Поиск по сайту

Использование дидактических игр и упражнений для развития внимания у детей с задержкой психического развития


Авторcтво: Никитина Марина Геннадьевна, воспитатель ГБДОУ №15 Выборгского района Санкт-Петербурга


Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Развитие внимания в дошкольном возрасте является необходимым условием успешного обучения в школе. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития (ЗПР), так как у данной категории дошкольников отмечаются следующие особенности внимания: недостаточная устойчивость; слабая концентрация; трудности включения, переключения и распределения. В процессе занятий с детьми с ЗПР это может проявляться следующим образом. Некоторые из них в начале занятия активны, но быстро утомляются, начинают отвлекаться. Другие в начале занятия пассивны, концентрация их внимания происходит только лишь после некоторого периода деятельности. У третьих внимание колеблется на протяжении всего занятия. Это приводит к недостаточно полному или неточному восприятию и усвоению материала.

Нарушение внимания и памяти для детей с задержкой психического развития в большей степени затрагивают произвольную деятельность ребенка. Эти дети постоянно нуждаются в дополнительной эмоциональной стимуляции. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, внимание при просмотре кукольного спектакля не надо мобилизовывать, оно сохраняется в течение длительного времени, при условии, что спектакль нравится детям.

Учитывая особенности детей, я старалась организовать свою деятельность таким образом, чтобы интерес к работе у них не угасал на протяжении всего занятия. А это особенно важно в работе по коррекции внимания и развитию познавательной активности дошкольников с ЗПР. Для достижения этой цели мной были использованы разнообразные дидактические игры. Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольный период. Особое место среди игр занимает дидактическая игра, так как она является связующим звеном между игрой и обучением. В разнообразных играх дети учатся определять свойства предметов, устанавливать их сходство и различие; решаются задачи на сравнение и классификацию. Дидактическая игра развивает не только внимание ее участников, но и их волевые качества, так как согласно правилам они действуют произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле играющих.

Важно помнить: необходимо постепенно подготавливать детей к играм, идти от простых к более сложным. На начальном этапе я выбирала и включала в свою работу с детьми подвижные игры и игры с предметами, так как они им наиболее понятны. Это такие игры как: «Найди игрушку», «Какая игрушка спряталась?», «Что изменилось?», «Угадай, кто позвал?», «Громко – тихо», «Что звучало?», «Птички и автомобиль», «Зеркало», «Найди свой цвет», «Музыкальные стулья» и т. д. Данные игры развивают зрительное и слуховое внимание.

Дети очень любят играть в прятки. Эта игра вызывает у них особый интерес и положительный эмоциональный отклик, но в группе ее провести невозможно. Моделью игры в прятки можно считать игру «Найди игрушку», которая проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель предлагает детям найти спрятавшуюся игрушку; обычно это небольшого размера кукла, лошадка, медвежонок или машинка. Дети выходят из помещения группы, например в раздевалку, или отворачиваются, закрывают глаза, а воспитатель в это время располагает игрушку среди других предметов в любом месте группы, но так, чтобы ее мог увидеть ребенок. Затем дети ищут «спрятавшегося». Из-за небольшого размера игрушку сложно отыскать среди других предметов. Воспитатель может помогать детям при помощи слов «горячо», «холодно», что означает, они находятся близко или далеко от игрушки. Впоследствии дети могут сами исполнять роль ведущего и прятать игрушку. Эта игра очень нравится детям моей группы, и они часто в нее играют.

Для игры «Подбери пару» мы с детьми вместе делали игровой материал – украшали варежки геометрическим орнаментом. Дети радуются тому, что сделано своими руками, с большим удовольствием используют свои поделки в играх.

Когда у детей появился устойчивый интерес к простым играм, можно переходить к более сложным – настольно-печатным и словесным; это: все виды «Лото», «Домино», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Геометрическая мозаика», «Неразбериха», «Что я видел?», «Опиши, мы отгадаем», а также: «Радио», «Повтори, что назову», «Тут что-то не так», «Съедобное – несъедобное» и т. д. Эти игры я включаю в занятия, в совместную деятельность с детьми и предлагаю в некоторые из них поиграть самостоятельно.

Игра «Радио» проводится со старшими детьми. В этой игре воспитатель берет на себя роль диктора. Дети по словесному описанию должны определить, кого разыскивает диктор. Например, «Внимание! Потерялась девочка. На ней красная кофта, синяя юбка, белые гольфы. Помогите найти эту девочку. Кто она?» Дети называют имя девочки. Диктор может дать такое описание, что дети не смогут никого узнать. Тогда они отвечают: «Нет такого мальчика (такой девочки)». Нового диктора выбирают при помощи считалки. Это тоже любимая игра детей.

Анализируя свою работу по результатам диагностики, с уверенностью могу сказать, что дидактическая игра помогает воспитать у детей устойчивый интерес и к игре и к обучению.

Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений, поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразная, уныло тянущаяся жизнь удручает, ослабляет силы, как физические, так и психические; радостное, в меру представленное разнообразие их питает и поддерживает. Систематическое использование игр в различных видах деятельности способствовало тому, что дети стали более активны на занятиях, с удовольствием ждут их, охотно выполняют задания и упражнения, кроме того, у них улучшилась память и концентрация внимания.

Детям с задержкой психического развития очень трудно дается общение со сверстниками. Дидактическую игру можно рассматривать не только как развивающую и обучающую, но и как своеобразную форму общения. Игры сплотили детей, подружили их, что благотворно сказалось на их общем психическом развитии и улучшении коммуникативных качеств.

Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использование дидактических игр, направленных на развитие внимания детей дошкольного возраста с ЗПР, способствует развитию всей личности ребенка.


Список литературы

1. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т. А. Власовой – М.: Просвещение,1984.

2. Зарин А. П., Нефедова Ю. В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

3. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

4. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.


Поделиться: