Авторcтво: Мельникова Ольга Валерьевна, педагог-психолог, классный руководитель ГБОУ школа №94 Санкт-Петербурга |
Каждый человек приходит в этот мир со своей целью, которая обретается на протяжении его жизни, становясь призванием. И есть сферы жизнедеятельности, а, если быть точнее, профессиональной деятельности, в которых без призвания ничего не выйдет. Одна из них – педагогика. В эту профессию люди приходят не случайно, ведь человек, становясь педагогом, берет на себя большую ответственность за детей: их гармоничное развитие и воспитание. А значит и за свое развитие личности, в том числе. Я убеждена, что каждый педагог взаимодействует (будь то процесс воспитания, развития или обучения) своей ЛИЧНОСТЬЮ. Поэтому он обязан обладать навыками и характеристиками самоактуализирующейся личности, чем и будет вдохновлять своих учеников и воспитанников.
Я бы выделила три фактора, которые, на мой взгляд, существенно влияют на то, насколько процессы, в которые педагог вовлекает ребенка, будут успешными. Это вдохновение, рефлексия и непрерывное саморазвитие.
Об этом мы еще вспомним, а пока перенесемся в историю понятия «наставничество».
Различные определения понятия «наставничество»
Толковый словарь русского языка за 1938 год определяет наставничество как книжное и устаревшее понятие, которое означает звание или занятие наставника. Здесь же присутствует глагол «наставить (наставлять)» с пояснением «кого-что чему или на что (книжн. устар.) научить, преподать кому-н. что-н. хорошее».
Новый психолого-педагогический словарь делает упор на педагогику в описании наставничества: «Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера».
Наставник в системе образования - это «учитель - профессионал высокого класса, знающий образовательную организацию, имеющий опыт педагогической работы и оказывающий помощь молодым специалистам».
Таким образом, наставничество - это процесс, направленный на формирование личности каждого воспитанника, его социальных и профессиональных компетенций для активной и плодотворной деятельности на благо общества и государства.
Роль наставника могут занимать педагогу по отношению к детям, а также коллеги по отношению к друг другу. Однако, если мы говорим о жизни каждого такого педагога, то можем узнать интересную историю становления его «Я-Концепции» как педагога, в которой есть люди, повлиявшие на этот путь, - НАСТАВНИКИ.
Факторы наставничества
Выше я сказала о том, что, на мой взгляд, способствует успешному протеканию процессов, в которые педагог вовлекает детей разных возрастов – это вдохновение, рефлексия и непрерывное саморазвитие. Разберем каждый по отдельности.
Словарь практического психолога С.Ю. Головина предлагает нам следующее определение:
«Вдохновение
- особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъёмом и концентрацией сил человека. Как эмоциональный концепт — это состояние является типичной чертой и составным элементом творческой деятельности».
Педагог – это фигура, с помощью которой ребенок впервые производит «касание» со всем окружающим миром и, в первую очередь, с самим собой. Мы мотивируем, создаем условия для ситуаций успеха, поддерживаем субъектность ребенка и личным примером демонстрируем, как ИНТЕРЕСЕН мир. Вдохновение запускает познавательный процесс, который стимулируется различными «триггерами», воздействуя на «Я-Концепцию» ребенка.
Тесным образом здесь связан фактор непрерывного развития самого педагога. Хочется привести в пример аналогию с подобными треугольниками: если стороны треугольников подобны, то и треугольники являются подобными. Педагог, который постоянно самосовершенствуется, развивается, осваивает новые приема и методики, а также переживает различных психоэмоциональный опыт, расширяя границы своей личности, «заразит» своих учеников и воспитанниками той же моделью поведения и типом мотивации – мотивацией достижения успеха.
Завершающий этап любой деятельности – это рефлексия.
Все словари сходятся в одном, что это некие размышления аналитического характера о себе, о деятельности, об эмоциях и чувствах и, в частности, о занятии и впечатлениях от него. Поэтому педагоги просто обязаны использовать рефлексивные технологии, чтобы развивать у детей способность анализировать и рефлексировать события, явления и, конечно самого себя.
Роль наставников в моей профессиональной деятельности
Пусть мой путь еще достаточно небольшой, но в моей жизни уже есть люди, без которых моя личность в профессии могла бы и не состояться так, как она состоялась сейчас.
Говорят, что первое слово в жизни ребенка – это мама, ведь именно она играет важную роль в формировании личности ребенка и его становлении как взрослого человека. В моем случае, именно мама была первым человеком, который вдохновлял своим примером в сфере образования и воспитания. Дело в том, что мне повезло родиться в педагогической династии. «Педагог» - для нашей семьи не просто слово, это образ жизни и призвание.
Родители могут как окрылить ребенка, заставив верить в свои возможности, так и отбить все желание как-либо самовыражаться. Моя мама – Мельникова Алевтина Ильгизовна, - является педагогом с 15-ти летним стажем, богатым опытом организации школьных инициатив и пространств, магистром педагогики, автором молодежного проекта «Движение к красоте» в рамках реализации общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования «Движение к красоте: культурное воспитание подростков посредством создания бального праздника», а также многочисленным призером, победителем, участником конференций, конкурсов различного уровня. Мама показала, что в педагогике нет границ твоим возможностям, нет ничего невозможного! В моей жизни это находит отклик, ведь я стремлюсь изучать науки глубже и развивать себя, в первую очередь, как личность.
Наставничество моей мамы можно сравнить с «красной нитью», что тянется всю мою жизнь и будет продолжать ее пронизывать, пока мы обе находимся в этой профессиональном среде.
Получается так, что мы с вами движемся по хронологии моего пути, который напрямую связан с биографией моей жизни.
Практически каждый человек с теплотой вспоминает студенческое время, ведь жизнь студента в университете – это буйство красок и море эмоциональных впечатлений, потому как именно в высших учебных заведениях развита системы дополнительного образования и студенческих инициатив.
Я окончила с отличием институт психологии РГПУ им. А.И. Герцена, где принимала участие в проектах и сбыла участников студенческих организаций. Там я познакомилась с педагогом из Карелии – Хорош Валентиной Алексеевной, и ее авторской разработкой «Секреты общения». Мудрость этой женщины заставляет задуматься о себе, задать вопросы себе и миру, а это способствует постоянной рефлексии себя как личности, как педагога и как человека в этом мире.
Развиваясь как педагог в сфере образования, я реализовываю себя еще и как психолог. В этом большое значение имеет супервизор - квалифицированный специалист, проводящий индивидуальные и групповые консультации для психологов и психотерапевтов. В моем случае «функционал» такого специалиста оказался шире слова «супервизор».
Таким человеком для меня оказался мой научный руководитель – Трегубенко Илья Александрович – доцент, кандидат психологических наук института психологии РГПУ им. А.И. Герцена. На мой вопрос: «А как правильно выбрать методологический подход в психологии?», - он ответил, что значение имеет моя личность, то, какой я человек, какими чертами характера обладаю, и именно по принципу комплиментарности ко мне «притянется мой подход».
Для детей, у который я являюсь классным руководителем, я стараюсь стать таким же наставником, который вдохновил на свершения, дал возможность поверить в свои способности, помог развить свои потенциалы и понять, как достичь поставленных целей.
И закончить свое рассуждение на тему наставничества я хотела бы фразой Альберта Швейцера: «Иногда наш огонь гаснет, но другой человек снова раздувает его. Каждый из нас в глубочайшем долгу перед теми, кто не дал этому огню погаснуть».
Поделиться: