Поиск по сайту

Проектная деятельность в детском саду


Авторcтво: Волова Татьяна Петровна, учитель-логопед ГДОУ №133 компенсирующего вида (для детей с нарушением зрения) Выборгского района Санкт-Петербурга


Главной особенностью метода проектов является обучение в активной форме. Е.Г. Кагаров, анализируя опыт зарубежных педагогов, дает такое определение: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца с определенной целью».

Мы занимаемся проектной деятельностью в нашем саду уже около 10 лет. Нами разработаны проекты «Цветы», «Минералы – сокровища Земли», «Экзотические фрукты».

Актуальность проектов

Природа окружает ребенка с ранних лет, она ему органична, привлекает своей необычностью, новизной, волшебством. Природа побуждает ребенка к передаче чувств, мыслей, к речевой активности. 1.jpgПоэтому наши проекты «Цветы», «Минералы – сокровища Земли» интересны и близки детям. Проект «Экзотические фрукты» также вызывает большой интерес, ведь все больше экзотических фруктов можно увидеть и купить в супермаркетах, более того, многие дети путешествуют с родителями по южным странам.

Цели и задачи проектной деятельности:

- расширение кругозора ребенка, пополнение и активизация его словарного запаса;

- формирование навыков исследователя;

- развитие познавательной активности;

- формирование умения работать в коллективе;

- умение связать обучение с жизнью, применять знания на практике;

- привлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами;

При этом мы решаем наши коррекционные задачи: зрительные и логопедические, развиваем психические процессы.

Особенности проектной деятельности

Педагог выступает в роли организатора, дает простор самостоятельности, приветствует любую творческую деятельность ребенка.

Наши проекты носят познавательно-игровой характер. В проектную группу нашего ГДОУ входят учитель-дефектолог, учитель-логопед и воспитатели. Обязательным условием проекта является заинтересованность, увлеченность, инициативность. При этом важно не «вязнуть» в проблеме, воспринимать ее легко и весело. Большую роль играет атмосфера в этом тандеме: умение легко и ненавязчиво вовлечь в проектную деятельность детей и их родителей.

2.jpgДети сами выбирают любой объект (цветок, минерал, фрукт) для собственной презентации. Находят информацию, готовят сообщение. Затем они защищают свою работу, выступают перед коллективом.

Мы прорабатываем тему во всех видах деятельности (см. сетку проектов), решая педагогические и коррекционные задачи.

В конце проектов мы проводим веселые праздники – игры «Аленький цветочек», «Найди клад», «Бал у Короля фруктов Граната».

Многие дети продолжают проекты самостоятельно: разводят цветы и ухаживают за ними, изучают и коллекционируют минералы.

Этапы проектной деятельности:

- анализ и обсуждение материала, найденного или разработанного группой;

- обсуждение хода, формы работы и задач каждого участника проекта;

- подведение и анализ итогов: обсуждение продуктов и результатов проекта, разбор ошибок и недочетов.



Размышление на тему «Цветы и прочие проекты»


Чтобы открыть новый мир, не обязательно лететь в космос или искать портал в параллельную реальность. Вот они, миры настоящие, разные, живые – это мои детки-пятилетки.

Я где-то читала, что очень важно «заразить» ребенка в детстве полезным увлечением. Одна из моих страстей – это цветы. Какое большое место, оказывается, в жизни людей занимают цветы… Цветы – это источник вдохновения для многих художников.

Мы с детьми стали вместе выращивать цветы, наблюдать за ними. Сделали цветочные горки, аллеи и 3.jpgклумбы.

Мы вместе искали изображения цветов и рассматривали их. Из репродукций еженедельной серии издательства Комсомольская Правда «Великие художники» устроили выставку цветов. Мы превратились в настоящих увлеченных собирателей. Читая книги, дети отмечали, что Дюймовочка появилась из тюльпана, Кай и Герда выращивали розы, Элли со своими друзьями заснули в маковом поле, а подснежники не растут в декабре.

Цветами постепенно увлеклись все мои коллеги: учитель-дефектолог Ковалева Лариса Павловна «путешествовала» с детьми по сказке «Аленький цветочек», воспитатель Герасимова Наталья Алексеевна организовала игру по «Аленушкиным сказкам» («Диалог цветов»).

Проект «Цветы» захватил всех. Однажды благодаря Блажевич Екатерине Владимировне наша раздевалка расцвела «Подсолнухами» Ван Гога: каждый ребенок постарался нарисовать копию знаменитой картины. Думаете, не получилось? Еще как получилось – все были в восторге! А на музыкальном занятии дети танцевали-импровизировали под «Вальс цветов» Чайковского. А родители? Они очень увлеклись – все вместе мы сходили на экскурсию «Петербургская усадьба», полюбовались цветами, увидели плотоядную росянку, постояли под «хвоепадом» (там растут вековые лиственницы). Потом мы гордились работами наших деток и их родителей: цветы были вышиты, нарисованы, сделаны 4.jpgиз соленого теста и разных природных материалов. Чай мы пили из ромашки и барбариса с вареньем из лепестков роз. Печенье тоже было в форме цветов и посыпано маком…

А какие удивительные мифы и легенды рассказали наши дети… Они были настолько волшебные и завораживающие, что все забыли про три «страшные» буквы ОНР.

Какие у нас были цели и задачи? А вот эти, как в песне: «…Сказку не вспугнуть, миру бескрайнему сердце распахнуть…»

То что, сейчас называют модным словом «проект», давно присутствует в нашей работе – не ведая того сами, мы живем в подобных проектах уже 10 лет. Мы как настоящие коллекционеры со страстью ищем материалы к своим проектам, собирая их вместе, сортируя по папкам.

Один из моих любимых проектов – это «Минералы – сокровища Земли». «Татьяна Петровна, я, пожалуй, не хочу больше быть президентом, а буду геологом», – вот настоящий бриллиант нашей работы. А как можно равнодушно смотреть на ладошку ребенка, когда он с горящими глазенками показывает простой камушек, принесенный с прогулки, и говорит: «Смотри, какое сокровище я нашел! Красиво?»7.jpg

А проект «Экзотические фрукты» – наверное, самый вкусный проект. Сколько всего интересного мы узнали о фруктах! Мы сами сделали карту мира, где произрастают эти фрукты. Мы превращались в «пассажиров самолета» и путешествовали везде, останавливаясь в странах, где они растут. Закончился проект праздником «Бал фруктов». Все веселились и угощались.

Наш ГДОУ превращается… превращается в сад. Приходите к нам в гости. А может, красота и вправду спасет мир?


Приложения:

Примерное содержание работы по проекту «Экзотические фрукты»

Примерное содержание работы по проекту «Минералы – сокровища земли»

Примерное содержание работы по проекту «Цветы»


Поделиться: