройство, обладающее широким набором функций среди которых, в первую очередь, следует отметить: а) измерение частоты сердечных сокращений на протяжении всего занятия; б) определение скорости бега или ходьбы; в) измерение протяжённости пройденной дистанции; г) определение высоты подъема от исходной точки; д) возможность соединения и передачи данных на компьютер; е) произведение расчёта потраченных за занятия калорий.

Монитор сердечного ритма «POLAR S625X» состоит из следующих компонентов:

1. Тренировочный компьютер, который одевается как обычные часы на запястье руки. Он является центральным процессором и собирает показания со всех датчиков. Во время тренировки монитор показывает величину пульса, скорость, расстояния, сжигаемую за занятия энергию и другие показатели. После тренировки он анализирует полученную информацию и преобразует её в файл.

2. Кардиопередатчик «Polar», который состоит из пояса, на котором находятся электроды, фиксирующие сердечный ритм, и кодированного передатчика «WearLink».

Всё это надевают на грудь, обеспечивая непосредственный контакт электродов с кожей. После надевания передатчика его электронные компоненты включаются. Кардиопередатчик «Polar» при помощи двух электродов измеряет сигнал ЭКГ (электрокардиограмму), определяя разницы напряжений на коже во время и после каждого удара сердца, а затем посылает сигнал на наручный монитор. Информация о ЧСС передается на приемник без проводов.

3. Датчик скорости «Polar S1 Foot Pod», который крепится на ноге. Он имеет жёсткую, удобную конструкцию и подходит под любую спортивную обувь. Датчик передаёт на монитор информацию о скорости и расстоянии за время занятия физической культурой. Нужно отметить, что и тренировочный компьютер, и кардиопередатчик, и датчик скорости вызывает интерес у детей и, как следствие, повышение эмоционального фона, а значит и мотивации, также оказывает косвенное влияние на формирование представлений о здоровом образе жизни.

4. Также в комплекте с монитором есть Инфракрасный интерфейс «POLAR» - через USB. Он обеспечивает двустороннее соединение монитора сердечного ритма с компьютером.

5. Пакет программного обеспечения. Программа «Polar Precision Performance» представляет собой набор аналитических инструментов для сбора и изучения данных, передаваемых на компьютер с монитора. С помощью этой программы можно создавать информационный ре­сурс, в котором будут представлены различные формы отчетов, графики и схемы различных периодов двигательной деятельности и данные по инди­видуальным показателям отдельных занимающихся.

Мониторы сердечного ритма дают возможность сравнить и оценить реакцию сердечно-сосудистой системы у детей выполняющих одновременно одинаковые физические упражнения и получающих один и тот же объем физической нагрузки.

Известно, что одним из ведущих факторов укрепления здоровья дошкольников является двигательный режим. При его рациональной организации происходит стимулирование процессов роста и гармонического развития, что благоприятно отражается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма, повышении их биологической надежности. Двигательная нагрузка - наиболее управляемый фактор внешней среды. Создавая рациональный режим двигательной активности, можно регулировать морфологическое и функциональное развитие организма, предопределять его дееспособность и устойчивость к раздражающим факторам внешней среды.

Таким образом, мониторы сердечного ритма типа «POLAR S625X» оказывают помощь педагогам по физической культуре и спорту, медицинским работникам дошкольного образовательного учреждения, помогают своевременно и качественно диагностировать, контролировать реакцию организма ребенка на физическую нагрузку и, при необходимости, вносить коррективы, а также организовывать оптимальный двигательный режим детей в дошкольном учреждении.

Использование мониторов сердечного ритма, в частности фирмы Polar, открывает перед исследователями широкие воз­можности в получении объективной информации о реакции организма ребенка дошкольного возраста на различную физическую нагрузку. Полученные данные об энергетических затратах (показатели расхода энергии (калории) и потребления кислорода) помогут оценить воздействия на метаболические процессы, происходящие в организме ребенка, низкие показатели которых могут негативно влиять на развитие мышечной и других систем у детей.

Для использования данной технологии в дошкольном образовательном учреждении необходимо иметь мониторы сердечного ритма в количестве шести или восьми штук, что соответствует числу детей в одной подгруппе. В связи с достаточно высокой стоимостью мониторов сердечного ритма, мы рекомендуем приобрести комплект датчиков на район и использовать руководителями физического воспитания и медицинскими работниками по мере необходимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропова, А.П. Индивидуализация процесса осуществления здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук / А.П. Антропова. – Челябинск, 2001 – 169 с.

2. Глазырина, Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного и образовательного направлений физического воспитания дошкольников: дис… д-ра пед. наук / Л.Д. Глазырина. – Минск, 1992. – 347 с.

3. Использование мониторов сердечного ритма «POLAR» в научных исследованиях в области физической культуры дошкольников / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, Н.Л. Петренкина, Г.Г. Лукина, Т.В. Соловьева, О.П. Бауэр // Развитие физической культуры и физкультурного образования в новых социокультурных условиях: матер. науч.-практ. конф. «Герценовские чтения». – СПб.: Стратегия будущего, 2007. – С. 63-67.

4. Кравчук Т.А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни: дис. … канд. пед. наук / Т.А. Кравчук. -Омск, 1996.-197 с.

5. Мамчур, Н.Н. Гигиеническое обоснование двигательного режима детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис… канд. мед. наук / Н.Н. Мамчур. – М., 1993. – 24 с.

6. Масло, И.М. Влияние физкультурно-оздоровительных мероприятий на физическое состояние детей старшего дошкольного возраста с ослабленным здоровьем: дис. ... канд. пед. наук / И.М. Масло. – М., 1998. - 148 с.

7. Мониторы сердечного ритма Polar. – Режим доступа: http://www. polar-russia.ru/ (24 мар. 2007).

8. Найн, А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А.А. Найн, С.Г. Сериков // Педагогика – 1998 - № 8 – с. 53-56.

9. Правдов, М.А. Интеграция двигательной и познавательной дея­тельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образователь­ных учреждениях: автореф. дис. … д-ра пед. наук / М.А. Правдов. – СПб., 2003. – 38 с.

10. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.

11. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 1991. – 272 с.

12. Щвецов, А.Г. Гигиенические основы формирования здоровья детей в детских дошкольных учреждениях и разработка комплексной системы его укрепления и охраны: автореф. дис… д-ра мед. наук / А.Г. Щвецов. – Алма-Ата, 1991. – 37 с.

13. Eston, R.G. Validity of HR, pedometry, and accelerometry for predicting he energy cost of children's activities / R.G. Eston, A.V. Rowlands, D.K. Ingledew // Journal Appl. Physiol. – 1998. - № 84. - pp. 362-371.

14. Finn, K. Factors associated with physical activity in preschool children / K. Finn, N. Johannsen, B. Specker // The journal of pediatrics. – 2002. - Vol. 140. - № 1. - pp. 81-85.

15. Janz, K. Validation of the CSA accelerometer for assessing children's physical activity // Medicine and science in sport and exercise. – 1994. - № 26. - pp. 369-375.

16. Trost, S.G. Conducting Accelerometer-Based Activity Assessments in Field-Based Research / S.G. Trost, K.L. Mciver, R.R. Pate // Medicine and science in sport and exercise. – 2005. - Vol. 37. - № 11(Suppl). - pp. 531-543.


Поделиться: