Поиск по сайту

Формирование универсальных учебных действий как основы читательской грамотности


Авторcтво: Рогова Ирина Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга


       Актуальность темы: Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Министерство просвещения Российской Федерации. Приказ N 286 от 31 мая 2021 г.) требует нового нестандартного подхода в обучении и воспитании учащихся. Начальное образование находится на первичном этапе обучения ребенка. Оно формирует базовую систему знаний о быстро меняющемся мире для дальнейшего использования ее в течении жизни.
        Важнейшим учебным действием является развития речи за счет обогащение словарного запаса. Запоминание, усвоение написания трудных слов требует многократных повторяющихся упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ обучающихся.
        Универсальный учебные действия, составляют основу читательской грамотности и включают в себя, в частности, понимание содержание словарной статьи, определение её главной мысли, выявление фактов, интерпретирование данные, поиск объяснения предложенной проблемы, применение полученных сведения в своем тексте, оформленным в устной или письменной форме [7, с.10]
        Необходимо отметить, что грамотно спланированная и организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному язык. Значимая роль отводится работе со словарями. Знакомство с ними начинается в начальной школе. Работа с источниками информации позволяет сформировать необходимый комплекс универсальных учебных действий, которые способствуют успешному развитию компонентов функциональной грамотности учащихся на всех ступенях обучения. [5, 7].
        Умение работать со словарями – метапредметный навык. Он формируется на всех занятиях. Но главными остаются уроки русского языка, литературного и внеклассного чтения. Деятельность, организованная учителем на уроке, позволяет учащимся научиться ставить цели, определять возможные результаты, планировать свои действия для решения имеющейся проблемы с помощью определённого, нужного для конкретной цели словаря, самостоятельно получать из бумажных и электронных источников необходимую информацию, анализировать её, включать при создании своих устных или письменных вариантов текстов.            Нужно на всех этапах работы показывать учащимся ценность приложенных ими усилий, стремления открыть что-то новое, их умений взаимодействовать, работая в парах, в группах, а также значимость полученных результатов для дальнейшего использования в повседневной жизни. 
        Накопленный с детства опыт работы со словарями как надёжными ресурсами помогает учащимся изучать родной язык, воспринимать оттенки слов и речи окружающих людей. Одновременно у ребят повышается интерес к знакомству с традициями нашего народа, с языковым наследием предшествующих поколений, с текстами мастеров русского слова. Усиливается внимание к обычным явлениям природы и возникает желание наблюдать за животным и растительным миром родного края.
        В начальной школе важно на простых примерах, знакомых учащимся, показать красоту и богатство русского слова, одним из которых является слово кипрей
.
        Тема урока: Составление рассказа «Кипрей».

        Тема урока вызвала у учащихся живой интерес, готовность узнать, что скрывает это слово, помогла закрепить необходимые универсальные учебные действия в процессе получения конечного результата своего рассказа об удивительном растении, которое порой не замечали. Данная тема подтвердила предположение, что ученики с радостью решают учебные задачи, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, что они узнали на уроке в школе.
        Целевая аудитория: 3–4 класс, возраст обучающихся 9–10 лет.
        Роль и место урока в системе работы: данный урок является важным этапом формирования универсальных учебных действий в работе со словарями и его целесообразно использовать в рамках занятий по развитию речи.
        Цель: создание условий по формированию умения осуществлять поиск и обработку необходимой информации с использованием различных видов словарей в бумажном и электронном виде для составления рассказа о кипрее.
        Задачи: 1. формирование функциональной грамотности учащихся:
деятельностной - формулировать цель деятельности, осуществлять взаимои самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, компьютерной - находить информацию о словарях в сети Интернет с помощью ссылки, информационной - находить и отбирать необходимую информацию из словарей в бумажном и электронном виде; читательской:
       а) понимать, анализировать и использовать тексты словарных статей,
       б) формировать умения обобщать и интерпретировать информацию; коммуникативной - работать в паре, сотрудничать с одноклассниками и учителем;
                      2. помочь учащимся осознать лексическое значение слова «кипрей»;
                      3. воспитывать у учащихся любовь и уважение к родному языку, к родной природе.

         Планируемые результаты:
                 1. предметные: различать виды словарей в зависимости от их назначения, использовать словари различного вида в практической деятельности, составлять текст о кипрее на основе, полученной на уроке информации;
                 2. метапредметные:
а) познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, выделять главную информацию, соответствующую поставленным целям, с помощью разных видов словарей в бумажном виде;
б) регулятивные: формулировать проблему на этапе постановки учебной задачи, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, моделировать план действий для решения поставленной проблемы, осознавать результаты собственной деятельности;
в) коммуникативные: сотрудничать в совместном планировании решения поставленных учебных задач, участвовать в процессе поочерёдного выполнения действий в паре, избегать, конфликтных ситуаций, принимать и учитывать мнение и интересы товарища, уметь точно и ясно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
г) личностные: осознавать свою идентичность как гражданина и жителя России, укреплять чувство любви и уважения к своей стране, русскому языку, родной природе, формировать готовность к самоанализу и саморазвитию. Форма проведения: урок развития речи.

         Используемые педагогические технологии, методы, приемы.
В данной методической разработке используются технология продуктивного чтения, технология смыслового чтения, технология развития критического мышления, технологии сотрудничества и здоровье сберегающая. Применяются словесные методы: беседа, исследовательские методы (учащиеся самостоятельно пополняют свои знания, вникают в изучаемую проблему и предполагают пути ее решения), частично-поисковые (учащиеся самостоятельно выбирают из готового текста нужную им информацию), методы наглядно-образного обучения (карточки с эталоном, видеофрагмент). Также используются: 1. организационные приемы: постановка цели, объяснения заданий, планирование, организация самостоятельной работы, инструкция, 2. приёмы, основывающиеся на применении дидактических средств (словари различных видов); 3. приёмы, позволяющие организовать работу с текстом («птичий базар», комментированное чтение, выделение ключевых слов); 4. приёмы, помогающие определить последовательность изложения материала (логическая цепочка);

          Ресурсы:
        - материально-технические ресурсы: ПК учителя, медиапроектор, экран, презентация по теме, интерактивная с выходом в сеть Интернет, карточки с текстом;
        - информационные ресурсы: толковый словарь русского языка О. С. Ожегова, толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля словарь синонимов русского языка, энциклопедический словарь, хрестоматия по внеклассному чтению для начальной школы. К словарям прилагаются ссылки, по которым можно найти их версию в сети Интернет. Можем отметить, что решение этой проблемы не возможно без применения инновационных образовательных решений, современных технологий, ориентированных на разработку системы организации словарной работы, заинтересованность ученика, и как результат - его к успешности.

                Заключение

       Разрабатывая методический материал учитель создаёт условия для развития у младших школьников комплекса универсальных учебных действий согласно требованиям ФГОС нового поколения. Обучающиеся приобретают навык работы с разными видами словарей. Задания способствуют развитию умений находить информацию на бумажных носителях, извлекать ее, обрабатывать и интерпретировать. В результате работы дети создадут свои рассказы о кипрее, которые можно в дальнейшем продолжать наполнять новым содержанием на уроках естественно-научного и гуманитарного цикла, во внеурочной деятельности или самостоятельно дома.
       Сведения о кипрее, как о слове и о растении, полученные учащимися самостоятельно на занятии, обогатят их представления о многообразии словарного запаса и представителях природы родного края, будут способствовать укреплению истинных патриотических чувств.
       При подготовке к проведению данного занятия необходимо заранее подготовить авторский состав словарей в бумажном и электронном видах. Педагог вправе предложить словари, которые имеются в его библиотеке.
       Дополнительной рекомендацией может быть создание видеофрагмента о цветке, растущем в естественных условиях.

                                                                                                                     Список используемой литературы

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка [Текст] : практический справочник : около 11 000 синонимических рядов / З. Е. Александрова. - 17-е изд., стер. - Москва : Дрофа : Рус. яз.569 с.
2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - Москва : Советская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Фонд "Ленингр. галерея", 2002. - 1628 с. : ил., карт.; 27 см.; ISBN 5-85270-015-0 (В пер.) – 196с. 3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. / В. Даль. - Репр. воспроизв. изд. 1912-1914. - М. : Цитадель, 1998. - 26 см. Т. 2: ИО. Т. 2. - Москва : Цитадель. - 2030 с. тб.; ISBN 5-7657-0056-X. ... Репр. воспроизв. изд. 1912-1914. Выходные данные. М. : Цитадель, 1998. – 1233 с.
4. Калиниченко Л.А. Метапредметные умения: формирование и оценка // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24677 (дата обращения: 14.11.2023).
5. Николаева А.Д., Маркова О.И. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.; URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=20437 (дата обращения: 14.11.2023).
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений: словарь / С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование, 2019. – 1376 с.
7. Ушева Т. Ф. Формирование метапредметных умений учащихся: методическое пособие /Т. Ф. Ушева. – Иркутск: ГОУ ВПО ИГЛУ, 2011. – 92 с. (с. 12 – в начало)

Поделиться: