Авторcтво: Ломакина Ольга Игоревна, концертмейстер ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга |
Современная жизнь сложна и многообразна. Экологические, социальные, экономические и другие проблемы, вставшие сегодня перед нами, могут быть сведены к общей проблеме - проблеме человека. Каков человек - такова его деятельность. Что определяет, характеризует человека - его Культура. Культура в свою очередь, есть отображение внутреннего мира. Отсюда следует, что многочисленные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а, следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблемы культуры, являются следствием общего признака Культуры. Из-за определенных социально-экономических проблем резко снизилось влияние семьи на ребенка. Отсюда - безнадзорность. Резко уменьшилась доступность к Культурным ценностям. Среди детей возникли проблемы школьной дезадаптации - образование неадекватных механизмов в приспособлении ребенка к школе в форме нарушения учебы, поведения, нравственных отношений, реакции повышенного уровня, тревожности, искажений в личностном развитии.
Эмоциональная сфера современного ребенка подвергается огромным перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий - обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность, жестокость. Отсутствие должного внимания и своевременного воздействия взрослых на эту сторону психологической жизни ребенка отрицательно сказывается на его развитии.
Нередко оказывается, что в эмоциональной «реабилитации» нуждаются внешне вполне благополучные, хорошо успевающие в школе дети, чья замкнутость, отгороженность от сверстников, неконтактность трактуются как скромность и воспитанность, а жестокость, вспыльчивость других объясняются особенностями возраста, минутной слабостью. Бесспорно, необходима работа с чувственной сферой детей, которые изначально, в силу разных причин и обстоятельств, при сохранном интеллекте имеют те, или иные эмоциональные неблагополучия. Эмоциональная сфера таких детей, как тонкая мембрана, чутко реагирует на любое негативное воздействие окружающего мира, на пассивность и непрофессиональное вмешательство взрослых на эту сферу психики ребенка.
В последние годы проблема гуманитаризации и эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современного психически адекватного и гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения. Развитие всех этих качеств невозможно без создания эффективной системы эстетического образования и воспитания.
Как показывает весь накопленный в этом направлении педагогический опыт, положительный эффект эстетического образования и воспитания достигается лишь в том случае, если ребенок не просто сталкивается время от времени с теми или иными явлениями искусства, художественными идеями и образами, но оказывается погружённым в определённую среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы сферы чувственного мировосприятия и мировидения человека.
Путь формирования эстетического отношения, эстетического сознания начинается для ребенка, прежде всего, с разнообразных эстетических впечатлений, особенно зрительных, осязательных и слуховых. Необходимо учить его умению почувствовать красоту, выразительность окружающих предметов и явлений, давать эстетическую оценку тем или иным характерным свойствам, ярким деталям. На основе такой оценивающей активности и будет формироваться вкус как чувственно-оценочная способность человека. Однако, все богатство произведений искусства не «перейдет» и не «перельется» так просто в сознание юного слушателя или зрителя. Восприятие произведений искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка.
Очень важно, чтобы ребенок научился входить в огромный мир образов художественных произведений, чтобы он увидел внутренним взором то, что хотел передать художник, композитор; почувствовал себя участником изображенных событий. Ребенку необходимо показать, что искусство волнует, заставляет радоваться, веселиться, грустить, протестовать, бороться, необходимо развивать его эстетический интерес.
Эстетический интерес - это избирательная направленность психологическо-познавательных процессов человека на предметы и явления действительности, стремление заниматься приносящей удовлетворение деятельностью. Эстетический интерес обращен к существенному в предмете, поэтому поверхностное наблюдение предмета не раскроет его истинной красоты. Эстетические переживания связаны не только с чувственным восприятием, но и с мыслью, идеей, выраженной в произведении искусства. В основе эстетического интереса лежит знание, которое добывается активной мыслительной деятельностью. Однако, предметом удовлетворения эстетического интереса становится процесс эстетического наслаждения. При этом эстетические переживания не просто сопровождают процесс познания, они необходимы для удовлетворения интеллектуальных потребностей, для передачи таких особых элементов, которые не выразить только логическими средствами. Акт познания, так же, как и эстетическое переживание, всегда индивидуален, и в этом проявляется тесная связь познавательной деятельности и эстетического интереса.
Роль и значение музыки в социокультурном событии
Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием детей и юношества, педагогов волнует проблема легкой, развлекательной музыки, и того места, которое эта музыка занимает в жизни юного поколения. Музыка способна как увлекать человека, так и только развлекать его. Увлечь можно лишь глубокими мыслями и глубокими чувствами. Подлинное, глубокое чувство не подвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества и не проявляя признаков старения, как живут великие творения И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, П.И.Чайковского. Страшно, когда развлечение становится единственной духовной потребностью, и тогда оно ведет к пресыщенности, умервщляя, в конце концов все эстетические идеалы и потребности. Тогда формируется эстетический тип извращенного человека, не способного к активному творческому восприятию настоящего, великого искусства.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей ребенка, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать еще в раннем возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
В социокультурных событиях (игровых, развлекательных, образовательных программах и праздниках) музыка звучит всегда: как сопровождение торжественных церемоний, как аккомпанемент, как самостоятельные номера праздничного представления, либо как основа. Такие события занимают особое место в воспитании детей младшего школьного возраста. Одна из основных целей событий - формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Такие события объединяют в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому они, прежде всего, развивают у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Музыка, как ведущий компонент социокультурного события, соединяет все виды искусства, создаёт определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, весёлая, задорная, шутливая музыка на Новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 марта, передают нежные и теплые чувства. На празднике «До свидания, 3 класс» могут звучать нотки сожаления: ведь расставаться всегда грустно, но и здесь общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.
Музыка в празднике или игровой музыкальной программе оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируются чувства, потребности ребенка, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить МУЗЫКУ, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать на-строениям.
Проектируя социокультурное событие, важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения.
Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи и скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, тем самым делая социально-культурное событие неповторимым, незабываемым. Каждое музыкальное произведение имеет некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г.Ражникова).
Музыка в социокультурном событии может изображать какие-либо конкретные явления действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц - путем звукоподражания. Все вышеперечисленные аспекты музыкального воздействия развивают фантазию и воображение ребенка при слуховом восприятии.
В социально-культурном событии можно выделить две основные функции:
• Воспитательную (формирование нравственных качеств личности);
• Психологическую (снятие отрицательных эмоций и создание благоприятного эмоционального настроя).
Музыка создает благоприятный фон для всестороннего воспитательного воздействия. Важная роль принадлежит совместным переживаниям слушателей, обусловленным коллективным характером музыкального восприятия, в ходе различных праздников, концертов, музыкальных программ, то-есть, социокультурных событий.
Воспитание любви к классической музыке в процессе организации музыкально-оформленного СОЦИОКУЛЬТУРНОГО события («Музыкальной гостиной»).
Обращение к музыкальной классике, к лучшему, что создано в мировой музыкальной культуре, - важнейшая основа современного музыкального образования и воспитания, поскольку именно классическая музыка дает образцы языка, формы, сути эстетики музыки, на которых строится практика музыкального творчества. Мудрость творений Глинки и Чайковского, Шопена и Листа и других крупнейших композиторов всегда соизмерима сознанию и чувствам современного слушателя.
Классика - самый важный руководитель психического развития школьников. Вот в чем принципиальный смысл воспитания средствами искусства.
Младший школьный возраст - это этап накопления эмпирического опыта, эмоционально-чувственного отношения к внешнему миру.
Детям младших классов близко чувство добра, вера в добро - характеризует их отношение к людям, ко всем явлениям в жизни. Поэтому, воспитывая любовь детей к классической музыке, закономерно использовать в социокультурных событиях музыкальные произведения, раскрывающие сущность этого ценного понятия. Музыкальные произведения должны составлять систему различных переживаний, связанных с проявлением и ощущением добра. Так, начиная с младшего возраста, в музыкальном воспитании наибольшее развитие должна получить линия добрых чувств. В последствии это качество воспитывается на всех возрастных ступенях.
Б.М.Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.
При слушании музыки у ребёнка возникают определённой силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако, всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т.п. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребёнка идёт определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется познание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторенное эстетическое переживание особенно значимо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкальные впечатления ребёнка, оно словно очищает его духовный мир.
Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, возникшие под влиянием музыки. Ребёнок, воспринимая музыку интуитивно и сознательно её оценивает.
Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.
Развитый музыкальный вкус - это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности - при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребёнок более или менее мотивированно отдаёт предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врождённым, а приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки, у ребят возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты.
Программа по музыкальному развитию «Музыкальная гостиная», разработана с целью воспитания у детей любви к классической музыке и знакомства с другими музыкальными жанрами и направлениями. Программа имеет различные формы проведения - это:
• программа-погружение (с использованием различных компонентов детского творчества: изо-деятельности, слушания классической музыки с включением воображения, музыкально-ритмические композиции, музыкально-песенное творчество, использование дидактического материала, релаксация и многое другое); (см. в приложении)
• Тематические программы (знакомство с творчеством композиторов-классиков, слушание произведений, показ репродукций сообразно музыке, релаксация с использованием звуков природы);
• Вечера «В гостях у композитора» (встречи с детскими композиторами-песенниками, выступления хорового ансамбля, юных музыкантов);
• Театрализованные музыкально-развлекательные программы «Музыкальное путешествие» (ребята вместе с Мажором и Минором , участвуя в музыкальных играх и конкурсах закрепляют пройденный теоретический, песенный материал, проявляют личностные качества, сопереживая за героев в «борьбе» за украденные Мадам Фальшью ноты, проявляют сплоченность и находчивость); (см. в приложении)
• «Детская филармония» с элементами театрализации (знакомство с русскими народными инструментами, их возникновением на Руси, народные игры, песни, фольклор), (см. в приложении)
В младшем школьном возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями, навыками. Им присущи восприимчивость, впечатлительность и доверчивость. Поэтому программа обучения «Музыкальных гостиных» направлена на то, чтобы в процессе восприятия классической музыки изменялось глубинное содержание чувств детей и происходило их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, устойчивости. Не случайно программы имеют интегративный характер, т.к. под влиянием различных совместных видов деятельности у детей младшего школьного возраста проявляется способность к сопереживанию, а также переживание на основе образов представления и воображения. В этом возрасте возникают, и при условии системного воздействия произведений классического искусства развиваются эстетические чувства - т.е. особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного.
Важной деталью в приобщении и воспитании любви к классической музыке является умение педагога пробудить с помощью воображения и фантазий ребенка способность к соучастию в образных музыкальных событиях, т.к. переживания соучастия рождает и закрепляет очень пенную способность перевоплощения.
При знакомстве и освоении классического музыкального материала, ребенок впервые встречается с такими эстетическими переживаниями, которые, расширяя его представления об обыденных жизненных явлениях, помогают ему, опираясь на приобретаемый эмоционально-эстетический опыт, ориентироваться в таких событиях, которые выходят за рамки его непосредственных наблюдений.
Одной из возрастных психических особенностей детей этого возраста является восприимчивость и впечатлительность, поэтому при исполнении музыкального произведения не следует забывать о мимике лица, так как мимическая наглядность музыкального восприятия одухотворяет музыку. К примеру «Детский альбом» П.И.Чайковского - это мир детской игры. Он не мыслим в своем существовании и постижении без чистых и широко раскрытых глаз, доверчивых и огорченных, радующихся и удивляющихся, наполненных слезами потерь и восторженно блестящих от встреч с прекрасным. И именно лицо педагога - исполнителя - есть тот центр, который собирает, фокусирует взгляды слушателей в ситуации музыкального восприятия, позволяет переводить простое эмоциональное резонирование под воздействием мелодии в план сопереживания, наполняет нравственным содержанием эмоциональную отзывчивость. Лицевая ориентация музыкального восприятия - необходимое условие развития эмоционально-нравственной отзывчивости и воспитания любви к классической музыке, поскольку здесь большую роль играет взаимный контакт. Велико значение мимики в распознавании эмоционального состояния другого и в возникновении сопереживания.
Музыкальное оформление событий «Музыкальных гостиных» проектируется с учетом специфики музыкального воздействия на нравственность человека, которая связана прежде всего с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, при котором духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а так же сорадованием, радостью за другого.
Знакомя ребят с классической музыкой в «Музыкальных гостиных», необходимо помнить про неустойчивость внимания, легкую отвлекаемость, свойственные этой возрастной категории. Исходя из этой особенности, важно правильно решить - как и сколько говорить с детьми о музыке? Поэтическое решение этой проблемы предлагает поэтесса Новелла Матвеева:
Вы объяснили музыку словами, Но, видно, ей не надобны слова - Не то она, соперничая с вами, Словами изъяснялась бы сама. И никогда (для точности в науке) Не тратила бы времени на звуки.
Суть выражена точно. Но педагог, воспитывая музыкой, не может обойтись без слов. Более того, точно и лаконично подобранные слова лишь усиливают музыкальное воздействие. Педагог должен обладать речевой культурой, владеть грамотной, выразительной, образной речью. В беседе с детьми о музыке важно определить её характер, изменения в настроении, переданные в ней, объяснить с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ. Речь педагога должна быть яркой, живой, разнообразной. Она может включать в себя: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.
Поэтому, в качестве критериев «как» и «сколько» лучше всего считать такой предел «объяснения музыки словами», когда, настраивая детей к восприятию, одновременно вызывать у них ощущение недосказанности, которая так или иначе побуждает ребят искать ответы на возникающие вопросы в собственных размышлениях и переживаниях.
О том, насколько удается найти эту хрупкую грань, можно судить по самостоятельным размышлениям детей. Но размышление размышлению - рознь , и если высказывания школьников о музыке не откровенны, то значит, они не истинны, ибо не пережиты. Отсюда и первая заповедь - при «объяснении музыки словами» быть искренним, откровенным и учить этому детей. Проявление этих душевных качеств в ответах детей становится выражением их общения с произведением искусства, как с личностью, как с другим человеком, который от тебя ничего не скрывает.
Учитывая эти особенности детского восприятия и обладая личной профессиональностью и эмоциональностью, педагогу не сложно будет вызвать эмоциональную отзывчивость у детей в процессе слушания классической музыки, а также в процессе исполнения творческих заданий. Наличие эмоциональной отзывчивости - есть подтверждение прочувствования и осмысления музыкального содержания произведения, а, следовательно, его выражения вербальными и невербальными способами (речь, жесты, мимика, движения).
Поскольку восприятие музыки - это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные, образные движения, создание своего музыкально-игрового образа, импровизации в движении), которые с успехом применяются в программах-погружениях «Музыкальных гостиных».
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику (движения под музыку) и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Основу «Музыкальных гостиных» составляют произведения классической музыки, формируя культуру слушания, развивая воображение и эстетический интерес.
Воспитывая в детях любовь к классической музыке, педагог должен сам излучать эту любовь, быть профессионалом-исполнителем, грамотным и эмоциональным теоретиком. Кроме того, педагог должен постоянно следить за эмоциональным состоянием воспитанников на программе, и при первых симптомах усталости, ему необходимо гибко перейти к другому виду деятельности (изо-творчеству, музыкальным импровизациям, либо релаксации).
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно вывести некоторые правила, помогающие в построении и создании системы музыкального воспитания в процессе музыкально-оформленных социокультурных событий «Музыкальные гостиные»:
• Музыкальные классические произведения для слушания должны быть доступны и интересны (образны по содержанию, контрастны и невелики по объему).
• Произведения должны быть доступны для исполнения их педагогом. Педагог должен профессионально владеть инструментом и иметь достаточный уровень культуры речи.
• Выбирать музыкальные произведения так, чтобы детям не сложно было разобраться в их структуре - форме, жанре, выразительных оттенках.
• Придерживаться принципа системности и последовательности - от простого к сложному.
• Поддерживать интерес детей, используя сюрпризные и игровые моменты через взаимодействие с образной игрушкой, пантомиму или их собственные импровизации на инструменте.
Список литературы
1. Апраксина О.А Музыкальное воспитание в русской образовательной школе. - М: Издательство АПН РСФСР, 1948. -с. 148.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
3. Асафьев Б.6. Избранные статьи о муз. Просвещении и образовании. - М.: Музыка, 1965.
4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М., 1973.
5. Бахтин М.М. К философии поступка. // Философия и социализация в науке и технике. Под редакцией Фролова И.Т.-М., 1986 г.
6. Бодана Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности. //Советская педагогика. - Вып. 5-6,1992. - с. 32-33.
7. Возрастная и педагогическая психология. Под редакцией Гемезо М.В., Манохиной М.В., Михальчик Т.С. - М: Просвещение, 1984. - с. 138- 166.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
10. Гагин Ю. А Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии. - ООО Каре. - СПб.: 2000 г.
11. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы //Новые ценности образования, №2, М:, 1995.
12. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема, // Новые ценности образования, вып. №3. М:, Инноватор, 1995.
13. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975 г.
14. Горюнова Л.В. Теория и практика формирования муз. Культуры младшего школьника.. Автореферат диссертации на соискание степени доктора наук .-М.: 1991.-с. 38.
15. Донцова Т. А, Школяр Л.В. Пути повышения воспитательного воздействия музыки. // Советская педагогика. -Вып.8, 1979-с. 64-69.
16. Должанский АН. Музыка Чайковского. - М., 1981.
17. Едунов СМ, Праслова Г.А Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность: методическое пособие для учителей музыки. - СПб, 2001г.
18. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». - Вып. 11, 1999
19. Иванов И.П Звено в бесконечной цепи. - Рязань., 1994 г.
20. Иванова И.Н. Социокультурный аспект понимания ценностей культуры // Человек, диалог, понимание. -Саратов, 1996. - с.52-58.
21. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. -М.: Просвещение, 1991. - с.92-97.
22. Каргапольцев СМ. Музыка и нравственное воспитание школьников. // Советская педагогика. - Вып. 12,1990. -с. 52-55.
23. Кабалевский ДБ. Воспитание ума и сердца- М., 1984.
24. Кабалевский ДБ. Как рассказать детям о музыке? - М., 1982.
25. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванов Н.Л. Управление воспитательной системой школы, М:, Педагогическое общество Россия, 2000.
Поделиться: