Авторcтво: Ибрагимова Гуля Тагировна, воспитатель вспомогательной группы ГДОУ № 54 Приморского района Санкт-Петербурга |
Психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом в гораздо большей степени зависит от педагогических усилий, нежели развитие нормально развивающихся сверстников. Согласно положению, сформулированному Л.С. Выготским, ребенок с интеллектуальной недостаточностью может воспринимать и понимать окружающий мир, однако не в состоянии это сделать теми способами, которыми пользуется его сверстник с нормальным развитием. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи он может овладеть необходимыми знаниями и умениями. Одним из важнейших приоритетов в обучении проблемных детей является игровая деятельность. Это обусловлено важнейшим значением игровой деятельности в социально-личностном, эмоциональном, умственном развитии ребенка дошкольного возраста, а также ее большими коррекционными возможностями. Однако для проблемных детей игры становятся источником познаний лишь в том случае, если созданы особые условия для игровой деятельности. Эти условия позволяют включить ребенка в процесс коррекционно-воспитательной работы, одним из элементов которой является формирование первоначальных представлений об окружающем мире.
Дошкольный возраст – период формирования у ребенка действий, которые проявляются уже не только во внешнем, наглядно-практическом, но и во внутреннем умственном плане. Это связано с существенными изменениями, происходящими в структуре восприятия на рубеже раннего и дошкольного возраста. Поэтому прослеживается явная зависимость сенсорной недостаточности, свойственной детям с проблемами в интеллектуальном развитии, и уровня овладения ими предметной деятельностью. Особенно сложно для детей выполнение заданий с участием речи, что проявляется в недостаточном понимании. У них отмечается значительный разрыв между наглядным и словесными компонентами пространственного анализа, что является следствием недоразвития речевых и мыслительных процессов. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно отсутствие интереса при выполнении игровых заданий, поверхностное соотнесение предметного и словесного содержания, они не могут правильно оформить ответ, с трудом выполняют игровые задания, требующие сочетание внешнего и умственного действий, особенно системы умственных действий.
Игры с природным материалом (песок, глина, камни) имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребенка, дают ему возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира. В практической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, мало внимания уделялось играм с песком, глиной и другими природными материалами, хотя они являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира», не следует забывать, что в процессе взаимодействия человека с природными материалами зародились первые игры. Правда, в книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабатенко «Практикум по песочной терапии» обращается внимание на то вечное, что нас окружает с детства – песок и воду, на их значение в психотерапевтической деятельности. В коррекционно-образовательной педагогике роль природных материалов не менее важна. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина в своем практическом пособии «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом» сосредоточили внимание педагогов на практической работе в данном направлении. На своем опыте я убедилась, что игры с песком, глиной, камнями относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в теплое время года дети имеют возможность заниматься с песком, глиной и камнями. Дети подолгу и увлеченно играют с ними, исследуют их качества. Конечно, и без руководства взрослого дети приобретают некоторый опыт, но без направленного руководства взрослого дети так и не смогут выполнить задуманные действия. Чтобы игры с песком и камнями не выработали у ребят стойкий навык однообразной и разрушительной деятельности, я решила организовать в группе уголок экспериментирования, чтобы учить детей правильному использованию естественных минералов в играх (не кидаться камнями, песком), обогащать представления детей о свойствах и качествах песка, глины, камней и поваренной соли, предлагать дополнительный материал для опытов и игр.
Обучение игровым действиям с естественными минералами (песок, глина, камни, соль) не является изолированной задачей, а входит неотъемлемой частью в общий комплекс коррекционного обучения. Игры с песком и глиной следует включать в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Процесс формирования навыков игровых действий у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии организуется на основе закономерностей развития игровой деятельности у нормально развивающихся детей. Это требование вытекает из признания общности законов психического развития нормального ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Системность знаний ребенка предполагает такую совокупность знаний, структура которой подобна структуре научной теории, то есть если некоторая совокупность знаний в сознании обучаемого образует систему, то говорят о системном характере усвоения знаний. Эти знания могут выполнять разные функции в игровом опыте детей с интеллектуальной недостаточностью, но все они значимы для процесса социализации проблемного ребенка. Среди них выделяются информационная, эмоциогенная и регуляторная функции.
В качестве основной выступает информационная функция, то есть взаимодействие с естественными минералами позволяет ребенку получить информацию об его качествах и свойствах. Значение данной функции состоит в том, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью начинает ориентироваться в окружающем мире. Эмоциогенная функция проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него.
Регуляторная функция знаний тесно связана с информативной и эмоциогенной. Слова как бы проецируют знания на конкретную деятельность. Коррекционно-развивающую работу по развитию игровой деятельности с использованием естественных минералов (песок, глина, камни) необходимо строить на основе различных дидактических принципов:
- принцип связи знаний и умений с жизнью;
- принцип научности и доступности.
Таким образом, содержание игр с минералами создает условия для усвоения детьми с интеллектуальной недостаточностью элементарных, научных достоверных знаний. Представления о цвете, свойствах, возможностях взаимодействия с теми или иными минералами формируются в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, который соответствует возможностям детей.
Развитие игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется с помощью различных методов: практических, наглядных, словесных. Ведущими признаются практические методы, направленные на организацию практической деятельности детей, ее активизацию и самостоятельность. Не меньшее значение в коррекционной педагогике придается наглядным методам, они используются при построении предметно-развивающей среды. В процессе игр также используются словесные методы обучения: рассказывание детей, рассказывание воспитателя, предварительная беседа, обобщающая беседа, вопросы (прямые и подсказывающие). В обучении детей с интеллектуальной недостаточностью игровой деятельности с минералами одним из необходимых условий являются индивидуальный и дифференцированный подходы, которые проявляются в преобладании индивидуальных и групповых формах ее организации.
Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности:
- проигрывание действий педагогом на глазах у детей;
- совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком;
- выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;
- выполнение игровых действий ребенком по образцу, предлагаемому взрослым;
- выполнение действий ребенком по словесной инструкции;
- сопровождение ребенком выполняемых действий речью.
Учитывая все вышеизложенное, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Формировать первоначальные представления о наиболее известных видах минералов (песок, глина, камни, соль).
2. Развивать у детей познавательные способности средствами игр- экспериментирований со знакомыми минералами. Учить обследовать различные предметы из окружающего мира и выяснять их особенности и наиболее характерные признаки.
3. Дать представление о значении известных видов минералов в жизни человека (строительный материал, материал для изготовления посуды, соль в питании людей, и т.д.) предметы повседневного обихода из глины и камня.
4. Знакомить детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком, глиной, камнями (ОБЖ).
5. Развивать у детей интерес к окружающему миру.
Для реализации этих задач, я собрала картотеку игр и опытов, создала развивающую среду, в которую вошли: стол для песка, естественные минералы – песок, глина, камни, соль, емкости пластиковые (большие – 3 шт., средние – 5 шт.) баночки с крышками и ложечками – 5 шт., ведерко, лейка, совочки, формочки, воронки пластмассовые (2 шт.), воронка металлическая, поднос, лупа, песочные часы, глина для лепки, керамзит, посуда из глины (ваза большая и маленькая, блюдечко, горшочек, чашка), игрушки из глины, изделия из камня (бусы, брошь, сувениры), ширма, металлофон, мелкие пластмассовые резиновые игрушки, тарелки пластиковые (5 шт.), бумажный кораблик, скорлупки грецких орехов, трубочка, склеенная из бумаги, клеенки для лепки.
Художественная литература: Л. Толстой «Умная галка», Русская народная сказка «Колобок», потешки и песни для детей, пейзажные картинки (горы, пустыни), иллюстрации, фотографии.
Для того чтобы заинтересовать детей играми и опытами с естественными минералами я привлекла к участию в этих играх любимый сказочный персонаж «колобок». И уже не воспитатель, а колобок знакомил детей с различными свойствами минералов, что очень нравилось детям.
Все опыты и игры с природным материалом проводились в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми индивидуально и по подгруппам.
Нашу группу посещают десять детей. Дети очень разные по уровню развития, возраст от 4 до 6 лет. Дети различаются своими физическими и умственными способностями, пять из них не говорят. Итак, для лучшего усвоения материала дети были условно поделены на три подгруппы.
С Катей и Родионом я занималась индивидуально.
На первом этапе обучения игровой деятельности с природными минералами самым важным является знакомство детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком, глиной, камнями. В основном все дети уже знают, что после игр с песком надо вымыть руки, нельзя тереть глаза грязными руками, кидаться камнями, песком.
Всех детей без исключения очень заинтересовала опытная и игровая деятельность с минералами, особенно Сеню, Женю и Алешу. Они с удовольствием играли, однако их интерес мог очень быстро угаснуть, поэтому я старалась разнообразить занятия, проводить их в течение 5-7 минут. Трудности возникли также при занятиях с Катей, она в силу своих возможностей, пока может усвоить очень мало, игровые действия может выполнять только совмещенно с воспитателем.
С Родионом приходилось заниматься индивидуально по той причине, что он очень плохо видит, при игре с другими детьми мешает им, так как чтобы что-то увидеть, ему приходиться близко приближаться и наклоняться. Все игры с ним я старалась проводить в более светлое время дня индивидуально.
К сожалению, Настя и Родион из-за болезни очень долго отсутствовали. При проведении игр с песком я заметила, что у Никиты проходит напряженность, наступает некоторая расслабленность, он с удовольствием откликается на предложение поэкспериментировать, поиграть.
Мы с детьми делаем первые шаги в изучении минералов, шаг за шагом мы будем продвигаться, познавать и изучать окружающий мир.
Игры с минералами благоприятно влияют на развитие познавательных способностей ребенка, плодотворно действуют на развитие мелкой моторики рук: дети трогают песок, перебирают камешки, лепят из глины и влажного песка, что способствует развитию речи. Развитие речи происходит также за счет увеличения словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы). Говорящие дети при игре проговаривают новые слова, а у неговорящих увеличивается пассивный словарь.
Вывод: знакомство детей с минералами имеет большое развивающее значение в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью. Опыт, приобретенный в игровой деятельности, они переносят в жизнь.
К сожалению, разработано недостаточное количество методических пособий и рекомендаций по данной теме, хотелось бы продолжать данное направление.
Приложения
Свойства минералов
Опыты
Дидактические игры
Литература:
1. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом».
2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6-ти лет».
3. Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
4. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».
5. С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».
6. Е.К. Берюхова, Н.В. Груздева «Окружающий мир. Природоведение. Экология».
7. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Природа неживая и живая».
8. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Практикум по песочной терапии».
9. Фредерик Х. Вагнер «Живой мир пустынь».
10. А.Казалис «Животные и их мир».
11. Л.Н. Носкова «Коррекционное обучение как основа
личностного развития аномальных детей».
12. В.А. Петровский «Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении».
Поделиться: