Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Музыко-, библио-, сказко-, кинотерапевтические методы профилактики и коррекции эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Существуют различные взгляды на природу феномена выгорания. Большинство исследователей определяют эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип профессионального поведения. С одной стороны, это позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой — отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами. В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов, когда требования к человеку постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы, что нарушает состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неизбежно ведет к выгоранию, которое возникает не просто в результате стресса, но как следствие стресса неуправляемого. Основные детерминанты, обусловливающие возникновение эмоционального выгорания, включают в себя личностные и внешние социально-психологические факторы. К личностным факторам относятся выраженность акцентуаций характера, уровень саморегуляции, выраженность эмпатийных способностей у сотрудников, индивидуальные черты характера, выбор моделей преодолевающего поведения и психологических защит. Внешние социально-психологические детерминанты включают в себя социально-психологический климат в коллективе и особенности организации деятельности [8]. Изучение феномена эмоционального выгорания выявило его наличие у представителей практически всех помогающих профессий – врачи, учителя, психологи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и другие (С.А. Бабанов, 2007; В.В. Косарев, 2009; В.Е. Орел, 2001 и другие). Несмотря на то, что к настоящему времени проведено большое количество исследований по изучению феномена эмоционального выгорания, очень многие вопросы остаются нерешенными. Российская действительность сегодня характеризуется сложным внутренним развитием, обусловленным как наличием позитивных сдвигов, так и актуализацией факторов, приводящих к негативным изменениям в эмоционально-личностной сфере человека (Н.Е. Водопьянова, 2005; JIM. Митина, 2005 и другие). В данных условиях особую значимость получает изучение тех изменений эмоционального состояния человека, которые возникают в результате перегрузок и стрессов вследствие интенсивной работы с большим количеством людей, страдающих от самых различных личностных, физических и социальных проблем, что составляет сущность феномена «эмоционального выгорания» (Maslach, 1982 Pelman, Hartman, 1982) и является одной из разновидностей эмоционального стресса. В нашей стране очень велико количество детей с нарушениями психического развития, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Вопросам обучения детей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья в настоящее время уделяется большое внимание. Растет число коррекционных школ и центров; а также поддержание и расширение сферы развития детей в уже имеющихся учреждениях, ориентированных на "обучение с учетом особых образовательных потребностей данного контингента детей. Исследования показывают, что у специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обнаруживаются психоэмоциональное напряжение, невротизация, эмоциональное истощение, усталость, редукция персональных достижений, при которой наблюдается тенденция к негативному оцениванию себя, признаки выраженной деперсонализации, возникает деформация отношений с другими людьми, наступают необратимые изменения в соматическом здоровье и другие негативные проявления. (P.O. Агавелян, Н.М. Назарова, А.Х. Пашина, Т.И. Янданова, В.Н. Феофанов, и дугие). Специалисты работающие с детьми со сложной структурой дефекта, это та категория профессионалов, деятельность которых связана с ежедневными стрессогенными факторами (психическими перегрузками, самоотверженной помощью, высокой ответственностью за учеников, дисбалансом между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевыми конфликтами). Редина Т. В. в исследовании на тему «Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья» выявила, что структура и проявления эмоционального выгорания у специалистов коррекционных школ имеют ряд особенностей, по сравнению со специалистами из общеобразовательных учреждений. Исследование различий проявлений этого состояния у сотрудников специальных и общеобразовательных учреждений не подтверждает мысль о том, что работа с детьми с тяжелыми, сочетанными нарушениями психического и физического здоровья приводит к более выраженным проявлениям эмоционального выгорания. Наоборот, у сотрудников общеобразовательных школ обнаруживаются даже более высокие показатели эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Но различия эмоционального выгорания у сотрудников специальных коррекционных и общеобразовательных школ касаются не столько его общего уровня, сколько более тонкой структуры. Так у сотрудников общеобразовательных школ показана достоверно более высокая выраженность симптомов тревоги и депрессии, деперсонализации, психосоматических и психовегетативных нарушении, а у специалистов специальных коррекционных школ - симптомы эмоциональной отстраненности [4]. Учитывая особенности проявления эмоционального выгорания, а также факторы, повышающие риск его возникновения, необходимо реализовывать систему коррекционной поддержки лицам, работающим с детьми со сложной структурой дефекта, которая должна быть направлена как на профилактику, так и на преодоление его негативных последствий. Для этого необходимо научить педагогов распознавать признаки стресса, к которым относят физические (общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее, дрожь или нервный тик, спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание, повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение); эмоциональные (беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, агрессивность, невозможность сосредоточиться, путаница мыслей, чувство беспомощности, страх); поведенческие (суетливость; ощущение хронической нехватки времени, трудоголизм в ущерб отдыху и семейным обязательствам, чрезмерная пассивность, увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семь, потеря внимания к своему внешнему виду, увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы, интенсивное употребление алкоголя, интенсивное употребление табака, быстрая или заторможенная речь, дрожание голоса; низкая продуктивность деятельности, уменьшение времени на общение с близкими и друзьями). Также необходимо ознакомить педагогов и помочь им освоить приемы антистрессовой защиты (отвлечение, снижение значимости событий, активные действия, творчество, формы и способы выражение эмоций, рефрейминг) и научить применять их на практике. Необходимо помочь педагогам освоить существующие методы саморегуляции (антистрессовое дыхание, аутогенная тренировка, релаксация, визуализация ресурсного состояния, кинезиологический комплекс упражнений). Подобрать оптимально комфортный и эффективный метод саморегуляции с их учетом индивидуально-личностных особенностей [10]. Наряду с перечисленными выше этапами и формами работы с педагогами по профилактике и коррекции эмоционального выгорания, хочется отдельно отметить и рассмотреть такие арттерапевтические методы, которые помогают наладить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь: музыкотерапия, кинотерапия, библиотерапия, сказкотерапия.
Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу обоснования использования мной искусства в коррекционной и профилактической работе с педагогами специальной коррекционной школы. Я в своей работе с педагогами использую музыку, как средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организм и подготовки к дальнейшей работе по коррекции их эмоционального состояния. Музыкотерапевты отмечают, что для каждого конкретного состояния человека нужно подбирать индивидуальные мелодии, но существуют и «мелодии-целители» для определенного психологического состояния. На первой встрече я использую классическую музыку. При влиянии на эмоциональное состояние педагогов внешних факторов эмоционального выгорания, включающих в себя социально-психологический климат в коллективе и особенности организации деятельности, положительной динамики в коррекционной работе помогают добиться средства кинотерапии [9]. Кино позволяет зрителю узнать себя в героях и сюжетах фильма, своих близких, свои поступки, то есть посмотреть на свою проблему изнутри. Благодаря этому человек может посмотреть на свою проблему более позитивно и найти ее решение. Это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий. Эта работа над собой с помощью кино и в сопровождении психолога, которая доставляет удовольствие и помогает осознать и переосмыслить себя и свои цели, потребности, психологические проблемы. Помогает развить способность к самонаблюдению и умение быть в позиции объективного наблюдения ситуации, способность к сопереживанию, способствует личностному росту, формирует позитивное мышление и способность видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых людей, повышает психологическую компетентность. Формы работы разнообразны: упражнения, дискуссии, эксперименты, импровизационные постановки и другие. Я использую в своей работе с педагогами просмотр отдельных сюжетов фильмов, отражающих педагогическую тематику или темы отношений с коллегами. А также фильмы отражающие другие проблемы, связанные с профессиональной жизнью людей (дефицит бюджета свободного времени, влияние профессиональной деятельности на семейные отношения и переживания людей, психологическая совместимость коллег, преобладающие стратегии поведения в конфликтных ситуациях, способы решения профессиональных и внутренних конфликтов, профессиональные деформации и т.д.) [1, 2]. Посмотреть весь фильм подобранный психологом с учетов конкретной проблемы я предлагаю педагогам в домашней обстановке, так как это занимает в среднем 120 минут.
Для этой работы удобно выбирать фильмы из следующего списка: «Большая перемена»; сериал «Простые истины» - весь сериал о школе и учениках с учителями; «Розыгрыш»; «Поцелуй не для прессы»; «Сирота казанская»; «Доживем до понедельника»; «Счастье - это когда тебя понимают»; «Дневник директора школы»; «Юленька»; «Подранки»; «Учитель в законе»; «Учитель пения»; «Чужие письма»; «Учитель»; «Республика Шкид»; «Первый учитель»; «Урок литературы»; «Весна на Заречной улице»; «Уроки французского»; «4:0 в пользу Танечки»; «Сельская учительница»; «Дорогая Елена Сергеевна»; «Путевка в жизнь»; «Первоклассница»; «Дом для двоих»; «Тонкая штучка»; «Шут»; «Безымянная звезда». Фильмы не о педагогах, но позволяющие проработать профессиональные проблемы: «Дьявол носит прада», «Ищите женщину».
Литература 1. Андрущенко Н.В. Карьера как источник психологической опасности. http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/bornout.htm 2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. 3. Анохин П.К. Эмоции. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 4. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологическийжурнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-16. 5. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания. //Вестник МГУ. 1995. Серия 14. № 1. С. 54-55. 6. Богословский В.В. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности учителя // Психология труда и личности учителя. Сб. научных трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1976. С. 100113. 7. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Наука, 1996. 8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996. 9. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 10. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Казань: КГТУ, 1981. 11. Арт-терапия — новые горизонты /Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с. 12. Редина Т. В. «Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья»- автореферат диссертации. – Москва, 2010г.
Поделиться: |