Поиск по сайту

Формирование навыка грамотного письма (из опыта работы учителя)


Авторcтво: Обрезко Наталья Александровна, учитель начальных классов ГОУ СОШ №468 Выборгского района Санкт-Петербурга


Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 – 4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

Поэтому специалисты ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение «видеть» орфограммы.

«Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу».

«Орфограммой называют то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный».

К сожалению, учитель нередко пропускает целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограммы в слове. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие «опасные» звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

- гласные – а, о, и, е;

- пары звонких и глухих согласных;

- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

- согласные буквы п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем [б], [г], [в], [д], [з], [ж];

- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю, обозначающие два звука;

- мягкие согласные также относятся к числу «опасных»;

- «опасными позициями» в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица -ся (-сь); сочетание морфем – две приставки, 2 – 3 суффикса.

Непониманием основной закономерности письма, его ведущего принципа объясняют лингвисты тот факт, что «школьников заставляют учить огромное количество орфографических правил, не давая им путеводной нити, с помощью которой они смогли бы ориентироваться в этом лабиринте правил. Такой путеводной нитью является значение основного принципа нашей орфографии».

Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом случае говорят, что имеет место орфографическое действие.

В орфографическом действии выделяются две ступени:

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

При этом речь идет именно об орфографическом действии, направленном на достижение создаваемой цели. Для совершения орфографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется орфографическое действие, то есть проверка орфограммы.

Этапы орфографического действия

I. Увидеть орфограмму в слове.

II. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.

III. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.

IV. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи.

V. Решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.

VI. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени:

· постановка орфографической задачи (выделение орфограмм);

· её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на те же правила в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, учащимся нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

В этом помогут графические схемы.

Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе и графическое их обозначение.

п/п

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

Схематическое обозначение орфограмм

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения;

б) гласные а, о, и, е;

в) место в слове


   Безымянный.jpg    - проверяемая ударением

2.jpg       - не проверяемая ударением

3.jpg         - чередующаяся гласная

2

Звонкие и глухие согласные

а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш;

б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)


4.jpg

3

Непроизносимые согласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.;

б) место в слове

5.jpg

4

Разделительный Ь

наличие гласных я, е,

ю, ё.

6.jpg

5

Разделительный Ъ

а) наличие гласных букв е, я, ю, ё ;

б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня.

7.jpg

6

Правописание приставок

а) безударная гласная в приставке;

б) парная согласная в приставке.


8.jpg

7

Безударные гласные в окончаниях имен существительных

а) место орфограммы: в окончании;

б) наличие в окончании безударного е-и;

в) часть речи: имя существительное.


9.jpg

8

Правописание окончаний имен прилагательных.

а) наличие такого сочетания;

б) их место: на конце слова;

в) часть речи: имя прилагательное.


9.jpg

9

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

а) часть речи: глагол;

б) место: в окончании слова;

в) наличие знакомых окончаний ут-ют, ат-ят, отсутствие ударения;

г) время глагола: настоящее или будущее.


9.jpg

Слово в современной школе стали рассматривать в соответствии с последними достижениями лингвистики, тем самым увеличили, во-первых, информацию о нем и, во-вторых, способы исследования и изучения его.

Работа со словом обладает огромными потенциальными возможностями для развития ребенка. Слово является не только лингвистической единицей, но и единицей мышления, способствующей абстракции и обобщению. Ориентировочно-поисковые задания, основанные на дифференциации орфограмм и соотнесении их с графическим изображением, способствуют развитию орфографической зоркости учащихся.

КАРТОЧКА № 8

Распредели слова на три группы

голубка звездный сердце

властный площадка косьба

узкий беседка легкий

полоска просьба мягко

свистнул поздний любовь

устный честный стальной

канавка злостный червяк

5.jpg

4.jpg


10.jpg

КАРТОЧКА № 12

Подбери слова к данным схемам

появился ядро ласкать разъярённый

столик связать низенький вязать

подарок ключик осел зашёл

переход предъявить ослик встречать

записать ласковый посмотреть перевозить


Безымянный.jpg


11.jpg

12.jpg

Работа со схемами позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении, включающий свойства вариативности и многогранности. Все это позволяет создавать на уроках атмосферу непринужденности, позволяет правильно сочетать активность сильных и слабых учащихся.

Вот почему тестовое задание карточки №3 будут выполнять все учащиеся, а вот отвечать на вопрос № 3 со звездочкой – только сильные.

КАРТОЧКА № 3

1. Подбери схему к данному слову:

  ЗАЛЕЗ

1.  13.jpg

2. 14.jpg

3. 15.jpg

2. Какие слова соответствуют данной схеме:16.jpg

1. прекрасный

2. скоростной

3. ненастная

4. капустные

3.* Подбери слова к данным схемам таблицы:

Безымянный.jpg

4.jpg

5.jpg

В данном случае деятельность школьников активизируется. Такие задания формируют осмысленный контроль, способствующий свободе самовыражения. Дети подмечают несоответствия, видят проблемные моменты, благодаря чему оттачивается орфографическая зоркость. Тестовые задания используются для индивидуальной и фронтальной работы с целью быстрого контроля знаний учащихся, вносят разнообразие в процесс обучения, позволяют получать наглядную картину успеваемости, экономить время на уроке. Универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» обозначает умение учиться.

К сфере познавательных универсальных учебных действий относится использование знаково-символических средств для оптимизации учебного процесса. Работа со схемами служит не только усвоению знаний и навыков, но и вовлечению в сферу учения реальной разносторонней деятельности школьников. При работе со схемами создаются благоприятные условия для более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему, и благодаря этому, происходит движение вперед. Примерами могут служить изучение тем по классам: «Безударная гласная в корне слова» (II класс), «Безударная гласная в приставке» (III класс), «Безударная гласная в окончании» (IV класс).

Для разнообразия форм работы и в качестве ее усложнения можно давать диктант в трех вариантах для трех групп учащихся одновременно.

Диктант

Лавка, солнце, морской, лодка, честный, доска, ловкий, клюв и т.д.

Учащиеся, распределенные учителем по группам, выписывают слова к схеме:

I группа – непроизносимая согласная;

II группа – парная согласная;

III группа – безударная гласная, проверяемая ударением.

Не менее полезен вариант графического диктанта, при котором учитель не произносит слова, а показывает предметные картинки; дети их соотносят с графическими схемами. Диктант направлен на развитие фонетико-кинестетических связей в орфографическом навыке, а также на развитие навыка фонематического самоконтроля.

При работе с карточками-заданиями формируются социально-коммуникативные умения учащихся.

Выбор ответа

КАРТОЧКА № 1

Безымянный.jpg

4.jpg

5.jpg

11.jpg

выбираю сам





выбираю в паре





Учащиеся из предложенного текста выбирают слова к данным схемам. Работа с таблицей дает возможность оценить уровень не только знаний и умений учащихся, но и общеучебных умений. Работа с графическими схемами формирует такие понятия, которые нацелены на развитие абстрактного мышления. В процессе целенаправленного обучения у младших школьников появляется способность мыслить символически. С помощью графических схем дети успешно усваивают такие трудные темы, как «Безударная гласная в корне, в окончании», «Непроизносимая согласная», «Парная согласная», «Правописание разделительных ь и ъ».

Для возбуждения познавательной активности, формирования словарного запаса младших школьников, для успешного освоения способа проверки орфограммы служит работа по тренажеру. (см. Приложение)

Работа по тренажеру позволяет:

1. раскрывать природу орфографического явления, то есть принцип, которому оно подчиняется;

2. выявлять орфографическое поле, необходимое для проверки;

3. видеть опознавательные признаки данной орфограммы;

4. формировать умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа;

5. ликвидировать разрыв между теорией – правилом и практикой.

Используемые формы организации познавательной деятельности

по работе с тренажером: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Прогнозируемый результат (формируемые УУД):

· регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);

· познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

· логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);

· коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).

Правильная система работы над формированием орфографической зоркости – комплексная работа, которая позволяет формировать у учеников культуру письма, является составной частью внутренней культуры личности и лежит в основе культуры общения «ученик-учитель », «пишущий-читающий».

Приложение «Тренажер для совершенствования грамматико-орфографических умений и навыков»


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Белохвостова В.Н. Влияние поля орфограммы на состояние навыков правописания младших школьников – Красноярск, 2002

2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии – М., 1966

3. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий – М., 1965

4. Львова С.И. Русский язык .За страницами школьного учебника – М., 2002

5. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник – М., 2006

6. Русский язык. Справочник школьника . 5-11 классы: Электронная энциклопедия – М., 2005

7. Тихонов А.Н. Словообразование – словарь русского языка – М., 2003

8. Шарова Н.А. Русский язык. Нестандартные уроки – Волгорад, 2008


Поделиться: