Поиск по сайту

Специфика логопедического обследования учащихся с ограниченными возможностями здоровья


Авторcтво: Истомина Нина Николаевна; Кузнецова Людмила Сергеевна, учителя-логопеды ГБС(к)ОУ школы №487 Выборгского района Санкт-Петербурга


Для того чтобы правильно понять и эффективно воздейство­вать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и эконо­мичные пути его преодоления, пишет Р.Е. Левина, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речевой системы они за­трагивают. В результате всестороннего логопедического обследо­вания удается получить необходимые данные, позволяющие сде­лать заключение о причине, характере и тяжести речевого наруше­ния, а также наметить пути коррекции дефекта.

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы логопедической науки: принцип развития, системность, комплексность, онтогенетический принцип, принцип деятельностного подхода. Важное место при исследовании речевых рас­стройств занимают общепедагогические принципы: наглядность, доступность, индивидуальный подход и др. Но, вместе с тем, об­следование должно иметь свое специфическое содержание, направ­ленное на анализ речевого нарушения.

В педагогике существуют традиционные методы изучения детей с речевой патологией: изучение документации, изучение продуктов деятельности детей, методы наблюдения, беседы.

Результаты логопедического обследования фиксируются в речевую карту, которая является обязательным документом учителя-логопеда. Существуют различные виды речевых карт.

Целью ведения данного документа является:

1.Выявления особенностей развития устной и письменной речи ребенка;

2. Выявления механиз­мов, лежащих в основе нарушения речи;

3.Квалификации наруше­ния речи;

4. Определение степени его выраженности.

В нашей школе возникла необходимость изменения данного документа. Новая речевая карта сохранила традиционность. Это:

1.Вариативность (для учащихся старших и начальных классов);

2.Последовательность обследуемых параметров: анкетные данные, анамнестические данные, состояние артикуляционного аппарата, состояния устной речи, чтения, письма, логопедическое заключение.

Изменения произошли с учетом специфики контингента детей, обучающихся в условиях нашей школы. Рассмотрим их на основе фрагментов карты. Часто ученики страдаютснижением слуха и зрения. Нарушение деятельности анализаторов создают определенные трудности в познавательной деятельности детей и могут привести к обеднению круга представлений. В Раздел Анамнестические данные обязательно должны быть внесены сведения о состоянии слуха, зрения, о ведущей руке.

Анамнестические данные.

Данные о ходе развития речи____________________________________

Ведущая рука__________________________________________________

Состояние слуха ребенка________________________________________

Состояние зрения ребенка_______________________________________

У детей нашей школы дефекты звукопроизношения встречаются чаще, чем в общеобразовательной. Это связано с недостаточным развитием моторики, неточностью слухового и кинестетического контроля, аномалиями строения артикуляторного аппарата. Речевая карта подробно исследует произносительную сторону речи в разделах: состояние артикуляционного аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры слова.

Состояние устной речи.

Темп речи: нормальный, ускоренный, замедленный

Внятность: речь внятная, невнятная

Голос: нормальный, громкий, тихий, модулированный, назализация

Состояние звукопроизношения

Год обучения

свистящие

шипящие

соноры

заднеязычные

1 начало года





1 конец года





2 начало года





2 конец года





3 начало года





3 конец года





4 начало года





4 конец года





Для обучающихся по программам VII и VIII видов характерны значительное отставание речевого развития, устойчивость нарушений, затрудненность формирования навыков и ограниченность лексико-грамматической стороны речи. Коррекционная работа ведется весь школьный период. Изменения в речи учащегося фиксируется в Речевой карте 2 раза в год. Существующая Речевая карта не позволяет определить, за какой период произошла динамика речевого развития учащегося. Предложенный нами вариант при обследовании каждого речевого параметра содержит разграничения данных в виде таблицы на начало и конец четырех лет обучения (1-4, 5-8 классы).

5.Состояние языковой системы:

Год обучения

Дифференциация фонем

Фонематический анализ и синтез

Языковой анализ и синтез

Определение первого звука

Последовательность звуков

Количество звуков

1 начало года






1 конец года






2 начало года






2 конец года






3 начало года






3 конец года






4 начало года






4 конец года






Определяет\ не определяет, требуется помощь, допускает ошибки;

Следует отметить, насколько удобно заполнять Речевую карту логопеду. Многие параметры содержат в себе варианты ответов, которые необходимо лишь подчеркнуть.

Разработанная нами речевая карта в настоящее время проходит апробацию в нашей школе.


Поделиться: