Авторcтво: Нецветаева Виктория Олеговна, старший преподаватель, Кочеткова Лариса Григорьевна, старший преподаватель ФКОУ ВО «Академия права и управления ФСИН» Рязанской области |
Ключевой целью изучения иностранного языка представляется потребность в формулировании своих мыслей в ходе коммуникации с различными людьми, говорящими на этом языке, в настоящей жизни. Самовыражение возможно как в процессе устной, так и в письменной коммуникации, а с развитием современных технологий и Интернета это стало как никогда просто. Всевозможные социальные сети стали обязательной частью нашего повседневного обихода, что и послужило дополнительным толчком для необходимости формирования навыков письменной коммуникации.
Исследования показывают, что способность обучающегося пользоваться навыками аудирования и говорения непосредственно сопряжена со способностью познавать и воспроизводить письменную речь [2; 3; 4; 5]. Отчего многие изучающие иностранный язык особенно полагаются на навык письма как на неотъемлемую часть процесса обучения языку. Письмо на иностранном языке часто воспринимается как сложная задача, потому что оно требует от учащегося не только генерировать и систематизировать идеи, но и использовать лингвистические знания для эффективного выражения смысла. В связи с этим следует отметить, что целесообразно обучение разнообразным видам письменной деятельности позволяет обучающимся совершенствовать умение ясно и отчетливо высказывать свои мысли, писать логично и аргументированно.
Интернет активно помогает в развитии навыка письма. Учащиеся могут практиковать и развивать свои навыки во время переписки в чатах, мессенджерах, социальных сетях, на форумах, электронной почте или блогах. Преподаватели все чаще применяют блоги в разнообразных педагогических целях. В то время как личные блоги способствуют самовыражению и саморефлексии, коллективные блоги способствуют совместному созданию знаний на изучаемом языке посредством социального взаимодействия [4, с. 89].
Благодаря ведению блога учащиеся не только создают и обновляют контент, но также делятся идеями и обмениваются ими с другими пользователями в виртуальном учебном сообществе. Учитывая то, что блоги представляют собой асинхронные способы компьютерно-опосредованной коммуникации, учащиеся пишут в своем собственном темпе, не теряя времени, что дает им большую свободу критически размышлять над содержанием и формой. Мгновенный характер публикации контента для широкой аудитории, а не для одного преподавателя, повышает мотивацию к качественной работе. Архивные записи, которые документируют работу учащихся с течением времени, позволяют учителям и учащимся также оценивать текущую работу. Кроме того, в процессе написания блога учащиеся берут на себя несколько ролей, публикуя свои собственные записи, а также читая сообщения друг друга и отвечая на них. Посредством асинхронной обратной связи учащиеся обсуждают как значение, так и форму, а также помогают друг другу развивать новые идеи и выявлять лингвистические проблемы. Согласно мнению П. Уэра и Г. Кесслера, обратная связь через асинхронное взаимодействие, как правило, сосредоточена на языковых корректировках [6, с. 328]. В результате учащиеся укрепляют свои навыки письма, расширяя словарный запас и улучшают грамматическую точность.
Блог представляется одним из элементарных методов выражения своих мыслей, эмоций и идей. Это веб-приложение, которое отражает последовательные записи, с использованием несложных пользовательских интерфейсов, позволяющих пользователям без труда записывать и редактировать свежие датированные текстовые записи. Ведение блога не ограничивается исключительно текстом. При необходимости возможно добавить графику, мультимедиа, видео, аудио, гиперссылки и анимацию. Для создания и ведения блога нет необходимости располагать некими особыми навыками. В Интернете имеется множество платформ, которые возможно использовать для создания блога, например, LiveJournal, Medium, Яндекс.Дзен, Telegram, Wix, WordPress, Squarespace и другие.
Обладая вышеупомянутыми преимуществами, было обнаружено влияние ведения блога на беглость письма и межкультурную компетентность учащихся, а личные блоги способствуют самоанализу и совместному обучению. Кроме того, ведение блога способствует автономному обучению, а также развитию мотивации и взаимодействию учащихся, что вовлекает их в практику письма [4, с. 103].
Исследования показывают, что включение блогов в ход обучения способствует росту у обучающихся навыков композиции и структурирования письменного текста. Применение блога помогает учащимся улучшить содержание и организацию их письма, поскольку это позволяет им обращаться к большей аудитории. При написании блога автор больше внимания уделяет словам и используемым структурам, следит за соблюдением некоторого стиля письма. Еще ведение блога совершенствует навыки употребления языка и расширяет словарный запас обучающихся. Блоги имеют колоссальный методический потенциал. Они позволяют создавать уникальные условия для обучения письменной речи на иностранном языке. Например, они помогают развивать умения писать личное письмо, делиться мыслями на определенную тему, излагать сведения о себе в форме, принятой в стране / странах иностранного языка, такие как, автобиография, резюме [1], а функция комментирования способствует продолжению общения на иностранном языке. Благодаря блогам у учащихся появляется мотивация использовать изучаемый язык не только на занятиях, но и в свободное время.
Применение блог-технологий играют значительную роль в развитии навыков коммуникации и взаимодействия на изучаемом языке, содействует вырабатыванию навыков неофициального общения на изучаемом языке, предоставляет обширный потенциал для его фактического применения. Исследуя эффективность написания блогов в обучении, можно сделать вывод о положительном влиянии данного вида деятельности на развитие навыков письма. Написание текстов в Интернете поддерживает социальные, когнитивные и эмоциональные аспекты написания блогов, позволяя учащимся учиться самостоятельно и в сотрудничестве со своими сверстниками и преподавателем. Задания, поставленные преподавателем, непосредственно связанные с использованием языка в реальной жизни, способствовали мотивации учащихся к участию в учебном процессе. Обратная связь со сверстниками посредством блога расширяет возможности преподавателя и дает учащимся чувство автономии и достижения, а независимость от времени и места предлагает им гибкость и удобство.
Список литературы
- Кудинова Ю.А. Методика развития умений письменной речи средствами интернет-блога / Ю.А. Кудинова // Языки, культуры, этносы. Формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты: сборник научных статей по материалам XI Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (с международным участием) (Йошкар-Ола, 24 ноября 2017 года) / Марийский государственный университет; под ред. Н.Г. Баженовой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018. – С. 239–245.
- Нецветаева В.О. Использование видеоматериалов при дистанционном проведении занятий по иностранному языку в вузе / В.О. Нецветаева // Вестник педагогических наук. – 2021. – №2. – С. 96–98.
- Bloch J. (2007). Abdullah’s blogging: A generation 1.5 student enters the blogosphere. Language Learning.
- Lee L. (2011). Blogging: Promoting learner autonomy and intercultural competence through study abroad. Language Learning & Technology, 15(3), 87–109.
- Lee L. (2012). Engaging study abroad students in intercultural learning through blogging and ethnographic interviews. Foreign Language Annals, 45(1), 7–21.
- Ware P., & Kessler G. (2013). CALL and digital feedback. In M. Thomas, H. Reinders, & M. Warschauer (Eds.), Contemporary Computer-Assisted Language Learning (pp. 323–339). London: Continuum.
Поделиться: